СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Урок №39 Художественное своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Муму»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Нравственный выбор человека" 

Просмотр содержимого документа
«6 класс Урок №39 Художественное своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Муму»»

05.02.21

Русская литература 6 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №39

Художественное своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Муму»

Цели обучения

(кратко)

  • понимать термины: метафора, олицетворение, эпитет, сравнения, риторические фигуры;

  • анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания)

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

  1. Повтори термины по теории литературы.

  • Эпитет

  • Сравнение

  • Метафора

  • Олицетворение

  • Риторическое обращение

  • Риторический вопрос

Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)




Ответь

  1. Соотнеси: изобразительно – выразительное средство – определение - пример (см. приложение №1)


Запиши ответ

Например,

эпитет – цифра-буква

Выполни

  1. Выполни задания в тетради.

Задание №1.

Подбери 4-5 прилагательных, характеризующих повесть И.Тургенева «Муму». Аргументируй свой выбор.


Задание №2.

Прочитай отрывок из текста рассказа «Муму» (приложение №2) и выполни задания:

1. Какие изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры речи) использует автор в данном отрывке?

2. Выпиши примеры.

3. Как помогают изобразительные средства понять идею произведения? Докажи примерами из текста рассказа (не менее 3).
















Рефлексия

  • Теперь я знаю, какие существуют изобразительно-выразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса.

  • У меня получилось

  • охарактеризовать повесть И.Тургенева «Муму» с помощью прилагательных и аргументировать свой ответ;

  • проанализировать отрывок рассказа на наличие изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса и определить их роль в раскрытии основной мысли эпизода.

Поставь знаки

«+» или «-»



Приложение №1.

Эпитет

  1. Красочное, образное художественное определение.

  1. «Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню?»

Сравнение

  1. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

  1. «…уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы»; «ночь шла оттуда».

Метафора

  1. Стилистическая фигура, высказывание адресуется лицу, неодушевленному предмету или отвлеченному понятию; служит для усиления выразительности речи.

  1. «О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне».

Риторическое обращение

  1. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе сходства или контраста.

  1. «…мужчина… сложенный богатырем»; «взрезывал упругую грудь земли».

Олицетворение

  1. Сопоставление предметов или явлений по принципу сходства или различия с использованием союзов как, словно, точно, будто, что.

  1. «…как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; «он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле».

Риторический вопрос

  1. В ораторском искусстве и в литературе образное средство выразительности речи, вопрос, который задается с особой интонационной экспрессией и на который не требуется конкретный ответ.

  1. «…доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»; «день ее, нерадостный и ненастный…».



Приложение №2.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!