Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кирчиженская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы протокол №____ _____________ Р.Г. Иванова ____________А.А. Фроловская от______________ «___»_________2020г. Приказ № ___ Руководитель ШМО « ___»_________2020г. _________ М.Ш. Солиева
Адаптированная программа учебного
предмета «Математика» в 8 классе
для обучения детей с нарушением интеллекта
(тяжёлой степени умственной отсталости)
на 2020 / 2021 учебный год.
Учитель: Солиева Махбуба Шукуровна
с.Кирчиж 2020г.
Пояснительная записка
Адаптированная программа по математике разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под ред. Воронковой В. В. М.:ВЛАДОС, 2014г. Включает в себя УМК
Капустина Г.М. Математика, 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2014г.
Алышева Т.В. Математика, 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2008г.
Эк В.В. Математика, 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.
Перова М.Н. Математика, 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012.
Нормативные документы
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Государственного образовательного стандарта (федеральный компонент) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.) (с изменениями и дополнениями)
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 (с изменениями, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г. № 576);
4. Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, М.:ВЛАДОС, 2011г.; выбранной с учетом особенностей обучающихся (для обучающихся с легкой умственной отсталостью).
5. Календарно-тематический план составлен в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы М.Н.Перова, В.В.Эк Москва «Просвещение», 2001.
6. Учебный план МОУ Семёновская СОШ на 2018-2019 учебный год;
7.Положение о рабочих программах МОУ Семёновская СОШ.
Рабочая программа основана на:
Федеральном Законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Государственной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./Авторы: Воронкова В. В., Перова М. Н., Эк В. В., Алышева Т. В. и др./ Под редакцией доктора педагогических наук. Профессора В.В.Воронковой. - Москва «Владос», 2015 – Сб. 1. – 224 с., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год, 3 часов – в неделю.
Цели и задачи:
Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными математическими знаниями и умениями, доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах обучения;
- развивать речь обучающихся, обогащать ее математической терминологией;
- воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Повысить уровень общего развития обучающихся;
- развитие нравственных качеств обучающихся.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной и физической деятельности обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
• величину 1;
• смежные углы;
• размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных углов, углов треугольника;
• элементы транспортира;
• единицы измерения площади, их соотношения;
• формулы длины окружности, площади круга.
Учащиеся должны уметь:
• присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000;
• выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1 000;
• находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
• находить среднее арифметическое чисел;
• решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
• строить и измерять углы с помощью транспортира;
• строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
• вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
• вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
• строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:
— присчитывание и отсчитывание чисел 2 000, 20 000; 500, 5 000, 50 000;
2 500, 25 000 в пределах 1 000 000, достаточно присчитывать и отсчитывать числа 2,20, 200,5,50, 25, 250 в пределах 1 000;
— умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на двузначные числа;
— самостоятельное построение и измерение углов с помощью транспортира;
— построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней;
— соотношения: 1 м2 = 10 000 см2,1 км2 = 1 000 000 м2,1 га = 10 000 м2;
— числа, полученные при измерении двумя единицами площади;
— формулы длины окружности и площади круга;
— диаграммы;
— построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
Данная группа учащихся должна овладеть:
— чтением чисел, внесенных в нумерационную таблицу, записью чисел в таблицу;
— проверкой умножения и деления, выполняемых письменно.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»:
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы :
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащиеся должны знать:
Алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы.
Элементы десятичной дроби.
Место десятичной дроби в нумерационной таблице.
Симметричные предметы, геометрические фигуры.
Виды четырёхугольников :произвольный ,параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.
Учащиеся должны уметь:
Умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число.
Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные).
Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени.
Решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца.
Решать составные задачи в три- четыре арифметических действия.
Вычислять периметр многоугольника.
Находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. Строить симметричные фигуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Учащиеся учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Содержание программы
Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200,2 000, 20 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000; 25, 250, 2 500, 25 000 в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях, письменно (легкие случаи).
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные числа (легкие случаи).
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 и 1 000.
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу.
Градус. Обозначение: 1°. Градусное измерение углов. Величина прямого, острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, элементы транспортира. Построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними; по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади:
1 кв. мм (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2); их соотношения: 1 см2 =100 мм2, 1 дм2 =100 см2, 1 м2 = 100 дм2,1 м2 = 10 000 см2,1 км2 = 1 000 000 м2.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения: 1 а = 100 м2,1 га = 100 а, 1 га = 10 000 м2.
Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях (легкие случаи).
Длина окружности: С = 2R (С = D), сектор, сегмент.
Площадь круга: S = R2.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
Календарно-тематическое планирование по математике
8 класс (3 ч в неделю, 102 ч)
№ п/п | Дата | Дом.ра | Тема урока | Коли- чество часов | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) изучения учебного предмета, курса |
план /факт | |
Нумерация (40 ч) |
1 | 02.09.20 | №7, 13 | | 1 | Предметные: -знать разряды многозначного числа, -уметь выделять разряды в числе, -развивать навык счета, присчитывания, отсчитывания. -знать название многозначных чисел, в зависимости от количества разрядов, -знать правило сравнения многозначных чисел, -развивать навык чтения многозначных чисел. -знать разряды многозначного числа, -уметь округлять многозначные числа, -уметь пользоваться разными числами одной меры, -повторить виды линий, -уметь правильно записывать примеры на сложение, вычитание чисел, полученных при измерении величин, -развивать вычислительные навыки, -уметь работать с калькулятором, -знать алгоритм выполнения сложения и вычитания с переходом через разряд, -уметь выполнять проверку при выполнении действия, -знать алгоритм разностного сравнения чисел, -повторять табличные случаи умножения и деления, -уметь решать примеры и задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз Метапредметные: Развивать внимание через работу с разными числами одной меры Учить применять правила сравнения при выполнении задания Вырабатывать навыки прочного запоминания.формировать вычислительные умения; развивать точность и четкость в записи чисел Личностные: Развивать речь учащихся посредством ввода новых слов Развитие мышления, внимания, памяти |
2 | 03.09.20 | №17,21 | Таблица разрядов и классов | 1 |
3 | 04.09.20 | №25,29 | Нумерация в пределах 1000 000 | 1 |
4 | 09.09.20 | №33 с.14-15 | Запись и чтение чисел в пределах 1000 000 | 1 |
5 | 10.09.20 | №38 | Состав числа. Таблица разрядов | 1 |
6 | 11.09.20 | № 43,46 | Простые и составные числа | |
7 | 16.09.20 | №49,52 | Простые и составные числа | 1 |
8 | 17.09.20 | №55 | | 1 |
9 | 18.09.20 | №54 | Четные и нечетные числа | 1 |
10 | 23.09.20 | №58 | | 1 |
11 | 24.09.20 | №61 | Дробные числа | 1 |
12 | 25.09.20 | №65 | Сравнение целых и дробных чисел | 1 |
13 | 30.09.20 | №67,69 | Сложение и вычитание целых чисел | 1 |
14 | 01.10 | №71,74 | Сложение и вычитание целых чисел | 1 |
15 | 02.10 | №77 | Сложение и вычитание десятичных дробей | | 1 |
16 | 07.10 | С.29(1-3) | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 |
17 | 08.10 | №79,81 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. | 1 |
18 | 09.10 | № 85,87 | Решение примеров. | 1 |
19 | 14.10 | №90 | Деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число | 1 |
20 | 15.10 | №92,95 | Деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число | 1 |
21 | 16.10 | №97 | Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10, на 100, на 1 000 | 1 |
22 | 21.10 | №100 | Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10, на 100, на 1 000 | 1 |
23 | 22.10 | №119 | Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи | 1 |
24 | 23.10 | №121 | Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи | 1 |
25 | 05.11 | №129(1 столбик | Умножение на двузначное число | 1 |
26 | 06.11 | №140(1столб) | Умножение на двузначное число | 1 |
27 | 11.11 | №129(2столбик | Деление на двузначное число | 1 |
28 | 12.11 | С.48(1-2) | Деление на двузначное число | 1 |
29 | 13.11 | С.48 (3) | Решение примеров в несколько действий | 1 |
30 | 18.11 | С 48(4) | Решение задач на движение | 1 |
31 | 19.11 | №148, №151 | Градус. Градусные измерения углов | 1 |
32 | 20.11 | №154 №156 | Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси и центра симметрии | 1 |
33 | 25.11 | | Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация» | 1 |
34 | 26.11 | С.60 №164 | Работа над ошибками | 1 |
Обыкновенные дроби (40 ч) |
35 | 27.11 | №168 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Предметные: -знать числитель и знаменатель дроби; -уметь складывать дроби с одинаковыми знаменателями; -уметь вычитать обыкновенные дроби; -уметь решать задачи с дробями; -уметь складывать дроби с разными знаменателями; -уметьвычитать дроби с разными знаменателями; -уметь находить число по его доле; -знать что такое площадь, единицы площади; -уметь находить площадь; -уметь складывать и вычитать целые и дробные числа; -уметь решать уравнения и задачи; - знать геометрический материал. Метапредметные: Вырабатывать навыки прочного запоминания.формировать вычислительные умения Развивать точность и четкость в записи чисел Личностные: Развивать речь учащихся посредством ввода новых слов Развивать память, внимание, мышление Коррекция мелкой моторики через упражнение с палочками |
36 | 02.12 | №172 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
37 | 03.12 | №177 | Вычитание обыкновенных дробей | 1 |
38 | 04.12 | №180 | Вычитание обыкновенных дробей | 1 |
39 | 09.12 | №184 | | 1 |
40 | 10.12 | №186 | Решение задач | 1 |
41 | 11.12 | С.69(2) | Общий знаменатель | 1 |
42 | 16.12 | №196 | Сложение дробей с разными знаменателями | 1 |
43 | 17.12 | №199 | Сложение дробей с разными знаменателями | 1 |
44 | 18.12 | №208 №210 | Вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
45 | 23.12 | №214 №218 | Вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
46 | 24.12 | №221 | Нахождение числа по одной его доле | | 1 |
47 | 25.12 | №235 | Площадь, единицы площади | 1 |
48 | 13.01 | №240 №247 | Площадь, единицы площади | 1 |
49 | 14.01 | №250 №№252 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | 1 |
50 | 15.01 | №264 | Решение уравнений | 1 |
51 | 20.01 | №266 | | 1 |
52 | 21.01 | №272 | | 1 |
53 | 22.01 | С108(4) | Решение задач на нахождение площади | 1 |
54 | 27.01 | С.108(2) | Сложение и вычитание чисел полученных при измерении величин | | 1 |
55 | 28.01 | С.108(3) | Сложение и вычитание чисел полученных при измерении величин | 1 |
56 | 29.01 | №278, №279 | | 1 |
57 | 03.02 | | Контрольная работа № 2 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 |
58 | 04.02 | С.114 | Работа над ошибками | 1 |
Обыкновенные и десятичные дроби (55 ч) |
59 | 05.02 | №292 | Преобразования обыкновенных дробей | | 1 | Предметные: Уметь: умножать и делить обыкновенные дроби; умножать и делить смешанные числа; читать и записывать числа, полученные при измерении; складывать и вычитать числа, полученные при измерении; решать уравнения; решать задачи на умножение и деление чисел, полученных при измерении; умножать и делить обыкновенные дроби; решать геометрические задачи. Знать: что такое окружность, круг, симметрия, симметричные фигуры. Метапредметные: Совершенствовать навыки прочного запоминания Учить применять правила при выполнении задания Личностные: Развивать память, внимание, мышление Коррекция слухового восприятия через решение мыслительных задач |
60 | 10.02 | №318 | Умножение и деление смешанного числа | 1 |
61 | 11.02 | №322 | Умножение и деление смешанного числа | 1 |
62 | 12.02 | №324 | | 1 |
63 | 17.02 | №333 | Чтение и запись чисел, полученных при измерении | | 1 |
64 | 18.02 | №336 | Чтение и запись чисел, полученных при измерении | 1 |
65 | 19.02 | №338 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | | 1 |
66 | 24.02 | С.130(1-4) | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 |
67 | 25.02 | №382 | Решение уравнений | 1 |
68 | 26.02 | №386 | Решение задач на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | | 1 |
69 | 03.03 | №389 | Решение задач на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 |
70 | 04.03 | №392 | Решение задач на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 |
71 | 05.03 | №396 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении | | 1 |
72 | 10.03 | №399 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении | 1 |
73 | 11.03 | №402 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении | 1 |
74 | 12.03 | №404 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении | 1 |
75 | 17.03 | №406 | Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении | | 1 |
76 | 18.03 | №408 | Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении | 1 |
77 | 19.03 | №414 | Умножение обыкновенных дробей | | 1 |
78 | 24.03 | №416 | Умножение обыкновенных дробей | 1 | |
79 | 02.04 | №429 | Умножение обыкновенных дробей | 1 |
80 | 07.04 | №437 | Деление обыкновенных дробей | | 1 |
81 | 08.04 | №444 | Деление обыкновенных дробей. | 1 |
82 | 09.04 | №451 №459 | Деление обыкновенных дробей. | 1 |
83 | 14.04 | №470 №479 | Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные дроби | 1 |
84 | 15.04 | №484 | Геометрический материал. Взаимное положение прямых и фигур | 1 |
85 | 16.04 | №488 | Симметрия | 1 |
86 | 21.04 | №490 | Меры земельных площадей | 1 |
87 | 22.04 | №492 | Меры земельных площадей | 1 |
88 | 23.04 | №4495 | Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении площади | 1 |
89 | 28.04 | №497 | Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении площади | 1 |
90 | 29.04 | №498 | Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении площади | 1 |
91 | 30.04 | №500 | Решение задач на нахождение площади | 1 |
92 | 05.05 | №503 | Решение задач на нахождение площади | 1 |
93 | 06.05 | №508 | Решение задач на нахождение площади. | 1 |
94 | 07.05 | №513 №515 | Построение геометрических фигур. Нахождение периметра | 1 |
95 | 12.05 | №518 | Длина окружности | 1 |
96 | 13.05 | №520 | Площадь круга | 1 |
97 | 14.05 | №526 | Диаграммы и их виды | 1 |
98 | 19.05 | №528 | Построение диаграмм | 1 | |
99 | 20.05 | С.199(3) | Составление и решение задач на нахождение площади | 1 |
100 | 21.05 | С.199(4) | Решение примеров в несколько действий | 1 |
101 | 26.05 | | Контрольная работа № 3 по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 |
102 | 27.05 | | Работа над ошибками. Итоговый урок. | 1 |
Литература :
Эк В.В. Математика. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы/ В.В.Эк. – 14-е изд., - М.: Просвещение, 2018.
Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).