Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 8 классе разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка 5-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007г.) в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В программе ставится задачаобощения музыкально-слухового опыта обучающихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной (академической и популярной) музыки. Понятие «музыкальный стиль». «Стиль – это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Тансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
В «Примерном учебном плане основного общего образования» предусмотрено 35 часов для преподавания предмета «Искусство» (Музыка, ИЗО) в 8 классе. Введен 1 дополнительный час в неделю национально-регионального компонента (НРК), направленный на изучение краеведческих модулей.
Национально-региональный компонент включает информационный материал:
Музыкальная культура Кузбасса. Исторя становления музыкальной культуры Кузбасса, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведенй, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местност (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор.
Творчество народов Кузбасса. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Кемеровской области и Сибири.
Музыкальный материал (песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в области.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство»: Учебник для учащихся 8-9 классов – М.: Просвещение, 2011;
Гусева О.В., Сокольникова Н.П., Шаталова И.Л., «Музыкальная культура Кузбасса», 2010 год
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (18 часов по программе Сергеевой Г.П, 17 часов - НРК).
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 8 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
- тест
- защита исследовательских проектов
Требования к уровню подготовки учащихся:
- освоение основных закономерностей музыкального искусства – интонационной природы музыки, жанров стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
- развитие ассоциативно-образного мышления на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;
- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства;
- расширение личностного культурологического пространства.
Творчески изучая музыкальное искусство, учащиеся 8 класса имеют возможность достигнуть следующего:
• совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
• осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
• выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
-
| Традиции в музыке | 1 |
-
| НРК Становление музыкальной культуры Кузбасса (1920-1960гг.) | 1 |
-
| Жанровое многообразие музыки. | 1 |
-
| НРК Становление музыкальной культуры Кузбасса (1970 – 2000гг.) | 1 |
-
| Песня – самый демократичный жанр музыкального искусства | 1 |
-
| НРК О Гимне Кемеровской области и его авторах. | 1 |
-
| Вокальные жанры духовной музыки | 1 |
-
| Вокальные жанры духовной музыки | 1 |
-
| НРК Духовная музыка. Сводный хор Спасо-Преображенского собора и Новокузнецкого духовного училища. | 1 |
-
| Многообразие жанров песенного фольклора | 1 |
-
| НРК Музыкальные традиции народов Кемеровской области | 1 |
-
| Вокальные жанры светской музыки. | 1 |
-
| НРК Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов Кемеровской области | 1 |
-
| НРК Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов Кемеровской области | 1 |
-
| Танец, его значение в жизни человека | 1 |
-
| НРК Старинные обрядовые праздники народов, поживающих в Кузбассе | 1 |
-
| Жанры маршевой музыки. | 1 |
-
| Стиль определенного исторического периода. | 1 |
-
| Стиль национальной школы. | 1 |
-
| НРК Музыкальные традиции народов Кемеровской области | 1 |
-
| Стиль творчества отдельных композиторов. | 1 |
-
| НРК Композиторы Кузбасса. | 1 |
-
| Исполнительский стиль. | 1 |
-
| НРК Творчество уникальных коллективов Кемеровской области. | 1 |
-
| НРК Творчество уникальных коллективов Кемеровской области. | 1 |
-
| Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI веков. | 1 |
-
| Стили и направления современной популярной музыки | 1 |
-
| НРК Филармония – центр музыкальной жизни Кузбасса | 1 |
-
| НРК Филармония – центр музыкальной жизни Кузбасса | 1 |
-
| НРК Филармония – центр музыкальной жизни Кузбасса | 1 |
-
| Стилизация и полистилистика. | 1 |
-
| НРК Джаз-клуб «Геликон» | 1 |
-
| НРК Деятельность губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса» | 1 |
-
| Исследовательский проект | 1 |
-
| Исследовательский проект | 1 |
ИТОГО | | 35 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Музыка» (2012-2013 уч.год)
8 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечания |
-
| | Традиции в музыке | 1 | |
-
| | НРК Становление музыкальной культуры Кузбасса (1920-1960гг.) | 1 | |
-
| | Жанровое многообразие музыки. | 1 | |
-
| | НРК Становление музыкальной культуры Кузбасса (1970 – 2000гг.) | 1 | |
-
| | Песня – самый демократичный жанр музыкального искусства | 1 | |
-
| | НРК О Гимне Кемеровской области и его авторах. | 1 | |
-
| | Вокальные жанры духовной музыки | 1 | |
-
| | Вокальные жанры духовной музыки | 1 | |
-
| | НРК Духовная музыка. Сводный хор Спасо-Преображенского собора и Новокузнецкого духовного училища. | 1 | |
-
| | Многообразие жанров песенного фольклора | 1 | |
-
| | НРК Музыкальные традиции народов Кемеровской области | 1 | |
-
| | Вокальные жанры светской музыки. | 1 | |
-
| | НРК Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов Кемеровской области | 1 | |
-
| | НРК Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов Кемеровской области | 1 | |
-
| | Танец, его значение в жизни человека | 1 | |
-
| | НРК Старинные обрядовые праздники народов, поживающих в Кузбассе | 1 | |
-
| | Жанры маршевой музыки. | 1 | |
-
| | Стиль определенного исторического периода. | 1 | |
-
| | Стиль национальной школы. | 1 | |
-
| | НРК Музыкальные традиции народов Кемеровской области | 1 | |
-
| | Стиль творчества отдельных композиторов. | 1 | |
-
| | НРК Композиторы Кузбасса. | 1 | |
-
| | Исполнительский стиль. | 1 | |
-
| | НРК Творчество уникальных коллективов Кемеровской области. | 1 | |
-
| | НРК Творчество уникальных коллективов Кемеровской области. | 1 | |
-
| | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI веков. | 1 | |
-
| | Стили и направления современной популярной музыки | 1 | |
-
| | НРК Филармония – центр музыкальной жизни Кузбасса | 1 | |
-
| | НРК Филармония – центр музыкальной жизни Кузбасса | 1 | |
-
| | НРК Филармония – центр музыкальной жизни Кузбасса | 1 | |
-
| | Стилизация и полистилистика. | 1 | |
-
| | НРК Джаз-клуб «Геликон» | 1 | |
-
| | НРК Деятельность губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса» | 1 | |
-
| | Исследовательский проект | 1 | |
-
| | Исследовательский проект | 1 | |
Формы контроля знаний обучающихся
№ п/п | Вид | Количество по плану | Фактически выдано |
1 | Тест | 4 | |
Литература для учителя:
- Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство»: Учебник 8-9 классы – М.: Просвещение, 2011;
Гусева О.В., Сокольникова Н.П., Шаталова И.Л., «Музыкальная культура Кузбасса», 2010 год
Литература для обучающихся:
- Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство»: Учебник 8-9 классы – М.: Просвещение, 2011;
Гусева О.В., Сокольникова Н.П., Шаталова И.Л., «Музыкальная культура Кузбасса», 2010 год
7