СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по музыке 5-7 классы 2019-2020 учебного года

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для слабых и отстающих ребят

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по музыке 5-7 классы 2019-2020 учебного года»
















Адаптированная общеобразовательная

рабочая программа

по музыке







Ф.И.О. учителя: Трифонова И.В.


Класс 5-7

количество часов в год – 34

количество часов в неделю – 1





Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 5-7 классов составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

  • Федеральным межведомственным комплексным планом по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (утвержден 13.02.2015 года).

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 в ред. от 28.05.2014 № 598).

  • Письмом Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (методические рекомендации для детей с умственной отсталостью).

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  • Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • Письмом Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.

  • Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082).

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год .

  • Положением о разработке и реализации индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Положением об организации обучении детей с ОВЗ в специальных классах для детей с ЗПР.

  • Положением об адаптированной рабочей программе по учебному предмету для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  • Программой «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2015г

  • Учебным планом МБОУ Школа № 91 на 2019-2020 учебный год.














Общая характеристика предмета, цели и задачи обучения музыки, а также особенности построения курса


Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.

Цели:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.).

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

  • формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.


При обучении детей с задержкой психи­ческого развития (ЗПР) музыке ставятся те же задачи, что и в общеобразовательном классе.

Однако особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.

Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающихся старших классов с ОВЗ, так как чаще всего выраженные нарушения той или иной деятельности помешают ребенку обучаться наравне со всеми детьми в классе. Применение на уроках музыки коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на: повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;

повышения уровня развития логического мышления; развитие наглядно-образного и логического мышления.

развитие речи, развитие приемов учебной деятельности, развитие личностно- мотивационной сферы, развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально - ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.




В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются следующие коррекционные задачи:

Образовательно-коррекционные:

1. Формирование правильного понимания и отношения к веществам.

2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:

1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках музыки.

4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.

5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.

6. Развитие приёмов учебной деятельности.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета обучающийся с ЗПР должен знать:

Личностные результаты:

  • ценностно – ориентационная сфера:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;

  • трудовая сфера:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • познавательная сфера:

- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.

  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

  • Осуществить действия по реализации плана.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

  • Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.



Познавательные УУД:

  • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

  • Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

  • Составлять простой и сложный план текста.

  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

  • Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)

  • Учиться критично относиться к собственному мнению.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


Предметные результаты:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Учащийся научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.






Учащийся получит возможность научиться:

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

Виды контроля:

вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины,уроки-концерты.


В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.








Формы организации учебно-воспитательного процесса:


При подготовке к урокам необходимо предусмотреть формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся.

В основу АОП по музыке для детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

При реализации программы используются следующие формы обучения:

  • урок-коммуникация,

  • урок-практикум,

  • урок-игра,

  • урок развития речи и т.д.


Методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

  • наглядные (наблюдение, демонстрация);

  • репродуктивный и частично-поисковый (работа с текстами, словарем);

  • частично-поисковый (подбор материала);

  • практические – упражнения;

  • методы изложения новых знаний;

  • методы повторения, закрепления знаний;

  • методы применения знаний;

  • методы контроля.

Обучение по данной программе ведётся с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой; здоровьесберегающих технологий; теории содержательного обобщения В.В. Давыдова; теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова; педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.


Методические рекомендации по реализации программы


Система работы с учащимися с ЗПР направлена на формирование общих способностей детей к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой.

Усвоение учебного материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки обучающихся.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; «тождество и контраст»; интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

Музицирование на музыкальных инструментах (в том числе и на электронных).Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

Музыкально – пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев

Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки. Современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий).

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

В классе ребятам предлагаются задания, не требующих продолжительных затрат во времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.


Виды коррекционно-развивающих упражнений:
  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Ритмическим рисунком и одновременным показом звуковысотности путем имитации кистью рук нотного стана и расположения на нем нот мелодии распевки.

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания – реализуется в процессе разучивания музыкального репертуара по нотам и текстам песен; развитие зрительной памяти и внимания и формирование обобщенных представлений о свойствах предметов – осуществляется в ходе знакомства учащихся с видами оркестров и их инструментами, а успешность данной коррекционно-развивающей работы оценивается с помощью дидактических игр «Угадай на чем играю», «Какой инструмент лишний» - в младших классах, «Поле чудес» и «Кросссворд», «Музыкальные загадки» в средних классах. 

  • Развитие слухового внимания, памяти и формирование звукового анализа учащихся происходит на этапе урока слушание (анализируется характер сопровождения и манера исполнения).

  • Дидактическая игра «Ритмическое эхо» со словами и без слов с учетом индивидуальных возможностей учащегося).

  • Развитие основных мыслительных операций: развитие навыков группировки и классификации (реализуется, например, при изучении инструментов оркестра (симфонического, народного, духового), при обобщении конкретных музыкальных произведений из репертуара в жанры музыки, классификация композиторов по стране проживания.

  • Развитие различных видов мышления. Так, наглядно-образное мышление развивается при передаче настроения и характера музыки в рисунке.

  • Словесно-логическое мышление развивается, например, в ходе дидактических игр «Слово с нотой», «Ритм и слово» (на заданный ритмический рисунок учащиеся подбирают слова) и игре «Наоборот» (учащиеся должны подобрать антонимы).

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы осуществляется в процессе пения по ролям, работой над выразительным, эмоциональным исполнением музыкальных произведений, драматизации).

  • Развитие речи происходит на протяжении всех этапов урока: распевание и пении (при разучивании текстов), устный анализ слушания.

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря происходит во время знакомства с музыкальным творчеством разных народов мира, с разнообразием музыкальных инструментов, биографиями композиторов.

  • Результат данной работы оценивается при составлении и разгадывании кроссвордов, при разгадывании музыкальных загадок, при использовании традиционных метолов контроля знаний (устный и письменный опрос). Обогащение словаря школьников происходит при разучивании текстов песен, названий музыкальных произведений и инструментов. Так же проводится индивидуальная работа.

Коррекционно-развивающие упражнения направлены на:
  • повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;
  • повышения уровня развития логического мышления;
  • развитие наглядно-образного и логического мышления;
  • развитие речи;
  • развитие приёмов учебной деятельности;
  • развитие личностно-мотивационной сферы;
  • развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
В процессе применения на уроках музыки коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы учащегося с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально - ценностного отношения учащихся к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивающие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.


Основные направления коррекционной работы при изучении предмета Музыка


• формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

• развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

• формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

• воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

• расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

• овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.


Психолого-педагогическое обеспечение.


- Обеспечение условий в соответствии с рекомендациями ПМПК:

- использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

- дифференцированное индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка;

- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.


Обеспечение психолого-педагогических условий:


- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

- учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка;

- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

- использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса.


1.Обеспечение здоровье сберегающих условий:

- оздоровительный и охранительный режим;

- укрепление физического и психического здоровья;

- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятий

2. Программно-методическое обеспечение.

Использование в процессе деятельности:

- коррекционно - развивающих программ;

- диагностического и коррекционно-развивающего инструментария в условиях массовой школы

3. Кадровое обеспечение:

- осуществление коррекционной работы специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

- привлечение логопеда, социального педагога, психолога, медицинских работников.

- обеспечение на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Материально -техническое обеспечение:

- создание надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения:

- оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания.

5. Информационное обеспечение:

- создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием

современных информационно-коммуникационных технологий.

- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных

представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий.
















Тематическое планирование


5 класс


п/п

Тема

Кол-во часов


Музыка и литература

17

1

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка.

1

3

Вокальная музыка.

1

4

Вокальная музыка.

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…»

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

8

Вторая жизнь песни.

1

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Перезвоны».

1

10

«Всю жизнь несу родину в душе…».

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17

Мир композитора.

1


Музыка изобразительное искусство

17

1

Что роднит музыку и изобразительное искусство?

1

2

Импрессионизм в музыке и живописи

1

3

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

4

Звать через прошлое к настоящему.

1

5

«Небесное и земное» в звуках и красках.

1

6

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

7

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

8

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

9

Волшебная палочка дирижёра

1

10

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

11

Застывшая музыка.

1

12

Полифония в музыке и живописи.

1

13

Музыка на мольберте

1

14

«О подвигах, о доблести, о славе…».

1

15

«В каждой мимолётности вижу я миры…».

1

16

Музыкальная живопись

1

17

Мир композитора.

1


Итого

34



6 класс


Тема

Кол-во часов


Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

17

1.

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

7

2.

Образы песен зарубежных композиторов.

2

3.

Образы русской народной и духовной музыки.

4

4.

Образы духовной музыки Западной Европы.

3

5.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Джаз – искусство XX века.

1


Мир образов камерной и симфонической музыки.

17

1.

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

5

2.

Образы симфонической музыки.

2

3.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

2

4.

Программная увертюра.

3

5.

Мир музыкального театра.

3

6.

Образы киномузыки.

2


Итого:

34







7 класс

п/п

Тема

Кол-во часов


Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

17

1

Классика и современность.

1

2

Классика и современность. В музыкальном театре.

1

3

Опера «Иван Сусанин».

1

4

Опера «Князь Игорь».

1

5

В музыкальном театре .

1

6

В музыкальном театре.


1

7

Героическая тема в русской музыке.

1

8

В музыкальном театре.


1

9

В музыкальном театре.

1

10

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

11

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

12

Вечные темы.


1

13


14

Вечные темы.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и

Джульетта».


1

1


15

Два направления музыкальной культуры.

1

16

Два направления музыкальной культуры

1

17

Два направления музыкальной культуры

1


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17

1

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

2

Транскрипция.

1

3

Сюита в старинном духе

1

4

Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена

1


Соната № 2 С.С. Прокофьева.


1

5

Симфоническая музыка.

1

6

Симфоническая музыка.

1

7

Симфоническая музыка.

1

8

Симфония №1 В. Калиникова.

1

9

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

1

10

Симфоническая картина.


1

11

Инструментальный концерт

1

12

«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

1

13

Музыка народов мира.

1

14

Музыка народов мира.

1

15

Музыка народов мира.

1

16

Обобщение изученного материала.

1

17

Урок – концерт.

1


Итого

34











MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.









Список научно-методической литературы.

«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2005г.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 2004г.

Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2005г.

Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2007г.

Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 2006г.

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 2008г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2006г.

Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 2006г.

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,2007г.

«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

Песенные сборники.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!