Управление образования Администрации МО «Майминский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Майминский районный центр дополнительного образования
имени В.Г. Софронова»
Согласовано: Директор МБОУ «Майминская СОШ № 1 им Н.А. Заборского» __________ /Е.Г. Ушкатова/ | Утверждаю: Директор МБУ ДО «МРЦ ДО им. В.Г. Софронова» _________ А.В. Боксгорн Приказ от «___» _______ 2022 г. № _______ __ |
| Принята на заседании педагогического совета от «____» ______ 2022 г., протокол № _______ |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Педагогический класс»
(на базе МБОУ «Майминская СОШ №1 им Н.А. Заборского»
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 12-16лет
Срок реализации: 1год
Разработчик:
Молоды Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
с. Майма 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………….. | 3 |
2. Учебный (тематический) план………………………………………….. | 6 |
3. Содержание Программы………………………………………………… | 7 |
4. Методическое обеспечение Программы………………………………. | 8 |
5. Список литературы……………………………………………………… | 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом потребностей обучающихся 5–9 классов, планирующих в дальнейшем обучение в педагогических образовательных организациях различного уровня с учетом Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р.
1. Характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Педагогический класс» (на базе МБОУ «Майминская СОШ №1 им Н.А. Заборского» (далее - Программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Программа направлена на формирование представлений о целостности профессиональной деятельности педагога и предназначена для общего осмысления и анализа предметов социально-педагогического блока, являющихся неотъемлемой частью основ педагогической дисциплины профессионального образования.
1.2. Уровень освоения Программы: базовый.
1.3. Актуальность и Педагогическая целесообразность Программы
Актуальность Программы обусловлена социальными преобразованиями во всех сферах жизни общества. Успешное прохождение Программы позволит сформировать у обучающихся представления о профессии учителя и учебном процессе, как в образовательном учреждении, так и в повседневной жизни. Обучение по Программе поможет ученикам не только быть рационально встроенными в систему непрерывного образования, но и повысить свой интеллектуальный уровень и эрудицию. Программа предполагает интеграцию знаний о современном состоянии и тенденциях развития образования в мире, искусстве обучения и воспитания как школьников, так и взрослых людей. Успешное усвоение материалов Программы будет способствовать формированию у обучающихся представлений о значимости саморазвития и самореализации. В Программе значительное место отводится активным формам и методам обучения.
2. Цель и задачи Программы
2.1. Цель Программы
Программа направлена на формирование у обучающихся базовых представлений о профессиональной педагогической компетентности на основе освоения системы знаний о сущности педагогического процесса, педагогической деятельности.
2.2. Задачи Программы
Личностные задачи: совершенствование организаторских способностей и лидерских качеств обучающихся, формирование активной жизненной позиции в обществе и ВДК, привитие навыков здорового образа жизни.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
• в различных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
• выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные задачи:
Получение знаний и развитие компетенций, необходимых для работы в качестве вожатых, организатора досуга детского коллектива.
Метапредметными результатами подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
• учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
• учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
Коммуникативные УУД:
• учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
• учиться оформлять свои мысли в устной форме;
• строить понятные для партнера высказывания;
• уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения по деятельности;
• совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
• сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
• учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Обучающие:
организовать получение знаний о классической педагогике;
организовать получение знаний о основах педагогической деятельности;
организовать получение знаний о методическом обеспечении деятельности преподавателя;
Развивающие:
развивать коммуникативные, организационные, педагогические умения;
формировать умение анализировать, обобщать, систематизировать теоретические знания;
формировать умение применять полученные теоретические знания в учебном процессе и повседневной жизни.
Воспитательные:
формировать культуру поведения, социальные навыки;
формировать навыки личностной педагогической культур;
организовать построение индивидуальной траектории образовательного маршрута в предпрофессиональной и профессиональной сфере.
3. Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 12–16 лет. На обучение принимаются все желающие. Специальный отбор не проводится.
4. Срок реализации Программы
Программа рассчитана 1 год обучения. Продолжительность обучения составляет 68 часов.
5. Форма организации образовательной деятельности и режим занятий
5.1. Формы организации образовательной деятельности
Форма занятий – групповая; оптимальная наполняемость группы – 10–15 человек.
5.2. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятий – 2 часа.
6. Планируемые результаты освоения Программы
6.1. Результаты обучения
По окончании обучения учащиеся будут:
знать:
современное состояние и тенденции развития образования в мире и в России;
теоретические основы педагогики;
составляющие педагогической деятельности;
основные роли и функции учителя в современном образовании;
уметь:
применять теоретические знания по педагогике на практике;
выстраивать устную и письменную монологическую речь в научной и деловой сфере;
проектировать эффективное педагогическое взаимодействие.
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7.1. Учебный план
№ п/п | Название разделов | Количество часов | Формы контроля |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Эссе |
2 | Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности | 12 | 12 | | собеседование по темам раздела |
3 | общая профессиональная культура учителя | 10 | 10 | | собеседование по темам раздела |
4 | Педагогическая студия (практикум) | 12 | 4 | 8 | анализ педагогических ситуаций |
5 | Педагогическое творчество и мастерство | 10 | 10 | | собеседование по темам раздела |
6 | Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства | 10 | 10 | | собеседование по темам раздела |
7 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | 10 | 10 | | анализ педагогических ситуаций |
8 | Оценивание и рефлексия | 2 | 2 | | тест |
Итого | 68 | 47 | 21 | |
7.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение (2 часа)
Теория (1 ч.). Знакомство с обучающимися. Ознакомление с правилами в объединении, правилами техники безопасности. Введение в программу.
Практика (1 ч.). Определение целей и задач в работе на год. Написание эссе «Что для меня привлекательно в профессии учителя».
2. Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности (12 часов)
Теория (12 ч.). Возникновение и становление педагогической профессии. особенности педагогической профессии. Основные требования, предъявляемые к педагогу. Личностные качества педагога. Требования к личности современного педагога. Профессионально-педагогическая деятельность, ее виды, особенности.
3. Общая и профессиональная культура учителя (10 часов)
Теория (10 ч.). Содержание понятий «общая культура», «педагогическая культура». Взаимосвязь общей и педагогической культуры. Компоненты и уровни педагогической культуры. Понятие и сущность общей и профессиональной культуры личности учителя. Культура внешнего вида учителя. Управление педагога своей речью. Культура педагогического общения. Общие основы и структура педагогической этики. Этика взаимоотношений учителя с участниками образовательного процесса.
4. Педагогическая студия (практикум) (12 часов)
Теория (4 ч.). Педагогические ситуации и способы их решения. Педагогические конфликты, пути их предупреждения и решения. Создание ситуации успеха. Мир наших эмоций и чувств. Педагогическая эмпатия. «Я-сознание». «Я в ситуациях взаимодействия». «Я-организатор».
Практика (8 ч.). Занятия по созданию и решению педагогических ситуаций.
5. Педагогическое творчество и мастерство (10 часов)
Теория (10 ч.). Понятие педагогического творчества. Основные черты, присущие педагогическому творчеству. Сущность, структура и виды педагогического творчества. Педагогическое творчество и его формы. Педагогические проекты, конкурсы и мастерские. Понятие и структура педагогического мастерства. Роль педагогического мастерства в совершенствовании учебного процесса. Составные компоненты мастерства учителя.
6. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства (10 часов)
Теория (10 ч.). Педагогическая техника, ее профессиональное значение. Техника воздействия учителя на личность и коллектив. Понятие, сущность и структура педагогической техники. Компоненты педагогической техники. Приемы педагогической техники. Актерское мастерство педагога, его элементы. Культура и техника речи. Ораторское искусство. Мастерство управления педагогическим общением. Основные ошибки в педагогической технике.
7. Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» (10 часов)
Практика (10 ч.). Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности будущего учителя. Самопрезентация. Правила работы в группе. особенности педагогического мышления. Профессиональный идеал и профессиограмма учителя. Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Практикум по профессионально-личностному самоопределению и самосовершенствованию будущего учителя.
8. Оценивание и рефлексия (2 часа)
Практика (2 ч.). Итоговое тестирование. Рефлексия. Самопроверка.
8. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль включает: сочинение-эссе, анализ проблемных (педагогических) ситуаций.
В начале учебного года для оценки уровня мотивации и педагогических знаний обучающимся предлагается написать эссе «Что для меня привлекательно в профессии учителя».
Промежуточная диагностика уровня освоения проводится в виде собеседования по темам программы. Оценивается глубина общих знаний, навыки применения знаний при решении практических заданий.
В конце года проводится тестирование.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
Календарный учебный график группы на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 17 | 900 до 1100 | Лекция | 2 | Вводное занятие | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Эссе |
2 | Сентябрь | 24 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
3 | Октябрь | 1 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
4 | Октябрь | 8 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
6 | Октябрь | 15 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
7 | Октябрь | 22 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
8 | Октябрь | 29 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическая профессия и учитель как субъект педагогической деятельности | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
9 | Ноябрь | 5 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Общая профессиональная культура учителя | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
10 | Ноябрь | 12 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Общая профессиональная культура учителя | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
11 | Ноябрь | 19 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Общая профессиональная культура учителя | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
12 | Ноябрь | 26 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Общая профессиональная культура учителя | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
13 | Декабрь | 3 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Общая профессиональная культура учителя | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
14 | Декабрь | 10 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
15 | Декабрь | 17 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
16 | Декабрь | 24 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
17 | Январь | 14 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
18 | Январь | 21 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
19 | Январь | 28 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
20 | Февраль | 4 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическое творчество и мастерство | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
21 | Февраль | 11 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическое творчество и мастерство | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
22 | Февраль | 18 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическое творчество и мастерство | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
23 | Февраль | 25 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическое творчество и мастерство | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
24 | Март | 4 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическое творчество и мастерство | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
25 | Март | 11 | 900 до 1100 | Лекция/практическое занятие | 2 | Педагогическая составная как часть педагогического мастерства | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Собеседование по темам раздела |
26 | Март | 18 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
27 | Март | 25 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
28 | Апрель | 1 | 900 до 1100 | Педагогические ситуации | 2 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
29 | Апрель | 8 | 900 до 1000 | Педагогические ситуации | 1 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
30 | Апрель | 15 | 900 до 1000 | Педагогические ситуации | 1 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
31 | Апрель | 22 | 900 до 1000 | Педагогические ситуации | 1 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
32 | Апрель | 29 | 900 до 1000 | Педагогические ситуации | 1 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
33 | Май | 6 | 900 до 1000 | Педагогические ситуации | 1 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
34 | Май | 13 | 900 до 1000 | Педагогические ситуации | 1 | Педагогическая студия (практикум) «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования будущего учителя» | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Анализ педагогических ситуаций |
35 | Май | 20 | 900 до 1000 | Контрольное занятие | 1 | Оценивание и рефлексия | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Тест |
36 | Май | 27 | 900 до 1000 | Контрольное занятие | 1 | Оценивание и рефлексия | МБОУ «Майминская СОШ № 1 им. Н.А. Заборского» | Тест |
ИТОГО | 68 | | | |
9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
9.1. Материально-технические условия реализации Программы
Для обеспечения Программы необходимо:
аудиторный фонд, обеспечивающий проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, проектно-исследовательской и практической работы обучающихся;
технические средства обучения;
наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы;
аудио-видеоаппаратура;
мультимедийные средства обучения, (компьютеры);
наглядные пособия, приборы и др.
9.2. Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог(и) дополнительного образования.
Список литературы:
1. Бадмаева Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Соц. педагогика», «Педагогика» / Н.М. Борытко; Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, 2008, Академия. – 288
3. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография/Н.М. Борытко; М-во образования Рос. Федерации, Волгоград. гос. пед. ун-т, 2001, Перемена. – 214 с.
4. Гальперин П. Я., Кабылицкая С. Л. Методика изучения уровня внимания) / Альманах психологических тестов. – М., 1995.
5. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие/ Под ред. А. С. Роботова. – М.: Академия, 2006.
6. Введение в педагогическую профессию [Текст]/В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 352 с.
7. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. – М.: Академия, 2008. – 157 с.
8. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации.
– М.: «Наука», 1980.
9. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. 544 с: ил. (Серия: Мастера психологии).
10. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999.
11. Зеер Э. Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004.
12. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии, – М.: 1999.
13. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
14. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
15. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978.
16. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: «Смысл», 1997.
17. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. с ил. (Серия «Учебник для вузов»).
18. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 класс.
19. Пономарёва М. А., Юхновец Т. И. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов / под общ. ред. М. А. Пономарёвой. – Минск: Тесей, 2008.
20. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 'Стелс',
2001.
21. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – Москва: Вако, 2005.
22. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005.
23. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
24. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005.
25. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
26. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
27. Амонашвили Ш. А. Единство цели: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1987.
28. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
29. Осмоловская И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
30. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
31. Сластёнин В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности / В. А. Сластёнин, Н. Е. Мажар. – М.: Прометей, 1991.
Приложения
При необходимости разрабатываются приложения к Программе (КТП, КИМ, дополнительные условия реализации Программы, материалы, рекомендации, инструкции и др.)