СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по истории (ОВЗ)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по истории (ОВЗ). Составлена по примерной. Сама работала по данной программе. Может быть кому-то пригодится.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по истории (ОВЗ)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеингашская средняя школа № 2»


Утверждаю

Директор школы

_________Л.М. Играёва

Приказ № ______от «___» _____2022 г.





Согласовано

Заместитель директора по УР

_________В. В. Колосова

«___» ________________2022 г.













Рабочая программа

на 2022 – 2023 учебный год

по предмету

«Мир истории»

6 класс

(адаптированная программа)


Учитель: Старостина С.Н.

Категория: высшая



Рассмотрена и принята на заседании школьного методического объединения учителей классов ОВЗ и УО

руководитель____________Герасименко О.Е.

протокол №___ от «__» _______2022 г.




п. Нижний Ингаш 2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  1. АООП ООО МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования.

  2. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  3. Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013года.

Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII- IXклассах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;

-формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

- формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;

- формирование умения работать с «лентой времени»;

-формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;

-помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

- воспитание интереса к изучению истории.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Общая характеристика учебного предмета «Мир истории»

В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

Важной составной частью курса «Мир истории» явля­ется историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях лю­дей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени .Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории, сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Создавая историческую картину того или иного события, учи­тель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, спо­собствующие формированию правильных исторических представ­лений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одеж­ды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источ­ников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать разви­тию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории. Применение многообразных наглядных средств формирует уме­ние представлять себе, как жили люди в определенную историчес­кую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Созда­ние точных зрительных образов — важный элемент обучения исто­рии, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. При изучении истории важно вести специальную работу по ис­пользованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использовани­ем местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

При проведении уроков используются методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;

  • Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Место учебного предмета «Мир истории» в учебном плане

Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек и общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа рассчитана для учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. По учебному плану на учебный предмет в 2022-2023 учебном году отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю.


Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов за год

34 учебные недели

2 часа

68 часов


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории» 6 класс

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Мир истории» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Мир истории». Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.









Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории» 6 класс:


Планируемые предметные результатыосвоения учебного предмета «Мир истории» к концу обучения в 6 классе

Достаточный уровень

Минимальный уровень

-знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;

-удовлетворительное осмысление и реализация основных исторических понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;

-умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы по истории;

-понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;

-владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

-владение элементами оценки и самооценки;

-высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;

-проявление интереса к изучению истории;

-понимание доступных исторических фактов;

-знание некоторых фактов исторических событий, явлений, процессов;

-усвоение наиболее доступных понятий истории на уровне их понимания и узнавания;

-использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;

-умение отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий) с помощью педагога;

-усвоение элементов контроля учебной деятельности

(с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

-использование помощи учителя при выполнении учебных задач,

умение самостоятельно исправить ошибки;



Критерии оценивания знаний и умений:

На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Учебно-методическое обеспечение:

И.М. Бгажнокова, И.В. Карелина. Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. Москва. «Просвещение» 2020г.

  1. Учебник:

И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова Мир истории.6 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019г.


Содержание программы учебного предмета «Мир истории»

с определением основных видов практических заданий обучающимся.

Глава 1. Имя, отчество, семья, родословная человека –8 часов.

История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о биографии. Даты жизни. Твоя биография. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Глава 2. Отчий дом. Наша родина – Россия – 9 часов.

Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. Отличие городских домов от сельских. Исторические дома (дома-памятники). Изба – памятник русского домостроения. Малая родина. Как возникали названия городов. Названия русских сёл и деревень. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Названия и традиции. Родник « Двенадцать ключей». Истоки. Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Гражданин. Патриот. Основной закон страны. Суд, полиция, армия. Президент. Руководство страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Главный город страны. Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: Президент, Конституция, правительство, премьер-министр, Государственная Дума, депутаты, человечество, Отечество, страна.

Рекомендуемые виды практических заданий:

-Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике;

-тематическое рисование;

-составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи;

-написание своей биографии, биографий членов семьи. Родословное древо (рисунок). Словесный автопортрет, портрет членов семьи, друзей;

-толкование пословиц, подбор пословиц;

-слушание песен, стихов, просмотр видеофрагментов;

-рисунки, схемы улиц, маршрутов движения;

- пропедевтическая работа с символами, цветами карты. Рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;

словарная работа.

Глава 3. О том, что такое время и как его изучают – 7 часов.

Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Времена года, месяцы, недели, сутки. Хронология. Эра. История календаря. Появление названий месяцев. Русский земледельческий календарь. Понятие об историческом времени: дата, век (столетие), тысячелетие, лента времени. Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Новое тысячелетие (21 в.).

Рекомендуемые виды практических заданий:

Изображение схем сменяемости времен года;

-составление календаря на неделю, месяц, изображение ленты времени одного столетия;

-ориентировка на ленте времени;

-рассказы об истории календаря;

- пословицы и поговорки о времени, временах года, о человеке и времени и др.;

- подготовка и проведение тематических занятий, викторин.

Глава 4. Что изучает наука история – 9 часов.

История – наука, которая изучает события прошедшего времени. Работа учёных-историков. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах). Работа археологов. Открытия Генриха Шлимана. Понятие памятник. Вещественные и невещественные памятники. Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Рекомендуемые виды практических заданий:

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;

-рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;

-экскурсии в краеведческий, исторический музеи;

-ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;

-составление вопросов для викторин;

- просмотр видеофрагментов;

-игры; выпуск исторической газеты;

-подготовка и проведение викторин.

Глава 5. История Древнего мира - 9 часов.

Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные, фантастические). Первобытный период. Первобытное общество. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Умения древних прародителей людей. Человек умелый. Открытия человека умелого. Древние орудия труда. Начало каменного века. Человек прямоходящий. Внешний вид человека прямоходящего. Добыча и сохранение огня. Зарождение речи у человека прямоходящего. Человек разумный. Время появления. Совершенствование занятий. Расселение человека разумного. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Способы охоты на диких животных. Сохранение огня. Кочевники и собиратели. Изобретение стрел и лука. Приручение животных. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.

Рекомендуемые виды практических заданий:

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;

-экскурсии в краеведческий, исторический музеи;

-составление вопросов для викторин;

- просмотр видеофрагментов;

- подготовка и проведение викторин;

-заполнение таблиц, составление устных рассказов по таблицам;

-составление описаний по плану;

-словарная работа.

Глава 6. История вещей. Занятия человека на Земле – 12 часов.

История освоения человеком огня, энергии

Огонь-источник жизни. Источники огня в природе. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Как люди научились «прятать» огонь. Огонь и глина. Работа гончара. Изобретение гончарного круга. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, и др.кузнечное дело.

История использования человеком воды

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Появление дамб и плотин. Рыболовство, рыболовные снасти. Передвижение человека по воде. Различные плавательные средства. Судоходство. Вода и земледелие. Искусственное орошение земли. Поливное земледелие, причины его возникновения.Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Предшественники древних водяных машин (каменная ступка, жернова). Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, мельница, гидротурбина.

История жилища человека

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Жилища земледельцев и скотоводов. История совершенствования жилища. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

История появления мебели

Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изготовление мебели как искусство.

История питания человека

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. История хлеба и хлебопечения. Выведение новых сортов растений и их расселение по миру. Родина картофеля. История появление картофеля в России.

История появления посуды

Искусство изготовления керамической посуды. История появления фарфора. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера).

Изделия из бересты. Изготовление посуды как искусство.

История появления одежды и обуви

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Традиционные виды ткани на Руси. Преимущества хлопчатобумажной ткани. Шёлковая одежда как признак богатства и знати. Представление о традициях в одежде в разных странах. Одежда наших предков славян. История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Традиционная обувь на Руси. Представление об отличии одежды знати.

Уточнение представлений о способах поддержания внешней красоты. Стремление представителей разных народов к красоте. Представление об истинной красоте человека.

Рекомендуемые виды практических заданий:

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;

-экскурсии в краеведческий, исторический музеи;

-составление вопросов к данному содержанию;

- просмотр тематических презентаций;

-подготовка и проведение викторин;

-заполнение таблиц, составление устных рассказов по таблицам;

-составление описаний по плану,по иллюстрациям и опорным словам;

-словарная работа;

-письменное оформление выводов по теме;

-работа с пословицами (толкование, подбор);

-групповая работа, презентация докладов;

-словесное рисование по теме;

-составление письменных ответов на вопросы;

-рисование по представлению;

-поиск нужной информации в тексте.

Глава 7. Человек и общество – 14 часов.

Восточные славяне –древние предки русских людей. Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, бортничество – основные занятия восточных славян. Община как древнее объединение людей. Древние поселения – города. Возникновение язычества. Духи славян. Строительство святилищ. Боги славян. Современные религии – буддизм, христианство, ислам. Золотые правила разных религий. Понятие искусства. История возникновения искусства. Скульптура как древнейший вид искусства. Произведения народного творчества. Дымковская игрушка. Гжель. Культура народа. Изобретение письменности. Пиктография, иероглифы. Первый алфавит. Просветители славянских народов – Кирилл и Мефодий. Первые книги на Руси. Первые изобретения человека. Изобретение колеса. Достижения 20 века. Причины возникновения войн. Создание армий и оружия человеком. Освободительная и мировая войны. Великая Отечественная война. Подвиг ленинградцев. Исторические уроки войн.

Рекомендуемые виды практических заданий:

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;

-экскурсии в краеведческий, исторический музеи;

-составление вопросов к данному содержанию;

- просмотр видеофрагментов;

-подготовка и проведение викторин;

-заполнение таблиц, составление устных рассказов по таблицам;

-составление описаний по плану,по иллюстрациям и опорным словам;

-словарная работа;

-письменное оформление выводов по теме;

-работа с пословицами (толкование, подбор);

-составление тезисов по теме;

-групповая работа, презентация докладов;

-словесное рисование по теме;

-составление письменных ответов на вопросы;

- рисование по представлению;

-поиск нужной информации в тексте.



п/п

Глава


Количество часов

1

Имя, отчество, семья, родословная человека.

8

2

Отчий дом. Наша Родина - Россия.

9

3

О том, что такое время и как его изучают.

7

4

Что изучает наука история.

9

5

История Древнего мира.

9

6

История вещей. Занятия человека на Земле.

12

7

Человек и общество.

14



Итого 68 часов














Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир истории» 6 класс (68 часов; 2 урока в неделю)



Тема урока

Дата проведения

План\

факт

Основные понятия.


Кол-во

часов/

дата

Практическая работа

Планируемый предметный

результат

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»


1 четверть – 17 часов.


Глава 1.Имя, отчество, семья, родословная человека – 8 ч.

1

Введение.

Почему надо изучать историю?

01.09

Наука, история, Конфуций.


1

Составление рассказа по данному плану.

Реализация основных понятий, использование их в самостоятельной речи.


2

История имени.

02.09

Имя, значение имени, полное и неполное имя, святцы, обычай, священник.

1

Запись значения своего имени. Образование полных и неполных имён. Просмотр видеофрагмента.

Иметь представление о возникновении имен, о значении своего имени. Уметь образовывать наиболее распространённые неполные имена от полных и наоборот.


3-4

Отчества и фамилии человека.

08.09


09.09

Отчество. Прозвище. Фамилия. Царь Пётр Первый. Отчизна, отечество.

2

Образование отчеств и фамилий от имён. Исследование фамилий. Заполнение анкеты.

Иметь представление о происхождении отчеств и фамилий. Знать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек,

знать понятие «отчизна».


5

Семья.

15.09

Семья,

близкие и дальние родственники.Торг, тулуп, гостинцы.

1

Составление устного рассказа на тему: «Моя семья», толкование пословиц о семье. Слушание песен о семье.

Иметь представление о семье, родственниках. Уметь составлять устный рассказ о своей семье.


6-7

Биография.

16.09


22.09

Дата рождения, биография, инженер, талант, раб, сплетни, дуэль.

2

Чтение биографии А.С. Пушкина, составление устных ответов на вопросы. Составление биографии писателя. Написание своей биографии по данному плану.

Уметь составлять биографию по данному тексту и плану.



8

Поколения людей.

23.09

Родственники, поколение, предки, потомки, родословная, родословное дерево семьи.

1

Объяснение понятий. Составление родословного древа.

Уметь объяснять понятия: поколение, предки, потомки, родословная.




Глава 2. Отчий дом. Наша родина – Россия – 9 ч.

9

Дом – жилище человека.

29.09

Дом, хозяин, климат, кочует, дом - памятник.

1

Объяснение пословиц о доме, хозяйстве, соседях.

Знать отличия городского дома и дома в поселке или деревне. Уметь составлять устный рассказ о своём доме (истории его появления).


10

Изба – памятник русского домостроения

30.09

Отчий дом, малая родина, помочь.

1

Пересказ текста. Рисование своего дома (либо будущего своего дома).

Иметь представление об особенностях русской избы.


11

Названия городов и улиц.

06.10

Основатель, увековечить, слобода.


1

Объяснение происхождения названий улиц, где расположен дом и школа. Письменный рассказ «Я знаю свой город (посёлок, деревню)»

Иметь представление о происхождении названий улиц, поселков, городов. Уметь объяснять понятия: основатель, увековечить.


12

Истоки. Малая родина.

07.10

Чужеземный, истоки, манят. Вятский край, Кировская область, областной центр - город Киров, Верхнекамский район, районный центр - город Кирс, герб Кировской области.

1

Работа с картой и атласом Кировской области. Запись адреса малой родины. Работа со схемой «Национальный состав жителей края», таблицей «Основные занятия жителей нашего края». Работа с гербом области и района.

Уметь называть адрес малой родины, показывать на карте область, областной центр, район, районный центр, свою малую родину. Различать герб области и района. Иметь представление о национальном составе и основных занятиях жителей края.


13

Наша Родина – Россия.

13.10

Гражданин, патриот, территория, живопись, раздоры. Россия, Российская Федерация, народы России.

1

Работа с административной картой. Объяснение пословиц. Работа с иллюстрациями «Народы России».

Уметь показывать на карте границы РФ, называть и показывать столицу. Иметь представление о национальном составе жителей РФ.


14

Как устроено государство.

14.10

Президент, Государственная дума, министр, правительство – Кабинет министров, премьер – министр, суд, полиция, армия, Конституция.

1

Аукцион «Государства мира». Словарная работа. Разбор ситуаций.

Уметь называть 3-4 государства мира. Иметь представление об устройстве РФ, главе, основном законе, органах верховной власти.


15

Герб, флаг, гимн России. Москва– столица России.

20.10

Герб, стяг, гимн, держава, столица, летопись, Кремль.

1

Рисование флага РФ. Слушание и выразительное чтение гимна РФ, объяснение смысла частей. Песни и стихи о Москве.

Знать и уметь называть государственные символы РФ. Уметь словесно описать герб и гимн. Иметь представление о Москве как о главном городе.


16

Мы жители планеты Земля.

21.10

Планета, космос, атмосфера, Луна – спутник Земли, Вселенная.

1

Работа со схемой «Планеты Солнечной системы».

Иметь представление об устройстве Солнечной системы. Уметь называть нашу планету,

2-3 другие планеты нашей системы.


17

Повторение и обобщение изученного.

27.10


1

Работа с понятиями.

Уметь отвечать на вопросы по основным темам.



Глава 3. О том, что такое время и как его изучают – 7 ч.

18-19

Что такое время.

28.10


10.11

Время, прошлое, настоящее, будущее, вчера, сегодня, завтра,меры времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год. Хронология, эра. Рождение Иисуса Христа.

2

Составление цепочки единиц времени. Работа с часами.Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Описание своего обычного дня с использованием названий времени суток. Объяснение смысла пословиц.

Знать, какое время называется прошлым, настоящим, будущим;

ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера. Уметь называть основные единицы счёта времени.


20

История календаря.

11.11

Календарь. Юлианский календарь.

1

Объяснение названий месяцев. Письменный рассказ «Моё любимое время года».

Знать и уметь называть последовательно месяцы года.

Международный день толерантности. Беседа

21

Русский земледель-

ческий календарь.

17.11

Земледельцы, земледельческий календарь.

1

Сравнение названий месяцев юлианского и русского земледельческого календарей. Объяснение смысла пословиц. Словарная работа.

Уметь объяснять на основе личных наблюдений народные поговорки о сезонных изменениях в природе.


22

Счёт лет в истории.

18.11


Дата, исторические даты и события, десятилетие, столетие (век), тысячелетие.

1

Словарная работа. Сравнение арабских и римских цифр.

Иметь представление об историческом времени. Уметь различать арабские и римские цифры.


23-24

Историческое время.

24.11


25.11


Лента времени.

2

Работа с лентой времени. Чтение и запись различных дат.

Определение века по году. Решение хронологических задач.

Уметь читать даты. Иметь представление о ленте времени.

Знать сколько лет в веке, тысячелетии, в каком веке мы живем. Уметь определять век по году. Уметь определять по дате какое событие произошло раньше или позже. Уметь решать простые хронологические задачи.



Глава 4. Что изучает наука история -9 ч.

25

Что такое история.

01.12

История, историки, факты, пирамида.

1

Чтение текста, составление ответов на вопросы с поиском примеров.

Объяснять, что такое история, для чего нужно её изучать.


26

Какие науки помогают истории.

02.12

Историческая география, археология, геральдика, нумизматика.

1

Составление таблицы «Науки – помощницы истории».

Иметь представление о науках, помогающих изучать историю.



27

Как работают археологи.

08.12

Археолог, разведка, полевые работы, карта местности, раскопки, научный институт, Генрих Шлиман.

1

Составление устного рассказа о работе археолога. Работа с лентой времени.

Иметь представление, что изучает археология, как работают археологи.

День героев Отечества. Беседа

28

Исторические памятники.

09.12

Памятник. Виды исторических памятников – вещественные и невещественные.


1

Работа со схемой «Виды исторических памятников». Подбор примеров на основе личного опыта. Письменный рассказ «Что мы видели в музее».

Иметь представление об историческом памятнике, видах исторических памятников.


29

Историческая карта.

15.12

Историческое пространство, условные обозначения и условные цвета исторической карты.

1

Сравнение географических карт и исторических. Формулирование правил работы с исторической картой.

Уметь находить сходства и различия исторической и географической карт. Понимать основные правила работы с исторической картой.



30

Повторение и обобщение изученного.

16.12


1

Словарная работа. Работа с лентой времени.

Уметь отвечать на вопросы по основным темам.


31

Диагностическая работа № 1


22.12


1

Выполнение разно уровневых заданий.

Применять полученные знания в новой ситуации.


32

Земля и космос.

23.12

Религия. Фантастика.

1

Работа с иллюстрациями, рисунками

Иметь представление о версиях появлении человека на Земле.



33

От кого произошёл человек.

29.12

Первобытный период, первобытное общество.

1

Составление устного описания внешнего вида человекообразных существ.

Иметь представление о внешнем виде древнейшего человека, его среде обитания, образе жизни, отличии от животных.



Глава 5. История Древнего мира –9 ч.

34

Первобытный период. Первобытное общество.

30.12

Первобытный человек

1

Работа с понятиями

Иметь представление о версиях появлении человека на Земле.



35

Внешний вид первобытных людей.

12.01

Отличия первобытного человека от животных

1

Работа с иллюстрациями

Уметь объяснить чем древний человек отличался от современного


36

Человек умелый.

13.01

Человек умелый. Кремень. Каменные орудия труда. Каменный век.

1

Дополнение предложений. Рисование орудий труда.

Иметь представление об открытиях умелого человека. Уметь объяснять отличия человека умелого от первобытного.


37

Человек прямоходящий.

19.01

Человек прямоходящий.

Коллективный образ жизни. Речь. Общение.

1

Составление письменного описания человека прямоходящего.

Иметь представление о внешнем виде человека прямоходящего,среде обитания, образе жизни, совершенствовании умений, особенностях отношений в коллективе, истории появления речи.


38

Человек разумный.

20.01

Человек разумный. Племена. Общины. Стоянки древних охотников.

1

Заполнение таблицы, составление устного рассказа по таблице. Работа с лентой времени.

Иметь представление о жизни человека разумного, уметь объяснять отличия человека разумного от других видов человекообразных существ. Уметь высказывать суждения
по вопросу расселения человека разумного по земному шару.


39

Наступление ледников.

26.01

Ледниковый период.

1

Дополнение предложений. Составление устного рассказа по иллюстрации. Формулирование выводов.

Иметь представление о ледниковом периоде и об особенностях образа жизни людей в условиях изменения климата.

Уметь высказывать собственные суждения по данной теме.


40

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

27.01

Кочевать. Кочевой образ жизни. Собирательство. Кочевники. Собиратели. Тетива лука. Каркас и настил кровати. Болас.

1

Словарная работа. Составление устного описания по иллюстрациям.

Иметь представление о занятиях древних людей. Уметь высказывать собственные суждения по данной теме.


41

Новые занятия людей.

02.02

Цивилизация. Приручение животных. Скотоводство. Упряжь. Плуг. Земледелие.

1

Объяснение выражений. Словарная работа. Работа с лентой времени.

Иметь представление о возникновении земледелия и скотоводства. Уметь называть отличия жизни скотоводов от жизни земледельцев.


42

Повторение изученного.

Диагностическая работа № 2

03.02


1

Составление таблицы.

Уметь отвечать на вопросы по основным темам. С помощью ленты времени и таблицы соотносить периоды развития человека от человекообразной обезьяны до человека разумного.



Глава 6.История вещей. Занятия человека на Земле – 12ч.

43

Огонь в жизни древнего человека.

09.02

Природные источники огня, способы добычи огня: высекание искры, трение. Очаг, «семейный очаг».

1

Составление описательного устного рассказа по иллюстрациям и опорным словам. Объяснение выражений.

Иметь представление о значении огня в жизни древнего человека.

Уметь высказывать собственные суждения по данной теме.


44

Огонь, глина, гончар. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

10.02

Гончарное дело. Гончар. Гончарный круг. Керамика.


Металлы. Медь. Бронза. Сплав. Олово. Кузнечное дело. Кузнец. Бронзовый век.

1

Составление письменных ответов на вопросы. Формулирование выводов. Работа с лентой времени. Рисование или лепка из пластилина.

Иметь представление о работе древних гончаров. Уметь описывать работу гончара, называть 3-5 наименований изделий современной керамики.



45

Вода, её значение в жизни человека. Вода и земледелие.



16.02

Дамбы. Плотины. Рыболовство. Канал. Снасти. Плот. Лодка. Папирус. Парус. Чёлн. Каяк. Суда. Судоходство.

1

Работа с пословицами. Оформление газеты «Значение воды». Словарная работа. Аукцион знаний о водных видах транспорта. Работа с лентой времени. Письменное оформление выводов по теме.

Уметь объяснять значение воды в жизни человека, участвовать в диалогах по данной теме, применять новые понятия.


46

Какие дома строили древние люди.

17.02

Пещеры, гроты, шалаши, землянки. Искусственные материалы. Архитектура.

1

Составление устного рассказа по иллюстрациям и опорным словам.

Иметь представление о причинах возникновения жилья у людей, первых жилищах человека. Знать 2-3 вида первобытных жилищ.

Международный день родного языка. Викторина

47

Как появилась мебель.

02.03

Ларь, бархат, Оружейная палата. Сундук, трон, коник.

1

Составление описательного устного рассказа по иллюстрациям и опорным словам.

Иметь представление о первой мебели людей. Уметь называть отличия домов богатых и простых людей.


48

Как появились каша и хлеб.

03.03

Бактерии, дрожжи.

1

Объяснение пословиц. Составление письменных ответов на вопросы.

Иметь представление о влиянии климата на традиции в питании людей. Знать, какое открытие положило начало хлебопечению. Уметь объяснять пословицы о хлебе.


49

История об

обыкновенной картошке.

09.03

картофель

1

Аукцион названий фруктов и овощей. Составление письменных ответов на вопросы. Работа с лентой времени.

Знать названия овощей и фруктов. Иметь представление об истории выращивания картофеля в России.


50

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

10.03

Глазурь, береста.


1

Работа с кроссвордом. Составление письменных ответов на вопросы. Рассказ-описание «Мебель и посуда в русской избе».

Знать и называть материалы, из которых изготавливали посуду. Уметь называть виды деревянной посуды и домашней утвари.


51

История появления обуви. Традиционная обувь на Руси

16.03

Лапти, сапоги, онучи

1

Работа с иллюстрациями

Иметь представление о появлении обуви


52

История появления одежды.

17.03

Мода. Хлопчатобумажная ткань, шёлк.

1

Работа с лентой времени. Выборочное чтение, формулирование выводов.

Иметь представление о развитии одежды.

Знать и уметь называть материалы для создания одежды в прошлом.


53

Одежда и положение человека в обществе. Как люди украшали себя

23.03

Знать, простолюдины. Свита.

1

Словарная работа. Письменные ответы на вопросы. Составление устного описания одежды славян. Рисование одежды, головных уборов, обуви.

Иметь представление о различии одежды богатых и бедных людей.


54

Повторение и обобщение изученного. Диагностическая работа № 3

06.04

     


1

Работа с понятиями. Выполнение диагностической работы.

Уметь отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов.



Глава 7. Человек и общество - 14 ч.

55

Восточные славяне –древние предки русских людей.

07.04

Община, вече, частокол.

1

Словарная работа. Составление письменного рассказа «Жизнь славянской общины», рисование по 1представлению.

Знать предков русского народа. Иметь представление о жизни славянской общины, о занятиях восточных славян.


56

Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, бортничество – основные занятия восточных славян

13.04

Бортничество

1

Работа с понятиями

Иметь представление о занятиях предков


57

Община как древнее объединение людей. Древние поселения – города.

14.04

Община, город

1

Составление устного рассказа о древнерусских городах

Иметь представление о древних городах


58

Возникновение язычества Духи славян. Строительство святилищ. Боги славян.

20.04

Язычество

1

Составление устного рассказа о богах славян

Иметь представление о верованиях предков.


59

Как люди понимали мир природы в древности.

21.04

Первозданная природа, обряды, обычаи, жертвоприношения.

1

Поиск необходимой информации в тексте. Составление письменных ответов на вопросы.

Иметь представление о верованиях восточных славян.


60

Современные религии, как они появились.

27.04

Буддизм, христианство, ислам. Будда, Иисус Христос, пророк Мухаммед, благая весть, пророк, золотое правило, дух.

1

Составление таблицы, устный рассказ по таблице. Работа с лентой времени.

Знать названия современных религий.

Уметь участвовать в диалогах по данной теме, применять новые понятия.


61

Понятие искусства. История возникновения искусства. Искусство и культура.

28.04

Искусство, бизон.

1

Объяснение значения слов. Формулирование устных ответов на вопросы. Подбор примеров.

Иметь представление об искусстве, истории его возникновения. Уметь приводить примеры видов творчества человека, относящихся к искусству.


62

Пиктография, иероглифы. Первый алфавит. Просветители славянских народов – Кирилл и Мефодий. Первые книги на Руси. Письмо и первые книги.

05.05

Пиктография, иероглифы, просветители, медвяный, апостол.

1

Составление письменных ответов на вопросы. Работа с лентой времени.

Иметь представление о различных видах письма, истории появления книги и книгопечатания. Знать имена первых славянских просветителей.


63

Произведения народного творчества.

Промежуточная аттестация

11.05

Дымковская игрушка. Гжель

1

Работа с иллюстрациями

Иметь представления о народном творчестве


64

Первые изобретения человека. От изобретения колеса – к новым открытиям. Достижения 20 века.

12.05

Катки, ось.

1

Подбор примеров. Словесное рисование.

Уметь приводить примеры изобретений человека в древние времена.


65

Причины возникновения войн. Создание армий и оружия человеком. Освободительная и мировая войны.

18.05

Конфликт, надел, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Багратион,

1

Работа с лентой времени. Объяснение значения слов и выражений. Приведение примеров. Формулирование вывода.

Иметь представление о причинах войн в истории человечества. Уметь участвовать в диалогах по данной теме, приводить доступные примеры, применять новые понятия.


66

Великая Отечественная война. Подвиг ленинградцев.

19.05

Жуков, фашисты, Сталинград, Ленинград.

1

Составление устного ответа

Иметь представление о Великой Отечественной войне

День героев России

67

Исторические уроки войн Человечество стремится к миру.

25.05

ООН.

1

Работа с лентой времени

Уметь приводить примеры


68

Повторение и обобщение изученного.

26.05


1

Викторина «Знатоки истории». Выполнение диагностической работы.

Уметь последовательно отвечать на вопросы по теме, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов.










График контрольных мероприятий

Тема

Количество часов

Сроки проведения

план

Факт

1

Диагностическая работа № 1

1



2.

Диагностическая работа № 2

1



3.

Диагностическая работа № 3

1



4

Промежуточная аттестация

1



Итого 4 часа



Итоги учебного года


Четверти

Количество учебных недель

Количество часов

Диагностическая работа

1


17


2


16


3


21


4


14


год

34

68

4







16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!