СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивная практика в работе образовательных учреждений

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по инклюзивной практике в работе образовательных учреждений

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивная практика в работе образовательных учреждений»

Инклюзивная практика в работе образовательных учреждений Чулымского района

На территории Чулымского района проживают дети с особенностями развития, родители которых по-разному относятся к опросу включения их детей в обычную школу: кто-то с пониманием и важностью данного шага в жизни ребенка, кто-то отрицает такую возможность, опираясь на собственный опыт отношения «обычных» детей к ребенку-инвалиду. Но в некоторых образовательных учреждениях района существует частичная инклюзия: включение ребенка в совместные занятия и проведение досуга; трое детей посещают предметы неосновного цикла совместно с детьми класса. Предпосылками инклюзивного обучения в Чулымском районе являются следующие:

  1. Созданная система специального (коррекционного) образования.

В образовательных учреждениях района обучается 132 ребенка по специальной коррекционной программе. Школы лицензированы на оказание данных образовательных услуг. На базе МБОУ СОШ № 1 функционирует класс коррекционного обучения.

  1. Наличие элементов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

С августа 2010 года работает служба комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Чулымского района, одним из направлений которой является работа территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. ТПМПК не только определяет образовательный маршрут ребенка, условия его обучения, но и консультирует родителей, педагогов по вопросам организации обучения детей с трудностями развития. В составе территориальной комиссии есть координатор, функционал которого предполагает изучение возможностей ОУ для создания специальных условий обучения детей с ОВЗ.

  1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ.

В марте 2010 года специалистами кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО на базе МБОУ Чулымский лицей проведены курсы повышения квалификации для учителей начальной школы по теме «Организация обучения детей по специальным (коррекционным) программам», семинар для руководителей ОУ.

В декабре курсы повышения квалификации, организованных Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, прошли два специалиста службы сопровождения образования Чулымского района. В настоящее время ведется работа с будущими выпускниками ОУ района о направлении их в НГПУ для получения высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология». Нам нужны тьюторы, координаторы, председатели ПМПк.

Служба сопровождения образования активизировала работу школьных консилиумов, деятельность которых осуществляется за счет сетевого взаимодействия, когда в составе ПМПк работает педагог-психолог, учитель-логопед из другого ОУ. Но по-прежнему остро стоит вопрос кадровой обеспеченности ОУ учителями-дефектологами. В ДОУ Чулымского района недостаточно организовано психологическое сопровождение детей. В службу сопровождения обращаются родители «особых» детей, которых просто не готовы развивать педагоги в условиях детских садиков.

Координационный совет ППМС-сопровождения будет решать многочисленные проблемы, возникшие в ходе планирования инклюзивного обучения, среди которых создание определенных условий для обучения в массовой школе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В понятие условий мы вкладываем не только наличие пандусов и обучение «особых» детей на первом этаже школы, но и подготовка учителей, которые смогут принять ребенка с нарушениями развития и поведения. Сегодня в стадии разработки находятся методические рекомендации, которые готовит творческая группа педагогов района: психологи, логопеды, социальные педагоги, дефектолог. Они касаются вопросов комплексного сопровождения инклюзивных процессов в ОУ с целью оказания помощи ребенку с ОВЗ в его развитии и снижения количества случаев эмоциональных срывов субъектов образовательного процесса.

Конечно, отсутствие региональной нормативно-правовой базы инклюзивного образования является барьером для решения многих вопросов в районе. Но созданная в Чулымском районе служба ППМС-сопровождения не стоит на месте. Накопленный опыт Комплексного центра социального обслуживания населения, родительской общественности в вопросах организации обучения детей с ОВЗ позволяет нам разрабатывать программу развития системы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Они такие же дети, имеющие право развития в социуме, но их здоровье препятствует освоению образовательного процесса вне специальных условий обучения и воспитания. В Чулымском районе создаются такие условия. Мы надеемся, что система инклюзивного обучения будет создана с учетом предпосылок, характерных для нашей территории.

Н.А.Сафронова,

заместитель директора МБОУ Чулымский лицей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!