СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая коррекционного курса «Ритмика» для обучающегося 2 класса (вариант 7.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая коррекционного курса «Ритмика» для обучающегося 2 класса (вариант 7.2)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково Тверской области


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» мая 2022 г.

«Утверждаю»

Приказ № 154 от «18» июля 2022 г.

Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области __________________С. Н. Кузьмичёва






Адаптированная рабочая

коррекционного курса

«Ритмика»

для обучающегося 2 класса (вариант 7.2)

Сайдакова Арсения

на 2022/2023 учебный год




Учитель: Карпенко В.В.,

учитель начальных классов






г. Конаково, 2022

Пояснительная записка

Программа «Ритмика» представляет курс коррекционно – развивающих занятий. Данная адаптированная рабочая образовательная программа по ритмике составлена на основе документов:

  • Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2).

  • Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2).

Данная программа для обучающихся разработана на основе программы «Ритмика», автор Н.А. Цыпина, для общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (начальные классы).

Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и  коррекции отклонений в психическом и физическом развитии  обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике.

Задачи программы:

  • овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.))

  • развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.);

  • развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;

  • развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки;

  • развитие умения совместной коллективной деятельности;

  •  воспитание самоорганизации и самодисциплины;

  •  приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств.

Общая характеристика учебного предмета

Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно - развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: оздоровительное; образовательное; воспитательное; коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение программы по коррекционно – развивающему занятию «Ритмика» в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;  проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

  • проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Метапредметные результаты:

  • обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;

  • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения; ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;

  • выполнять дыхательные упражнения;

  • использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре;

  • уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями.











Содержание учебного курса

Основные направления работы по ритмике:

восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки;

упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты;

ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц;

упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);

игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.), игры по ориентировке в пространстве;

танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев;

декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).

Коррекционный курс «Ритмика» содержит следующие разделы:

1. Основы музыкальной грамоты.

2. Общеразвивающие и ритмико-гимнастические упражнения.

3. Танцы и танцевальные движения.

4. Музыкально-образные игры и упражнения.

Необходимо учитывать, что в ритмике принят концентрический метод работы, т.е. данные разделы изучаются не последовательно, а комплексно. Каждый урок включает в себя материал из разных разделов: ритмическую разминку, элементы музыкальной грамоты, освоение различных танцевальных движений и танцев, музыкальные игры и образные упражнения.

Раздел «Основы музыкальной грамоты» включает в себя знакомство с основами музыкальной грамоты, необходимыми для развития музыкального восприятия, формирования осознанного отношения к музыке и понимания законов построения музыкального произведения. Через движение, музыкально-ритмические упражнения и игры закрепляются основные понятия: характер музыки, средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм), строение музыкального произведения (вступление, части, фразы, затакт), метроритм. Дети учатся передавать в движении общий характер музыки и ее настроение. В процессе знакомства с разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями в ходе сопровождения танцевальных упражнений и танцев происходит обогащение слушательского опыта и музыкального кругозора учащихся, развивается и закрепляется интерес к музыке различных направлений и стилей.

Раздел «Общеразвивающие и ритмико-гимнастические упражнения» включает в себя комплекс упражнений и элементов, формирующих и развивающих у детей мышечное чувство, равновесие, правильную осанку, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию и культуру движения. Это способствует подготовке моторно-двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных движений и комбинаций.

Раздел «Танцы и танцевальные движения» предусматривает знакомство учащихся с разнообразием хореографического искусства, музыкой и лексикой разных национальностей, основными средствами танцевальной выразительности (мимика, пластика, жест), способствует развитию координации движений, танцевальности и выразительности исполнения, формированию художественного вкуса, учит культуре поведения и общения. Большое место в танцевальном репертуаре отводится игровому образному танцу, который позволяет детям танцевать для собственного удовольствия, раскрывать собственную душу и эмоционально знакомиться с культурой своего народа.

В раздел «Музыкально-образные игры и упражнения» входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Музыкальные игры применяются для закрепления полученных знаний, навыков, дают возможность развивать и углублять творческие способности детей, учат их создавать музыкальнодвигательные образы, развивают быстроту мышечной реакции, ориентировку в пространстве, психические процессы (внимание, память, мышление), преодолевают скованность, воспитывают у детей дисциплинированность, волю, чувство коллективизма.



Тематическое планирование

п/п

Наименования разделов и тем

Кол – во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Вводный инструктаж по ТБ. Повторение основных положений и понятий. I позиция ног. Поклон. Комплекс ОРУ. Упражнение на дыхание. Игра «Дракон кусает свой хвост».

1



Комплекс ОРУ с музыкальным сопровождением. Слушание. Пауза. Хлопки с паузой. Упражнение «Послушай и выполни». Игра «Слушай хлопки».

1



VI позиция ног. Шаг подскока. Музыкальные жанры. Игра «У!-А?». Самомассаж

1



I фигура танца «Весело у нас». Строение музыкального произведения. «Упражнение с прыгалками».

1



II фигура танца «Весело у нас». Упражнение «Раздумье». Игра «Беги скорей!».

1



Танцевальная композиция «Весело у нас». Характер музыки. Прием свободного дирижирования. Упражнение «Огонь-лед». Игра «Пчелки».

1



Фигурные построения: змейка, улитка. Упражнение «Улитка». Отработка танца «Весело у нас.

1



Музыкально-двигательные образы. Упражнение «Волшебный мешок».

1



Совершенствование исполнения танца «Весело у нас». Игра «Дирижероркестр».

1



Слушание. Движения танца «Детская полька». Упражнение на дыхание. Упражнение «Строители».

1



Движения танца «Детская полька». Игра «Скучно, скучно так сидеть».

1



Движения танца «Детская полька». Упражнение «Магазин игрушек».

1



I фигура танца «Детская полька». Стаккато-легато в музыке. «Упражнение с хлопками». Упражнение «Цветочек».

1



Боковой галоп с тройным притопом. II фигура танца «Детская полька». Упражнение «Нос-ухо-нос».

1



Танцевальная композиция «Детская полька». Игра «Успей передать!».

1



Совершенствование исполнения танца «Детская полька». Ритмическая тренировка.

1



Повторный инструктаж по ТБ. Комплекс ОРУ. Слушание. III позиция ног. Переменный шаг. Упражнение на дыхание. Игра «У!-А?»

1



Комплекс ОРУ с музыкальным сопровождением. Шаги с остановкой. Игра «Слушай бубен!».

1



Шаги с тройным притопом. Игра «Буратино танцует!».

1



I фигура танца «Русская пляска». Упражнение «Огонь-лед».

1



II фигура танца «Русская пляска». Упражнение «Снеговик».

1



Фигурное построение «воротца». Игра «Теремок».

1



III фигура танца «Русская пляска». Игра «Слушай хлопки»

1



IV фигура танца «Русская пляска». Упражнение «Марш с сигналами».

1



Танцевальная композиция «Русская пляска». «Упражнение с прыгалками».

1



Совершенствование исполнения Танца «Русская пляска». Игра «Трансформеры».

1



Слушание. Музыкально-ритмическая тренировка. Движения «Парного танца». Упражнение на дыхание. Игра «Успей передать».

1



Движения «Парного танца». Игра «Скучно, скучно так сидеть».

1



I фигура «Парного танца». Игра «Усни-трава».

1



Движения «Парного танца». Этюд «В цирке!».

1



II фигура «Парного танца». Игра «Мышеловка»

1



Танцевальная композиция «Парный танец». Упражнение «Без пары».

1



Пластическое интонирование. Игра «Птичья стайка».

1



«Чистописание».

1




ИТОГО:

34 часа





































Описание материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Литература:

1. Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М., 1992.

2. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 1998

3. Движения под музыку в детском саду / Под ред. Косицыной М.А.

4. Картушина М.Ю. Оздоровительные вечера досуга. М., 2005

5. Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012

6. Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012

7. Котышева Е.Н.«Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» - Речь,2010

8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993.

9. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спец. детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под. ред. Зарина А.П., Ложко Е.Л., СПб. 1994.

10. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2000.

11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М., 1999.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.



Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место педагога;

  • станки; - зеркала;

  • оборудование для ОРУ: флажки, гимнастические палки, скакалки.

  • элементарные музыкальные инструменты (погремушки, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки).

Технические средства обучения:

  • звуковоспроизводящее оборудование

  • компьютер

  • видеооборудование


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!