СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация студентов к процессу обучения в колледже

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

автор поднимает проблему адаптации студентов к процессу обучения в колледже. Дается анализ трудностей, переживаемых студентами на первых курсах обучения.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация студентов к процессу обучения в колледже»

Адаптация студентов к процессу обучения в колледже


Ахметова Ж.Ж, г Костанай


Резюме: автор поднимает проблему адаптации студентов к процессу обучения в колледже. Дается анализ трудностей, переживаемых студентами на первых курсах обучения.

Ключевые слова: адаптация,обучения, личность,работоспособность,

социальная адаптация.

Summary: the author opens the problem of adaptation of students to the process of teaching in college. They are given the analysis of the difficulties of the students of the first year of study.

Keywords: adaptation, teaching, person, efficiency, social adaptation.


Актуальная проблема среднего и высшего образования в нашей стране является развитие зрелой самостоятельной личности обучающегося, адаптированной к постоянно меняющимся условиям современной жизни.

Процесс адаптации происходит постоянно. В первую очередь, потому, что психическое развитие - процесс непрерывный, продолжающийся всю жизнь. Во-вторых, изменения окружающей среды так стремительны, что человек вынужден постоянно искать новые возможности для приспособления к среде.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, которые не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта и блокировали возможность конфликта со средой. На протяжении начального курса складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Некоторые моменты возрастного развития являются особенно сложными в плане осуществления адаптации. Это, в первую очередь, моменты освоения новых видов деятельности и включения в иную социальную среду. Начало обучения в колледже — один из таких периодов

Известно, период обучения в колледже совпадает с возрастом наиболее высокого риска психических особенностей, обусловленных значительными стрессовыми нагрузками обучения в новых условиях. И это делает первокурсников своеобразной группой риска. Исходя из этого, одной из приоритетных задач колледжа является успешная адаптация первокурсников.

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками, преподавателями, самостоятельная жизнь городских условиях (проживание в общежитиях и т.д), оторванность от родителей (иногородние студенты), комуникативные и интеллектуальные и т.д

Адаптация студента в новом учебном заведении - постоянный, динамический многоуровневый и многосторонний процесс перестроики потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации, в ходе которого происходит интеграция личности студента в социуме.

Целенаправленный, спланированный и организованный процесс адаптации в развитии и становлении личности студента имеет особое значение, и в первую очередь сохранение психологического здоровья. Важно сформировать у студентов не только определенные навыки процесса адаптации, но и выработать «иммунитет» стрессоучтойчивых состояний в преодолении жизненных препятствий.

Для решения этой проблемы необходимо не только повышать эффективность взаимодействия участников педагогического процесса, его личностных и социальных структур, но и более активно применять инновационные образовательные технологии, обеспечивающие высокий уровень качества знаний, исходя из личностных особенностей и способностей студентов.

Важным звеном в решении проблем социально-психологической адаптации становится служба психологической помощи колледжа. Это служба может стать центром планирования, координации мероприятий, направленных на улучшение социально-психологической адаптации студентов.

Итак, большую роль в адаптации играет психологическое соправождение первокурсников, это особая работа психологической службы по оказанию помощи в организации деятельности, общения, развития сознания и личности студента. В содержание работы по психологическому сопровождению первокурсника включается освоение психологических техник работы над собой, формирования собственного стиля деятельности, поведения и другое.

Психодиагностическое направление дает возможность изучения индивидуальных особенностей первокурсников в адаптационный период для определения наиболее эффективных подходов и приемов работы со студентами.

Психологическое просвещение может включить информирование студентов по вопросам позновательного и личностного развития; профилактика поведения; работа с родителями.

Психологическое консультатирование должно содержать групповую и индивидуальную работу по анализу и коррекции жизненных и учебных ситуаций студентов.

Социальный менеджмент предусматривает содействие успешной деятельности адаптации студента к условиям оброзовательного пространства колледжа; досуг студентов и т.д

Психологическая профилактика предусматривает : формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни. Необходимо научить студентов прогнозировать последствия своих поступков и действий.

Понятно, что содержание работы со студентами в адаптационный период должен быть мобильным, с учетом меняющейся ситуации.

Для успешной адаптации студента необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы педагогического коллектива.

Адаптация студентов к обучению - это системный, поэтапный процесс приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств.

Понятие качества образования в общественном сознании в современных условиях тесно связано с показателями возможностей развития, самореализации, самоуважения, здоровья и благополучия. В образовательной деятельности учитывается весь спектр влияний на развивающуюся личность, заботиться не только о физической, но и о психологической безопасности студенческой молодежи, формировании ее готовности к противодействию негативным влияниям, воспитании у нее ответственного отношения к своей судьбе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991.

3. Границкая А. С. Механизмы управления самостоятельной работой студентов при переходе к адаптивной системе обучения // Анализ содержания курса иностранного языка. Вып. 3. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976.

4. Границкая А. С. Научить думать и действовать // Адаптивная система обучения в школе. — М.: Просвещение, 1991.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996. – 160 с.

6. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!