СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по естествознанию 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида  5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по естествознанию 7 класс»

МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»


«Согласовано»

Руководитель МО учителей предметников


/Л.Г.Марченко/

Ф.И.О.

Протокол №1

От «24» августа 2018 года


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


/Т.М.Корникова./

Ф.И.О.


«__»___________2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VII вида №50»

/А.Н.Ермаков/

Ф.И.О.

Приказ №

От «__»_________2018 года


АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Предмет естествознание


Класс 7


Учитель, разработавший программу

Косоротикова Любовь Степановна


Количество часов за год 68


Количество часов в неделю 2


Программа-основа Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида  5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

УМК, учебник Биология 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. З.А. Клепина,–1 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.












2018-2019 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.Б. Бгажноковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.


Общая характеристика предмета


Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающемуся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Цель:

- Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире растений; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются умения:

-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;

-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.

Личностными результатами изучения курса являются:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

-развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметные связи:

-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

_ формирование учебно-логических умений и навыков



Содержание учебного предмета


Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пше­ницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорас­тания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки се­мян в почву.

Практическая работа:

  • определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  • условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Разнообразие корней. Корневые си­стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во­лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна­чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов:

  • испарение воды листьями;

  • дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде­ление углекислого газа в темноте).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Демонстрация опыта:

  • передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)

Лабораторные работы:

  • Органы цветкового растения.

  • Строение цветка.

  • Строение семени фасоли.

  • Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Экскурсии:

  • в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра­стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про­израстания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз­множения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (нали­чие цветков, плодов с семенами).

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пше­ница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хо­зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характе­ристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун­тов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

  • перевалка и пересадка комнатных растений.

Лабораторная работа:

Строение луковицы.

Двудольные растения.

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:

Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Кле­вер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо­вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности раз­множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет­ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Геор­гин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения слож­ноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо­вание человеком.

Практические работы:

  • на школьном учебно-опытном участке;

  • вскапывание приствольных кругов;

  • рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия:

  • Весенние работы в саду.

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение матери­ала о растениях.



Критерии и нормы оценки

    1. устный опрос

    2. практическая работа

    3. творческая работа (реферат, сообщение, доклады и т.д.)

    4. выполнение заданий по учебнику

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

• для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

• ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

• допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

• определение понятий недостаточно четкие;

• не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

• допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• основное содержание учебного материала не раскрыто;

• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений.

Отметка «5» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта;

2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта;

2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);

3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2» ставится, если:

1. самостоятельно не определена цель опыта;

2. не подготовлено нужное оборудование;

3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида  5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

  2. Учебник Биология 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций, реализирующих адапт. основные общеобразоват. программы/ З. А. Клепинина. – 12-е изд. –М.: Просвещение. 2018


Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы

1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.

Материально-техническое обеспечение (оборудование)

1.Таблицы к темам по биологии.

2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.

3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

на 2018/ 2019 учебный год


Номер урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Параграф учебника (номер, название), или страницы

Количество часов

Виды работ, практические работы

Дата проведения урока

Примечания

7класс

Планируемая


Планируемая


1 четверть (18 часов)


Нумерация






Введение.

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником.

Стр. 3-4

1





Растения вокруг нас

2

Разнообразие растений

Стр. 5-8

1





3

Значение растений

Стр. 8-10

1





4

Охрана растений

Стр. 10-13

1





Общее знакомство с цветковыми растениями

5

Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень

Стр. 14

1





6

Лабораторная работа. Строение растения.

Стр. 15-16

1





7

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков)

Стр. 16-17

1





8

Лабораторная работа. Строение цветка.

Стр. 17-19

1





9

Виды соцветий (зонтик, колос, корзинка)

Стр. 19-21

1





10

Опыление цветков


Стр. 21-23

1





11

Плоды. Разнообразие плодов. Плоды сочные и сухие

Стр. 24-27

1





12

Распространение плодов и семян


Стр. 28-31

1





13

Семя. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли.

Стр. 31-33

1





14

Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы

Стр. 33-37

1





15

Размножение семенами.


1





16

Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян

Стр. 37-39

1





17

Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян.

Стр. 41

1





18

Правила заделки семян в почву. Глубина заделки семян

Стр. 41-44

1





2 четверть (14 часов)

19

Корень. Разнообразие корней

Стр. 44-46

1





20

Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски

Стр. 47-49

1





21

Значение корня в жизни растения

Стр.49-51

1





22

Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень)

Стр. 51-53

1





23

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок)

Стр. 54

1





24

Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов

Стр. 56-57

1





25

Значение листьев в жизни растения Образование крахмала в листьях растения на свету

Стр. 57-61

1





26

Испарение воды листьями


Стр. 62-64

1





27

Дыхание растений.


Стр. 65-67

1





28

Листопад и его значение

Стр. 68-70

1





29

Стебель. Строение стебля на примере липы

Стр. 71-73

1





30

Значение стебля в жизни растения.

Стр. 73-76

1





31

Разнообразие стеблей

Стр. 76-79

1





32

Растение - целостный организм Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания

Стр. 79-83

1





3 четверть (20 часов)

Многообразие растительного мира

33

Деление растений на группы

Стр. 84-85

1





34

Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа

Стр. 86-88

1





35

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника

Стр. 88-90

1





36

Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья.

Стр. 90-93

1





37

Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами)

Стр. 94-96

1





38

Злаковые. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие)

Стр. 96-97

1





39

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.

Стр. 98-103

1





40

Выращивание зерновых: посев, уход, уборка

Стр. 103-107

1





41

Использование в народном хозяйстве.

Стр. 107-109

1





42

Лилейные.

Основные представители Общая характеристика

Стр. 110-111

1





43

Лук, чеснок – многолетние овощные растения

Лабораторная работа. Строение луковицы

Стр. 116-120

1





44

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта.

Лилия, тюльпан, хлорафитум

Стр. 111-114

1





45

Дикорастущие лилейные. Ландыш

Стр. 121-122

1





46

Двудольные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

Стр. 122-123

1





47

Дикорастущие пасленовые. Дикий паслен.

Стр. 123-124

1





48

Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля

Стр. 1234-126

1





49

Выращивание картофеля

Стр. 126-129

1





50

Овощные пасленовые. Томат - помидор

Стр. 131-133

1





51

Овощные пасленовые. Баклажан и перец

Стр. 134-137

1





52

Цветочно-декоративные пасленовые. Петунья и душистый табак

Стр. 138-140

1





4 четверть (16 часов)

53

Бобовые. Пищевые бобовые растения. Бобы и горох

Стр. 141-145

1





54

Фасоль и соя – южные бобовые культуры

Стр. 145-148

1





55

Кормовые бобовые растения: клевер, люпин.

Стр. 148-150

1





56

Розоцветные. Шиповник

Стр. 150-153

1





57

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша, вишня

Стр. 153-160

1





58

Плодово-ягодные розоцветные. Малина, земляника

Стр. 160-166

1





59

Персик и абрикос - южные плодовые розоцветные культуры

Стр. 166-169

1





60

Сложноцветные.

Общая характеристика

Стр. 169-171

1





61

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

Стр. 171-173

1





62

Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные

Стр. 174-180

1





63

Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений.

Стр. 180-184

1





Бактерии

64

Бактерии. Общее понятие.

Стр. 204-205

1





65

Значение в природе и жизни человека

Стр. 205-207

1





Грибы

66

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Стр. 209-212

1





67

Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание

Стр. 212-216

1





68

Обобщение по теме «Растения – живой организм»


1






Итого


68







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!