СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация студентов первого курса колледжа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация студентов к обучению в колледжах является актуальной современной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация студентов первого курса колледжа»




АДАПТАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА.


Забота о воспитательной силе коллектива — это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений.

В. А. Сухомлинский


В современном мире очень быстро меняются условия и качество жизни, складываются новые отношения в социуме, мораль и нравственность сдают свои позиции, человеческие потребности не знают границ и часто вступают в конфликт со своими возможностями. Взрослое поколение в силу своей инертности и консервативности не поспевает за переменами молодых, что приводит к противоречию и непониманию. Для успешной работы с молодежью необходимо осознание того, чего мы хотим достичь в сотрудничестве с ними, как грамотно соотнести свою профессиональную деятельность с поставленными воспитательными целями, чтобы результат не заставил себя долго ждать.

Адаптация студентов к обучению в колледжах является актуальной современной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Каждому преподавателю из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов имеет свои отличительные особенности, это обусловлено особенностями возраста и сменой социальной ситуации, необходимостью привыкания к новым условиям. Переход из школы в колледж является для многих обучающихся переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Задача куратора в этот сложный период помочь первокурсникам как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям, влиться в ряды студенчества, ведь в момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других.

Проблема адаптации к условиям учебного заведения подробно изучается с момента переориентации системы образования в сторону гуманизации и реализации индивидуального подхода к обучению. Теоретические основания и эмпирические исследования данной проблемы изложены в работах Г.В. Безюлевой, С.В. Васильевой, Т.Д. Дубовицкой, Н.Г. Колызаевой, И.В. Коровиной, С.Т. Посоховой.

Важнейшими направлениями образовательных учреждений являются создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, демократии и гуманизма, то есть признание приоритета личности студента, акцентирование внимания на его личностных качествах и помощь в их развитии. Успешность будущей профессиональной деятельности в значительной мере определяется уровнем сформированности, устойчивости и направленности жизненных, нравственных ценностных ориентаций студентов и уровня их общекультурного развития. Создание оптимальных условий для разностороннего развития личности студента является одной из важнейших задач. Наряду с учебным процессом на современном этапе развития образования все большую роль в формировании личности студента первокурсника занимает внеаудиторная работа и деятельность куратора. Развитие и совершенствование организации и форм проведения этой работы, как способа расширения возможностей для социализации развития интересов, склонностей и способностей студентов представляет собой не меньшую задачу, чем совершенствование методов обучения и структуры учебного процесса.

Куратор академической группы способствует адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, духовному и физическому совершенствованию, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами; знакомит студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, основными внутриколледжными локальными актами; осуществляет контроль посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости студентов группы, анализирует причины отставания отдельных студентов и способствует их устранению; принимает меры по разрешению спорных вопросов и конфликтных ситуаций; строит свою работу на основе индивидуального подхода к студентам и на знании их интересов, наклонностей, быта, состояния здоровья; ведет работу по формированию актива академической группы, оказывает ему помощь в организационной работе; в проведении воспитательной работы со студентами направляет их усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе, содействует привлечению студентов к научно-исследовательской, культурно-массовой и спортивно-массовой работе; организует мероприятия по формированию здорового образа жизни, информирует их о наиболее значимых событиях внутриколледжной жизни, обсуждает проблемы студенческой молодежи. Письменно информирует родителей об учебных делах неуспевающих студентов по итогам текущей аттестации.

Куратору с первого года обучения группы нужно обратить особое внимание на построения благоприятного климата в группе и позитивного восприятия студенческой жизни в общем. Донести основные принципы, на которых строится взаимодействие и жизнь группы:

- много знать - престижно;

- помогать друг другу - нормально;

- жить в неуютной обстановке – нельзя;

- бороться за престиж группы – нужно;

- уважать себя и других необходимо.

Для реализации основных воспитательных задач с участием куратора группы в ОП «МПК ЛГПУ» проводятся традиционные мероприятия для студентов первого курса:

- организация участия в празднике «День знаний»;

- организация кураторских часов в группах первого курса;

- работа со студентами, проживающими в общежитии;

- организация экскурсии по городу;

- помощь в решении жилищно-бытовых проблем;

- организация мероприятия «Посвящение в студенты»;

- организация работы по уборке территории, закрепленной за группой;

- организация профилактических бесед о вреде наркомании и курения табака и др.;

- помощь в организации профилактических медицинских осмотров;

- рассмотрение итогов промежуточной аттестации;

- информирование родителей об успехах студентов;

- изучение психологической атмосферы в студенческих группах первого курса с привлечением психолога колледжа;

- поздравление с Новым годом;

- участие в мероприятии посвященному Дню матери;

- Участие в заседании студенческого круглого стола «Мир через Культуру»;

- Участие в интеллектуальном лингвистическом квесте

«Литературный дилижанс Даля», посвященный 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля и др.

В заключение акцентирую внимание на том, что роль куратора в адаптации, социализации и формировании ценностных ориентаций студентов первого курса заслуживает особого внимания. Убеждена, воспитание первокурсников проявляется не в наставлениях, а ежеминутных мелочах, из которых соткана жизнь: взаимного уважения, стиля общения, жизненной позиции, неравнодушия, терпения, любви и многого другого. У воспитательного процесса нет перерыва на обед, перемену или каникулы, он бесконечен.

На куратора группы возложена большая ответственность, которую надо пронести достойно, чтобы на любом отрезке жизненного пути воспитанники могли нас вспомнить с теплом и благодарностью. Куратор не вправе ошибаться, ведь в его руках будущее.


Список литературы

    1. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. – М., 2008. – 320 с.

    2. Бурняшева, Л. Пути и методы студенческого воспитания // Высшее образование в России№7. - 80-85с.

    3. Винниченко Н.Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 64 с.

    4. Коняева Л.А. Формирование ценностных ориентаций студентов во внеаудиторной деятельности // Мир науки и инноваций. 2016. - Т 6. № 1 (3). – 60 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!