СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Урок №36 Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики могут:

  • давать определение терминов троп, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, риторические фигуры;
  • находить примеры тропов и стилистических фигур речи в тексте рассказа;
  • анализировать художественные средства языка;
  • определять роль художественных средств в создании образов и раскрытии идеи произведения.

Просмотр содержимого документа
«1__????»

Школа:

КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата города Усть-Каменогорска

Дата:

ФИО учителя: Алямкина В.А.

Класс:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

6.3 Нравственный выбор человека

3.4 Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.2.8.1 – анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы).

Цели урока

Ученики могут:

  • давать определение терминов троп, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, риторические фигуры;

  • находить примеры тропов и стилистических фигур речи в тексте рассказа;

  • анализировать художественные средства языка;

  • определять роль художественных средств в создании образов и раскрытии идеи произведения.

Критерии оценивания

– находит в отрывке метафору, олицетворение;

– находит в отрывке риторические вопросы, восклицания и другие стилистические фигуры;

– приводит цитаты из текста;

– определяет роль изобразительных средств в создании образов и раскрытии идеи произведения.

Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания текста мифа); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные связи

Связь с изобразительным искусством: учащиеся могут рассмотреть репродукции с картин/иллюстрации, отражающие развитие сюжета и образы героев рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Предварительные знания


В 5-ом классе и на предыдущих уроках в 6-м классе учащиеся знакомились с терминами эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, метафора, олицетворение, перифраз, риторические фигуры (вопросы, обращения, восклицания); учились находить эти изобразительные средства в текстах художественных произведений, объяснять их роль в создании образов. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на понимание роли тропов и стилистических фигур в раскрытии идеи произведения; применение изобразительно-выразительных средств языка в характеристике образов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5 мин.



I. Интерактивное упражнение «Снежный ком».

Ученики разделятся на две группы, затем каждая группа учащихся создаст свой круг; внутри круга ученики, дополняя друг друга, будут вспоминать, какие языковые особенности делают речь образной, выразительной, яркой, эмоциональной, давать характеристику изобразительно-выразительных средств языка и стилистических фигур речи. Учитель будет наблюдать за общением учащихся, при необходимости оказывать поддержку менее способным ученикам.

II. Вызов.

Учащиеся, по просьбе учителя, выскажут предположения о теме урока. Учитель демонстрирует 1-ый слайд презентации и объявляет тему урока.

III. Целеполагание.

Совместно с учащимися на основе информации о целях обучения определяются цели урока.






Презентация (слайд 1)


Презентация (слайды 2-3)

Середина урока

6-10


10-13





13-17





17-30






30-35


35-37


IV. Актуализация знаний.

1. Учащиеся знакомятся с материалами презентации, которые комментирует учитель; выполняют задания (Презентация, слайды 4-9)

2. «Литературное лото». Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся прочитать описания тропов (изобразительно-выразительных средств языка) и стилистических фигур речи на «игровой карте»; определить, какие это тропы и стилистические фигуры; выбрать карточки с ответами и закрыть ими клетки на игровом поле «Литературного лото». (См.: Дидактический материал, Приложение 1).

V. Работа в парах.

Учитель демонстрирует слайды с изображением персонажей рассказа «Муму» и предлагает учащимся подобрать к каждому изображенному на слайде персонажу рассказа И.С. Тургенева по три характеристики, используя тропы: эпитеты, мета­форы, сравнения (Презентация, слайды 10-12)

VI. Работа в группах. Анализ художественных средств.

Учитель делит класс на 5 групп. Задания дифференцированы по уровню сложности. Учащиеся анализируют отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму»; определяют, какие изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры речи) использует автор, как помогают изобразительные средства раскрыть образы героев и понять идею произведения; приводят примеры из текста рассказа. (См.: Дидактический материал, Приложение 2).

По завершении работы спикеры представят результаты работы классу.

ФО: взаимооценивание «Плюс – минус – интересно».

Критерии оценивания:

– анализирует художественные средства.

Дескрипторы для 1-ой группы:

– правильно называет тропы и стилистические фигуры, использованные в приведенных цитатах;

– находит другие примеры изобразительных средств языка в тексте рассказа;

– определяет роль изобразительно-выразительных средств языка.

Дескрипторы для 2-ой группы:

– находит в отрывке метафору, олицетворение;

– находит в отрывке риторические вопросы, восклицания и др. фигуры;

– приводит цитаты из текста;

– определяет роль изобразительных средств в раскрытии идеи произведения.

Дескрипторы для 3-5 - ой групп:

– находит в тексте выразительные средства, характеризующие образ героя;

– приводит цитаты из текста;

– определяет роль изобразительных средств создании образов и раскрытии идеи произведения;

– оформляет результаты анализа в виде кластера.

Презентация (слайды 4-9)



Приложение 1




Презентация (слайды 10-12)




Приложение 2

Конец урока

37-40 мин.

VII. Рефлексия. «Лестница успеха».

Презентация (слайд 13)

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


На этапе актуализации знаний и в процессе анализа текста учащиеся выполняют задания, дифференцированные по уровню сложности. На уроке используются учебные материалы с учетом различных типов восприятия информации. На этапе закрепления менее способным учащимся предлагаются различные подмостки. В ходе групповой работы более способные ученики оказывают поддержку менее способным.

Формативное оценивание ранее полученных знаний по цели 6.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса. Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление кластеров).







Просмотр содержимого документа
«3__????????????? ????????»

Приложение 1


Вариант 1. Задание

1. Прочитайте описания тропов (изобразительно-выразительных средств языка) и стилистических фигур речи.

2. Определите, какие это тропы и стилистические фигуры и запишите их названия на карточках.

3. Закройте клетки на игровом поле «Литературного лото» соответствующими карточками с вашими ответами.


1. Красочное, образное художественное определение.

2. Стилистическая фигура, высказывание адресуется лицу, неодушевленному предмету или отвлеченному понятию; служит для усиления выразительности речи.

3. Сопоставление предметов или явлений по принципу сходства или различия с использованием союзов как, словно, точно, будто, что.

4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

5. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе сходства или контраста.

6. В ораторском искусстве и в литературе образное средство выразительности речи, вопрос, который задается с особой интонационной экспрессией и на который не требуется конкретный ответ.



Вариант 2. Задание

1. Прочитайте описания тропов (изобразительно-выразительных средств языка) и стилистических фигур речи.

2. Определите, какие это тропы и стилистические фигуры.

3. Выберите из данных учителем карточек с цитатами из текста рассказа примеры тропов и стилистических фигур.

4. Закройте клетки на игровом поле «Литературного лото» соответствующими карточками с вашими ответами.


1. Красочное, образное художественное определение.

2. Стилистическая фигура, высказывание адресуется лицу, неодушевленному предмету или отвлеченному понятию; служит для усиления выразительности речи.

3. Сопоставление предметов или явлений по принципу сходства или различия с использованием союзов как, словно, точно, будто, что.

4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

5. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе сходства или контраста.

6. В ораторском искусстве и в литературе образное средство выразительности речи, вопрос, который задается с особой интонационной экспрессией и на который не требуется конкретный ответ.









Приложение 2

Задание для 1-ой группы


1. Назовите изобразительно-выразительные средства языка, использованные в следующих фрагментах текста:

а) «вздымался синий, седой сумрак»,

б) «видел перед собой … дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро»;

в) «…и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть!

г) «чуткого ночного шушуканья деревьев»; «глаза жадно и прямо устремились вперед»; «ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде»;

д) «край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня».


2. Найдите другие примеры эпитетов, метафор, олицетворений в тексте рассказа и внесите результаты в таблицу.


Тропы и стилистические фигуры

Цитата

А. Метафора


Б. Олицетворение



В. Эпитет



Г. Сравнение



Д. Риторические фигуры




Задание для 2-ой группы


1. Какие изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры речи) использует автор в данном отрывке?

2. Выпишите примеры.

3. Как помогают изобразительные средства понять идею произведения? Докажите примерами из текста рассказа (не менее 3).


«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью».







Задание для 3-ей группы


1. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, перифразы, с помощью которых писатель создает образ барыни.

2. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образов.

3. Создайте кластер, опираясь на данную модель.




«В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного «нервического волнения»: эти волнения у ней всегда случались после слишком сытного ужина. Внезапный лай ее разбудил; сердце у ней забилось и замерло. «Девки, девки! Проговорила она. – Девки!» Перепуганные девки вскочили к ней в спальню. «Ох, ох, умираю! – проговорила она, тоскливо разводя руками. – Опять, опять эта собака!.. Ох, пошлите за доктором. Они меня убить хотят... Собака, опять собака! Ох!» – и она закинула голову назад, что должно было означать обморок. Бросились за доктором, то есть за домашним лекарем Харитоном…

На следующее утро барыня проснулась довольно поздно. Лежа в постели, барыня велела позвать к себе старшую приживалку, барыня велела позвать к себе старшую приживалку.

– Любовь Любимовна, – начала она тихим и слабым голосом; она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко, – Любовь Любимовна, вы видите, каково мое положение; подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни?..»

















Задание для 4-ой группы


1. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, перифразы, с помощью которых писатель создает образ Татьяны.

2. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образов.

3. Создайте кластер, опираясь на данную модель.



















«Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную. Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!»















Задание для 5-ой группы


1. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, перифразы, с помощью которых писатель создает образ Герасима.

2. На

3. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образов.

4. Создайте кластер, опираясь на данную модель.

































«Выйдя из дому, он тотчас хватился Муму; он еще не помнил, чтоб она когда-нибудь не дождалась его возвращения, стал повсюду бегать, искать ее, кликать по-своему... бросился в свою каморку, на сеновал, выскочил на улицу – туда-сюда... Пропала! Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками... Иные точно не знали, куда девалась Муму, и только головами качали, другие знали и посмеивались ему в ответ, а дворецкий принял чрезвычайно важный вид и начал кричать на кучеров. Тогда Герасим побежал со двора долой.

Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы. Он остановился против барских окон, окинул взором крыльцо, на котором столпилось человек семь дворовых, отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» – Муму не отозвалась. Он пошел прочь. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся, не сказал слова... а любопытный форейтор Антипка рассказывал на другое утро в кухне, что немой-де всю ночь охал.

Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап, чем кучер Потап очень остался недоволен. Барыня спросила Гаврилу, исполнено ли ее приказание. Гаврила отвечал, что исполнено. На другое утро Герасим вышел из своей каморки работу. К обеду он пришел, поел и ушел опять, никому не поклонившись. Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело».










Просмотр содержимого документа
«3_????????????? ????????»

Приложение 1

Задание. «Перепутанные цепочки».

  1. Прочитайте информацию, содержащуюся в таблице.

  2. Распределите правильно названия тропов и стилистических фигур.

  3. Проверьте выполненное задание по образцу, предложенному учителем.


Тропы

Стилистические фигуры речи

Метафора

Гипербола

Риторическое обращение

Риторический вопрос

Олицетворение

Эпитет

Инверсия

Риторическое восклицание

Антитеза

Сравнение


Приложение 2





Иллюстрация к рассказу «Муму». Художник Н.А. Ращектаев. 1981 г.





















Иллюстрация к рассказу «Муму». Художник К. А. Трутовский. 1855 г.















Иллюстрации к рассказу «Муму» художника И.И. Пчелко. 1978 г.

Приложение 3

Задание

1. Внимательно рассмотрите иллюстрации, представленные в «галерее».

2. Выберите иллюстрацию, в которой, на ваш взгляд, художник наиболее точно передал образ героя/героини/события/ детали интерьера/пейзажа. Сопоставьте иллюстрацию с эпизодом из текста рассказа; приведите цитаты для аргументации своей позиции.

3. Для создания связного монологического высказывания используйте слова и словосочетания: мне понравилось …, меня удивило…, я не мог себе представить…, когда я увидел/а эту иллюстрацию, мне вспомнился эпизод…; художник-иллюстратор сумел передать…; мне кажется, выбор цветового или графического (черно-белого) изображения обусловлен тем, что…; в качестве аргумента могу привести следующие цитаты….





Приложение 4

Задание.

Соотнесите тропы и стилистические фигуры речи, использованные в следующих фрагментах текста, с их названиями.

Название тропа или стилистической фигуры речи

Художественные средства (фрагменты текста)

1. Эпитет

а) «видел перед собой … дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро»

2. Метафора

б) «…и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть!»

3. Сравнение

в) «глаза жадно и прямо устремились вперед»; «ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде»

4. Олицетворение

г) «жила некогда барыня»; «прислугу держала многочисленную»

5. Риторическая фигура (вопрос, обращение, восклицание)

д) «вздымался синий, седой сумрак»


6. Инверсия

е) «чуткого ночного шушуканья деревьев»; «край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня»

Ответ: 1 _______; 2 _______; 3 _______; 4 _______; 5 _______; 6 _______.

Приложение 5

Задание

1. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры речи) использует автор в данных отрывках?

2. Как изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи помогают понять характер героя и идею произведения? Докажите свое мнение примерами из текста рассказа.

5. Результаты анализа отразите в таблице.


Цитата + комментарий

Цитаты

Вид художественного средства

Цель использования







  • «Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. В самый день свадьбы Герасим не изменил своего поведения ни в чем; только с реки он приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку; а на ночь в конюшне он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками. Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы. Он остановился против барских окон, окинул взором крыльцо, на котором столпилось человек семь дворовых, отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» – Муму не отозвалась

  • … Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними. Гаврила сделал шаг вперед…

  • Он шел по нему с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях…»

Просмотр содержимого документа
«4__???????????? ????????????»

Теоретический материал для учителя

*** Данный материал может быть использован в заключительном слове учителя

1. Вы думаете, может быть, что стихи тем отличаются от прозы, что им присуща привлекательная красота звука, их хочется запомнить и с ними жить, а повествовательную прозу нужно проглатывать поскорее, как разгрызают орех, чтобы добыть то, что прячется под его скорлупой. В отношении художественной прозы это неверно. И особенно неверно в отношении прозы Тургенева. Звук ее переполняет. Она музыкальна. Это – мысленный звук при чтении про себя, но он легко выходит наружу. Вчитываясь в произведения Тургенева, нужно вслушиваться в их музыку; эта музыка составляет ту поэтическую форму, которая от содержания неотделима, она несет в себе и образы, и чувства, и мысли. В лексике Тургенева много звонко и нежно звучащих слов. Особенно в глаголе: «Заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем… Солнце мирно всплывает, свежо просияет и погрузится». Главный признак тургеневской речи – ее насыщенность качественными приметами, особо существенна в ней роль эпитета. Цветовой и световой эпитет занимает при этом особое место: «алое сияние стоит недолгое время над по темневшей землей». Тургенев очень часто не довольствуется одним эпитетом. В совокупности эпитетов – живое движение переливающихся красок: «уловив глубокий, внимательный вопросительный взгляд». Читая произведения Тургенева, нужно вслушиваться в их звучание и видеть создаваемые им образы и картины… Пейзаж у Тургенева – не просто картины природы, сопровождающие действие, – в них само это действие что-то столь же существенное и нужное. Портрет занимает очень значительное место в рассказах, повестях и романах Тургенева. Как и в живописном портрете, его главная цель в том, чтобы во внешнем облике увидеть сущность данной личности, ее типичность для времени и среды.

Источник: http://slovarfilologa.ru/221/

2. Во-первых, отношение к героям может служить и объяснение сравнений, которые, так или иначе, определяют освещение персонажей в рассказе Тургенева. Уничижительная ирония звучит в сравнениях, которые сопровождают героев, совершающих зло. Компаньонка, занятая ночью разговорами о Капитоновой свадьбе, «как ночной, извозчик, спала днем». Капитон очень выразительно определяет сам себя в сравнении «обдержался, обтерпелся человек, обмаслился как коломенский горшок». Особенно интересны сравнения в повествовании о Герасиме, они тонко передают движения авторского чувства, все оттенки изменения его. Жизнь Герасима в деревне освещена поэтическим сравнением: «Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... ». Тургенев вызывает наше сочувствие к тоске Герасима, к горькому чувству неволи и разлуки с родиной. Тургенев рисует дорогу Герасима домой «прямой как стрела». Здесь и непреклонность движения, и его стремительность, и напряжение, и дерзость.

Источник: http://naukarus.com/analiz-povesti-mumu-i-turgeneva



















Методические рекомендации по организации урока

1. Для выполнения задания «Литературное лото» подготовьте для учащихся карточки с ответами (данные ниже таблицы разрежьте на 6 фрагментов; количество комплектов карточек с ответами должно соответствовать количеству групп, которые выполняют задания 1-го и 2-го вариантов).

Вариант 1


Риторический

вопрос


Риторическое

обращение

Метафора



Эпитет



Сравнение

Олицетворение



Вариант 2


«О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне».



«…как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; «он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле».


«Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню?»



«…мужчина… сложенный богатырем»; «взрезывал упругую грудь земли».





«…уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы»; «ночь шла оттуда».




«доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»; «день ее, нерадостный и ненастный…»










Ожидаемые результаты выполнения задания «Литературное лото»

Вариант 1



Эпитет



Риторическое обращение



Сравнение






Олицетворение



Метафора



Риторический вопрос






Вариант 2



«…доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»; «день ее, нерадостный и ненастный…».




«О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне».


«…как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; «он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле».



«…уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы»; «ночь шла оттуда».




«…мужчина… сложенный богатырем»; «взрезывал упругую грудь земли».




«Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню?»




2. Кластер это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke


При необходимости дайте учащимся следующие инструкции:

1) нарисуйте в центре круг или эллипс и напишите в нем тему изученного текста;

2) выделите микротемы и запишите их в круги или эллипсы, нарисованные ниже (в виде «грозди») или вокруг главного круга, и соедините с центральной темой прямыми линиями;

3) продолжите строить схему в виде «грозди», дробя информацию, добавляя детали.



3. Прием взаимооценивания «Плюс – минус – интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. «П» «плюс» называют/записывают все, что понравилось в оцениваемой работе, вызвало положительные эмоции, либо, по мнению учеников, может быть им полезно для достижения каких-то целей, формирования навыков. «М» «минус» отмечается все, что не понравилось в анализируемой работе, показалось неинтересным, не соответствующим фактам. «И» «интересно» учащиеся называют/вписывают все любопытные факты, о которых узнали из работы одноклассников, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Плюс

Минус

Интересно






Просмотр содержимого документа
«4__????????????? ????????????»

Методические рекомендации по организации урока

Прием «Тур по галерее»

Это своеобразная форма проведения начала урока. На данном уроке учитель развешивает на стенах класса иллюстрации к рассказу И.С. Тургенева «Муму». Ученики свободно перемещаются по классу, рассматривают иллюстрации и готовят любой отрывок, относящийся к иллюстрации, для сопоставительного анализа литературного и живописного образов.

Ожидаемый результат выполнения задания «Перепутанные цепочки»

Тропы

Стилистические фигуры речи

Метафора

Инверсия

Эпитет

Риторический вопрос

Олицетворение

Риторическое обращение

Гипербола

Риторическое восклицание

Сравнение

Антитеза



Ожидаемый результат выполнения теста на соотнесение

Ответ: 1 – д; 2 – е; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – г.

Ожидаемый результат заполнения таблицы «Цитата + комментарий»


Цитата + комментарий

Цитаты

Вид художественного средства

Цель использования

«сочная трава»;

«железными кулаками»;

«истомленный вид», «неверная походка»;

«несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью»


эпитеты

1) показать красоту природы;

психологическое состояние героя, оторванного от родной стихии, с трудом привыкающего к новому (городскому) быту, тоскующему о своей жизни в деревне;

2) показать мощь и богатырскую силу Герасима;

3) раскрыть глубину его страдания от утраты Муму, самого надежного и верного друга;

4) описать чувства героя, который освободился от рабского преклонения перед капризной старухой; вновь обрел духовную свободу.

«казался великаном перед ними»

метафора

с помощью скрытого сравнения (метафоры) писатель старается передать превосходство Герасима над остальной дворней.

«Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними»

антитеза

подчеркнуть контраст между сильным и внутренне свободным настоящим русским богатырем с крестьянской закалкой и презренными, жалкими «людишками в немецких кафтанах».

«широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед»

олицетворения

создают ощущения сопричастности всего организма героя происходящему в его душе.

«скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы»;

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»;


«он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях…»


сравнения

стремление передать мучительное недоумение, которое носил в своей душе Герасим: хватит ли у него сил, чтобы приспособиться к переменам; страх и ужас перед неизведанным;



показать радость духовного освобождения сильного, трудолюбивого, мужественного человека от нравственной кабалы.




Теоретический материал для учителя

Литература как важнейший предмет школьной программы всегда изучалась во взаимодействии с другими общеобразовательными дисциплинами историей, ИЗО, музыкой, обществознанием, а также с кино и музейными экскурсиями. Такие широкие связи обусловлены статусом литературного произведения как эстетического феномена, обладающего универсальной познавательной природой. О связи литературы и живописи первыми заговорили сами художники и писатели. Наиболее искусно эту связь выразила художница Анна Кауфман в картине «Поэзия и живопись». Крупнейший художественный критик XIX века В.В. Стасов в обзоре «Наши итоги на Всемирной выставке» так охарактеризовал связь русской живописи и литературы: «Главная наша сила в том, что новое русское искусство так крепко обнялось с русской литературой Наша литература и искусство это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых». Во второй половине XIX века сформировалась русская школа художниковиллюстраторов. В их работах были выработаны оригинальные художественно-графические принципы, утвердившие связи литературы с живописью на принципиально ином уровне. С этого времени книжная иллюстрация стала неотъемлемой частью литературно-художественной культуры. В школьной практике по традиции связь литературы с живописью рассматривается на материале иллюстраций к литературным произведениям: Билибин русские сказки, Гоголь Боклевский и Агин, Лермонтов Врубель, Блок Глазунов, Твардовский Верейский и т. д. Такая методика крайне упрощает понимание взаимосвязи двух искусств. Мало того, усваивая проблему в такой трактовке, дети выносят с уроков представление о том, что живопись дублирует литературный материал. У изобразительного искусства подобным образом отнималась самостоятельность в интерпретации актуальных тем и социальных типов, а у самих живописцев творческое начало.

Иллюстрация ограниченный род художественного творчества, так как в ней художник следует за творческой мыслью писателя. «Все иллюстрации к великим литературным произведениям, писал по этому поводу И.Э. Грабарь, страдают обычно одним существенным недостатком: они неизмеримо ниже оригиналов и неубедительны в своей трактовке персонажей данного автора».

Связь литературы с живописью не сводится к иллюстрации. Можно сказать, что с нее она начинается, но широкое поле взаимодействия видно только тогда, когда мы выйдем за рамки непосредственного заимствования сюжетов и образов одного искусства у другого. 
Нередко в школьных учебниках литературы помещали репродукции картин русских писателей, близкие по тематике программным произведениям. Они никак не комментировались и не снабжались методическими рекомендациями. На подобный сопоставительный анализ двух «родственных» произведений не было времени, и репродукции, как правило, были лишь зрительными эмблемами, «картинками», которые не несли никакой смысловой и эстетической нагрузки. Мало того, такие репродукции, при их внимательном рассмотрении учащимися, без грамотного объяснения учителя, могли повредить правильному восприятию образов литературного произведения, так как зрительный и словесный образы не тождественны.

Здесь уместно вспомнить классический труд Г.-Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», в котором немецкий драматург и критик раскрывает отличия в способах создания и восприятия образа в живописи и литературе. В новейшее время об этой проблеме писал И.Э. Грабарь: «Всякое искусство дорого, главным образом специфичностью своего космоса Поэзия в живописи далеко не то, что поэзия в литературе. Когда живописец прибегает к чисто литературным приемам, он всегда оказывается неизмеримо слабее писателя».

Живописный материал намного труднее для восприятия и анализа, чем художественная литература, и его преподнесение на уроках требует особой подготовки учителя. Но сложность проблемы не означает ее выведение из структуры школьного литературного образования.

Источник: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=369


Список полезных ресурсов

1. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/10/04/analiz-proizvedeniy-iskusstva (Анализ произведений искусства).

2. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/504/67504/40726 (Изучение художественного образа в условиях взаимодействия литературы и живописи).

3. http://www.literaturus.ru/2015/10/illjustracii-rasskaz-Mumu-Turgeneva-kartinki-risunki.html (Иллюстрации к рассказу И.С. Тургенева «Муму»).

4. https://kidpix.livejournal.com/1867611.html (И.С. Тургенев. «Муму». Иллюстрации И.И. Пчёлко).



Просмотр содержимого презентации
«2__???????????»

Тема урока Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Тема урока

Художественное своеобразие рассказа

И.С. Тургенева «Муму»

Цель обучения:

Цель обучения:

  • 6.2.8.1 – анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы).
Цели урока:

Цели урока:

  • давать определение терминов троп, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, риторические фигуры;
  • находить примеры тропов и стилистических фигур речи в тексте рассказа;
  • анализировать художественные средства языка;
  • определять роль художественных средств в создании образов и раскрытии идеи произведения.
Консультация

Консультация

1. Какие тропы вы знаете? 2. Дайте их определения.

1. Какие тропы вы знаете?

2. Дайте их определения.

Сравните свои ответы со словарными определени-ями литературо-ведческих понятий.  

Сравните свои ответы со словарными определени-ями литературо-ведческих понятий.

 

1. Какие стилистические фигуры речи вы знаете? 2. Дайте их определения.

1. Какие стилистические фигуры речи вы знаете?

2. Дайте их определения.

Сравните свои ответы со словарными определени-ями литературо-ведческих понятий.

Сравните свои ответы со словарными определени-ями литературо-ведческих понятий.

  • Риторический вопрос – в ораторском искусстве и в литературе образное средство выразительности речи , вопрос, который задается с особой интонационной экспрессией и на который не требуется конкретный ответ. Например: «Что день грядущий мне готовит?» (А. Пушкин).
  • Риторическое обращение – стилистическая фигура, высказывание адресуется лицу, неодушевленному предмету или отвлеченному понятию; служит для усиления выразительности речи. Например: «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» (А. Пушкин). Риторическое восклицание – стилистическая фигура, в которой восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придается, выражая тем самым отношение к данному явлению. Например: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!» (М. Лермонтов).
Консультация

Консультация

Задание Подберите для описания изображенного на слайде персонажа рассказа И.С. Тургенева по три характеристики, используя тропы: эпитеты, метафоры, сравнения.

Задание

Подберите для описания изображенного на слайде персонажа рассказа И.С. Тургенева по три характеристики, используя тропы: эпитеты, метафоры, сравнения.

Задание Подберите для описания изображенного на слайде персонажа рассказа И.С. Тургенева по три характеристики, используя тропы: эпитеты, метафоры, сравнения.

Задание

Подберите для описания изображенного на слайде персонажа рассказа И.С. Тургенева по три характеристики, используя тропы: эпитеты, метафоры, сравнения.

Задание Подберите для описания изображенного на слайде персонажа рассказа И.С. Тургенева по три характеристики, используя тропы: эпитеты, метафоры, сравнения.

Задание

Подберите для описания изображенного на слайде персонажа рассказа И.С. Тургенева по три характеристики, используя тропы: эпитеты, метафоры, сравнения.

Итог урока. Рефлексия

Итог урока. Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!