СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивная практика

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Общая характеристика инклюзивной образовательной практики

Доступность образования для всех- это значит доступ к образованию  и для детей с ограниченными возможностями.

Это предполагает не только создания в коллективе учебного заведения атмосферы толерантности и пропаганды равного права на обучение всех студентов, но и необходимости  учета всех  барьеров  на пути реализации этого сложного образовательного проекта, чтобы избежать рисков необдуманных инноваций.

Первый год обучения - самый сложный.  Это год коррекционно-развивающего обучения студентов, которое включает: адаптацию к условиям среднего специального образования; развитие и коррекцию коммуникативных свойств и качеств; усвоение профессиональных знаний, умений и способов.

Применение интерактивной доски, компьютеров, неоспоримо, позволяет облегчить процесс обучения детям - инвалидам, но  никто еще не отменял выполнение письменных работ, заданий, даже если это дети с тяжелым заболевание нервной системы- детским церебральным параличом (ДЦП). Моторное развитие при ДЦП не просто замедленно, но и качественно нарушено.  Эти дети испытывают большие трудности при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, при плавном соединении отдельных элементов в букву, при написании элементов одинаковой величины. Нарушения оптико-пространственного восприятия выражаются в пропуске строк (клеток) в тетради, ребенок может начать писать в середине листа.

Я Ибрагимова А.Х.-  педагог.  Веду предметы по «Охране труда» и «Психологии личности и профессионального самоопределения» в группе ОЭВМ детей с ОВЗ. Они радикально отличаются  от предыдущих выпусков. В группе  дети  не только с нарушением слуховой и речевой деятельности, но и с  другими различными патологиями. В ней обучается   10 студентов: 5 из них,  с нарушениями слуха, 1 человек с ДЦП и 4 человека с задержкой психического развития.

В данной  группе особенно выделяется  одна ученица по имени Вика с установленным диагнозом: смешанный  ДЦП (атонически-астатическая форма ДЦП, мышечная гипотония с выраженным нарушением моторной координации, гиперкинитическая форма ДЦП – двойной атетоз).  Особенность ее заболевания,  не позволяет  ей учиться в одном ритме с ее однагрупниками.  Выражается это , в нарушении моторики рук  и как  следствие  плохое чистописание,  речевые нарушения,  ограниченный   словарный запас,  недостаточное знание   окружающего мира, социальной сферы (интеллектуальная недостаточность). Все эти особенности остро стали проявляться на первых же занятиях: не успевая записывать учебный материал, поведение её становилось непредсказуемым. Она вела себя шумно, вскакивала, вскрикивала с места, била руками по себе и предметам, не могла контролировать свои эмоции. Родителям поочередно приходилось сопровождать ее на занятиях. Одногруппники  бурно реагировали на все происходящее, в том числе и на опеку со стороны родителей.   Стало понятно, что  разговоры о толерантности не смогут воздействовать на аудиторию и я поняла, что мне просто необходимо отстоять интересы «этого» ребенка, и  подойти с осторожность к этому процессу, что бы остальные ребята не почувствовали себя  обделенными моим вниманием, итак уже в обостренной обстановке.

Первоочередной задачей для меня стала - сформировать дружный коллектив, где все учатся в атмосфере взаимовыручки. Создать атмосферу семьи, где заботятся друг о друге, помогают преодолевать трудности, где «всем до всех» есть дело.  Я предложила группе организовать мини-шефство  над своей одногруппницей, предоставляя возможность  каждому из них почувствовать свою личную причастность, невольно и самим получить полезный опыт.

 

 

II. Особенности инклюзивной образовательной практики.

Объект – письмо обучающихся с ДЦП.

Предмет – процесс коррекции нарушений письма у обучающихся с ДЦП.

Цель – разработать и систематизировать программу, теоретически обосновать содержание работы по  внеурочным занятиям, по коррекции нарушений письма у обучающихся с ДЦП.

Задачи:

1.Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Создать комфортную для обучения среду;

3.Изучить особенности развития письма у обучающихся с ДЦП.

4.Теоретически обосновать, составить и провести коррекционную работу письма у обучающихся с ДЦП.

5.Оценить эффективность обучающего эксперимента.

Новизна–результаты исследования позволят уточнить современные представления о коррекции письма у обучающихся с ДЦП.

Методологическая основа исследования:

- принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (С. А.Зыков, В. Г. Петрова и др.);

- основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С.Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);

- принцип единства диагностики и коррекции развития Л. С.Выготского,

- разработки в области теории педагогических технологий (Ю. К.Бабанский, В. П.Беспалько, В. В. Коркунов и др.);

- принцип анализа речевых нарушений (Р. Е.Левина);

- принцип развития;

-принцип системного подхода;

- принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Готовясь к очередному уроку с группой коррекции, мой сын  поинтересовался, почему я постоянно для  студентов распечатываю лекции. Мне пришлось рассказать о проблеме, с которой я столкнулась, работая в коррекционной группе, в лице студентки Виктории с ДЦП.  У сына тут же возник второй вопрос « Почему она выбрала именно эту профессию, и кто сделал за нее этот выбор?». Этот вопрос застал меня врасплох и   заставил задуматься. В учебном заведении , в котором я работаю,  созданы не только определенные условия для людей с ограниченными возможностями, но самое главное  - есть огромный спектр профессий, которые могут помочь мне создать комфортную для обучения среду, избежать стандартных уроков, где преподаватель объясняет материал и учащийся его просто конспектирует, и превратить общение с обучающимися в творческие  неординарные занятия, вызывающие положительные эмоции.

Проблема  моего исследования заключается в том, что коррекционное воздействие должно строиться с учётом всей системы отклонений в развитии обучающейся. И появился ряд вопросов:

-Как организовать комфортную среду для занятий?

-Как  выбрать самое подходящее время и способ подкрепления?

 Как будто бы все просто. но можно ли одновременно изучать более одного навыка?

-Что  делать, если   ребенок отказывается заниматься на уроке?

-Что делать если ничего не получается при выполнении задания?

Предсказать, насколько быстро будет продвигаться вперед  ребенок, невозможно.

- Сколько времени займет процесс корректировки?

- Будет ли заметен  прогресс?

- Сможет ли она на этой неделе сделать больше, чем на прошлой?

- Правильным ли  путем я иду?

 Для того чтобы ответить на эти вопросы с абсолютной уверенностью, выбираю свой путь решения этих вопросов. Отступила от всех стандартов, стереотипов  и начала  свою работу с конкретной  подготовки руки к письму.

Я понимала, что письмо -  это не только сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко.  Это связано с психофизиологическими особенностями ребенка-инвалида, с одной стороны, и с самим процессом с другой. Кант писал -  «Рука – это своего рода внешний мозг". И эти слова стали для меня руководством к действию. Но главная моя задача состояла в том, чтобы создать необходимые условия для развития моторики рук. Для этого я использовала  не только учебные  занятия, но и внеурочное время. Я взяла курс на интеграцию с обычными здоровыми детьми.  Первое время помощь оказывали родители, но постепенно полномочия передавались одногруппникам.  Начали с элементарного, ненавязчивого сопровождения в столовую. Студенты дали понять, что именно им необходима ее помощь в передвижении по зданию колледжа. Социальная помощь одногруппников помогла ускорить процесс адаптирования, интегрирование во внешнюю среду. Всё  это привело к тому, что родители поэтапно отстранились от процесса сопровождения и курьирования.  Ребенок начал «жить» самостоятельно и постепенно включаться в учебный процесс, но оставались проблемы с письмом и с формированием технических навыков.

            Правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.- все это  вызывало у студентки не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Поэтому было принято решение о необходимости проведения индивидуальных занятий в соответствии с диагнозом и с возможностями ребёнка-инвалида.

В начале занятий  каждый урок менялись ручки и карандаши, для того  чтобы они были различной конфигурации. Потом я убрала  отдельно напечатанные для нее тексты, чтобы она со всеми вместе писала материал под диктовку или списывала с доски    (она не успевала дописать, но у нее складывалось понимание ускорения).

Давался отдельно напечатанный материал для занятий дома, если даже ребенок находился на больничном. Здесь, конечно же, надо отметить  труды и заслугу мамы, которая  приезжала за уроками и следила за ее работой в домашних условиях. Первый творческий эксперимент, воздействующий на психилогическое восприятие,  имел сразу несколько целей:

-знакомство с профессиями колледжа;

-знакомство  с теми кто учится в соседних аудиториях;

-  развитие моторики рук.

Начали знакомство с профессии «Парикмахер». На внеурочном индивидуальном занятии  попробовали работать с волосами манекенов: расчесывать различными расческами, накручивать  на бигуди, плести косы, и  сушить волосы феном.  Занятие заинтересовало, и, несмотря на то, что руки устали, все это  вызвало шквал положительных эмоций.

Следующее знакомство, со специальностью « Ветеринария» , расширило представление о тех, кто учится рядом и ходит в белых халатах. Для того, чтобы продолжить развивать моторику рук, мы на время стали ветеринарными фельдшерами   и выполнили ряд заданий, связанных с этой профессией.

- знакомились с различными  скелетами животных;

- слушали в статоскоп  сердцебиение собаки;

- учились делать уколы на мягких игрушках;

- перебирали таблетки и раскладывали их по ячейкам.

И, конечно же, известный метод лечения,. близкий контакт с домашними животными (ПЕТ-терапия больше известна, как зоотерапия или анималотерапия) имел прямое воздействие на эмоциональное состояние студентки. Держать шприц в руках оказалось не просто, это  вызвало некий испуг: пришлось использовать обе руки для того, чтобы привести поршень в действие. Результат налицо: после череды уколов, девочка не замечая того сама, начала производить манипуляцию одной рукой.

Не обошли вниманием и  мужскую профессию «Сварщик  ручной  и частично механизированной сварки (наплавки) ». Студенты рассказали о свойствах металлов при нагревании и охлаждении, продемонстрировали  элементы аргонной сварки  и разрешили попробовать удержать  в руках  держатель электрода от электросварочного аппарата. Процесс самостоятельного облачения в робу сварщиков, маска для проведения сварочных работ- все это вызвало определенное волнение. Мы впервые услышали слова «У меня все получилось».

  Следующим шагом мы раздвинули границы нашего учебного заведения и выехали на частное мебельное производство.  Где познакомились с очень интересной, творческой и востребованной в настоящее время профессией столяра - краснодеревщика. Ребята могли наблюдать воочию работу при производстве резных элементов по дереву, посмотрели как работают различные станки, как и в каком порядке, происходит процесс изготовлении определенного изделия. Каждое изделие является авторской работой мастера. Не обошли стороной и малярный цех, где  происходит покраска изделий. Поучаствовали в процессе изготовления кормушки для птиц, где каждый мог  попробовать свои силы при работе  столярным пневмоинструментом. Больше всех радовалась Вика, она  была в восторге от всего увиденного. Она задавала вопросы по процессу работы  со станком, внимательно осматривала заготовки и небольшие изготовленные предметы, очень сильно ее заинтересовал процесс работы вытяжки в малярном цеху.

            Работа продолжалась и во время учебных занятий со всеми студентами, чтобы девушка чувствовала себя частью коллектива. Во время физкультминуток выполняли упражнения для укрепления кистей и пальцев рук; развивали графические умения  и каждый мог похвастаться достигнутыми результатами.

Для разнообразия уроков вводилась «ручная умелость»: Для того чтобы ускорить работу рук и реакцию, я попробовала использовать мозаику насыщенную яркой цветовой гаммой для ответов на вопросы, (этот процесс  развивает  такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание сосредоточенность). При ответе на определенный вопрос, например  ответ «ДА», она должна была выложить этот ответ в определенной цветовой гамме. Постепенно я стала вводить ускорение на время. И в качестве часов, использовала не совсем привычные для них песочные.

 Для проведения этих занятий  еще принесли настольную песочницу, чтобы каждый мог  что то изобразить. Мы пытались в виде рисунков на доске,  выразить свои пожелания. Это улучшает воображение, выявляет некоторые эмоциональные комплексы, детские теневые отношения, воображаемые и теневые роли, которые могут быть проработаны  посредством психодраматического действия. Сам песок оказывает благотворное и  положительное воздействие на руки. Работа  на этой доске используется так же, как успокоительная терапия.

Не оставили мы  без внимания  и праздник «Новый год». Этот день ждут не только дети но и взрослые. Не остались в стороне и мои подопечные.  С ребятами мы организовали конкурс внутри группы на лучшую елочную игрушку. Но я постаралась   это соединить с тематикой предмета «Психология личности и профессиональное самоопределение» и при помощи соленого теста  изготовить  тот предмет,  который,  по их мнению, благотворно  влияет на их настроение. Это методика работы с пластичными материалами, представляет большие возможности  для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме этого они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

 

III. Общая характеристика результатов деятельности

В настоящее время трудно говорить о динамике: прошло всего четыре  месяца учебного процесса. До сих пор наблюдаются трудности движения руки во время письма, недописанные  слова, появление лишних  букв, пропуски букв и слогов. Неровный, неразборчивый  или размашистый почерк… Но вполне очевидно, что сейчас в группе коррекции учится  потрясающая, совершенно «оттаявшая» студентка с диагнозом ДЦП. За первый семестр учебного года,  девушка  стала более свободно общаться не только со сверстниками, но и взрослыми людьми: педагогами, сотрудниками колледжа.   На уроках стала вести себя спокойно. перестала выкрикивать  с места, если хочет ответить, то поднимает руку.  Виден заметный  прогресс в  моторике рук, который хорошо выражается в ее письменных работах.  Если в начале почерк был очень крупным,   не разборчивым, и  хаотично разбросанным по листкам формата (А4), то на данный момент девочка пишет в обычных тетрадях.  Шрифт стал меньше, строчки более ровными и аккуратными.   Замечена активность девушки и в устных ответах, обсуждениях, которые не всегда бывают корректными с точки зрения истинности, но умиляет то, что она стала по-доброму реагировать на замечания, появилась активность и  коммуникабельность.

Активность проявляется и в творческой жизни колледжа. Вместе с группой и  своим мастером производственного обучения приняла участие в марафоне «Новогодние традиции и обычаи в странах мира». Не побоялась вместе со всеми выйти на сцену.

Интересно отметить поведение студентки на уроке по « Охране труда» при изучении темы «Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах». Она не только активно  отрабатывала технику наложения шины на поврежденную ногу, но при устном ответе, произнесла фразу, которая дорогого стоит: « Человека  надо обнять и поцеловать, тогда у него все пройдет».

Толерантность, доброжелательность всегда найдет отклик в душе людей, которые каждый день, каждый час ждут от нас внимания и понимания. Вера в людей, поддержка и внимание одногруппников сделали  не только полезным, но и счастливым время пребывание в стенах нашего колледжа. В нас поверили не только родители Вики с ДЦП, в нас поверила и сама девушка. С полной уверенностью, что все  будет хорошо, родители  дали разрешение в составе  своей группы отправить своего ребенка в Москву на закрытие XIV молодежных Дельфийских игр.

Это лишь небольшая часть  использования коррекционной  терапии в моей работе. Я только начинаю учиться работать и жить с этой группой. Многим вещам учусь вместе с ними, а иногда и у них. Да, это трудно, но когда видишь хоть маленькие успехи, то совершенно по-другому воспринимаешь свои трудности. Хочется творить и придумывать для них, что то новое и новое.  Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов, детей и родителей с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич - это не только медицинская проблема, это также и проблема адаптации больного ребенка в обществе. И это не приговор!  В этом отношении нам всем еще предстоит проделать путь, пройденный цивилизованным миром. Самое главное научить детей не замыкаться, научить  жить со своей патологией в социуме и быть такими же как все, быть нужными и полезными!

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивная практика»

Номинация «Лучший педагог инклюзивного профессионального образования Московской области»

Номинация

«Лучший педагог инклюзивного профессионального образования Московской области»

Доступность образования для всех - это значит доступ к образованию и для детей с ограниченными возможностями. Это предполагает не только создания в коллективе учебного заведения атмосферы толерантности и пропаганды равного права на обучение всех студентов, но и необходимости учета всех барьеров на пути реализации этого сложного образовательного проекта, чтобы избежать рисков необдуманных инноваций.

Доступность образования для всех - это значит доступ к образованию и для детей с ограниченными возможностями.

Это предполагает не только создания в коллективе учебного заведения атмосферы толерантности и пропаганды равного права на обучение всех студентов, но и необходимости учета всех барьеров на пути реализации этого сложного образовательного проекта, чтобы избежать рисков необдуманных инноваций.

  • Я Ибрагимова А.Х.- педагог. Веду предметы по «Охране труда» и «Психологии личности и профессионального самоопределения» в группе ОЭВМ детей с ОВЗ. Они радикально отличаются от предыдущих выпусков. В группе дети не только с нарушением слуховой и речевой деятельности, но и с другими различными патологиями. В ней обучается 10 студентов: 5 из них, с нарушениями слуха, 1 человек с ДЦП и 4 человека с задержкой психического развития.

В данной группе особенно выделяется одна ученица по имени Вика с установленным диагнозом: смешанный ДЦП (атонически-астатическая форма ДЦП, мышечная гипотония с выраженным нарушением моторной координации, гиперкинетическая форма ДЦП – двойной атетоз). Особенность ее заболевания не позволяет ей учиться в одном ритме с ее одногруппниками. Выражается это в нарушении моторики рук и как следствие плохое чистописание, речевые нарушения, ограниченный словарный запас, недостаточное знание окружающего мира, социальной сферы (интеллектуальная недостаточность). Все эти особенности остро стали проявляться на первых же занятиях : не успевая записывать учебный материал, поведение её становилось непредсказуемым . Она вела себя шумно, вскакивала, вскрикивала с места, била руками по себе и предметам, не могла контролировать свои эмоции. Родителям поочередно приходилось сопровождать ее на занятиях. Одногруппники бурно реагировали на все происходящее, в том числе и на опеку со стороны родителей.

Стало понятно, что разговоры о толерантности не смогут воздействовать на аудиторию и я поняла, что мне просто необходимо отстоять интересы этого ребенка, и подойти с осторожность к этому процессу, чтобы остальные ребята не почувствовали себя обделенными моим вниманием, в и так уже обостренной обстановке.

Если б я была классным столяром, Все бы из дерева было вокруг. Я бы дерево узнавала по колеру, А оно меня по теплоте рук.

Если б я была классным столяром,

Все бы из дерева было вокруг.

Я бы дерево узнавала по колеру,

А оно меня по теплоте рук.

Знаете вы, как меняется женщина –  С новой прической сияют глаза,  И ничего, если жизнь дала трещину-  Высохнет быстро любая слеза!

Знаете вы, как меняется женщина – С новой прической сияют глаза, И ничего, если жизнь дала трещину- Высохнет быстро любая слеза!

Она в спецовке и в очках, И держит

Она в спецовке и в очках,

И держит "молнию" в руках

Она как живая: подвижна, сильна.

Смотрите, как яростно бьется она!

*Примечание: В этой презентации для заголовков был использован шрифт «Доброшрифт» (Font of Kindness). 33 ребёнка с ДЦП написали по одной букве, из которых профессиональные дизайнеры собрали уникальный ​Доброшрифт.

*Примечание:

В этой презентации для заголовков был использован шрифт «Доброшрифт» (Font of Kindness).

33 ребёнка с ДЦП написали по одной букве, из которых профессиональные дизайнеры собрали уникальный ​Доброшрифт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!