Приложение 1
Вариант 1. Задание
1. Прочитайте описания тропов (изобразительно-выразительных средств языка) и стилистических фигур речи.
2. Определите, какие это тропы и стилистические фигуры и запишите их названия на карточках.
3. Закройте клетки на игровом поле «Литературного лото» соответствующими карточками с вашими ответами.
1. Красочное, образное художественное определение. | 2. Стилистическая фигура, высказывание адресуется лицу, неодушевленному предмету или отвлеченному понятию; служит для усиления выразительности речи. | 3. Сопоставление предметов или явлений по принципу сходства или различия с использованием союзов как, словно, точно, будто, что. |
4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. | 5. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе сходства или контраста. | 6. В ораторском искусстве и в литературе образное средство выразительности речи, вопрос, который задается с особой интонационной экспрессией и на который не требуется конкретный ответ. |
Вариант 2. Задание
1. Прочитайте описания тропов (изобразительно-выразительных средств языка) и стилистических фигур речи.
2. Определите, какие это тропы и стилистические фигуры.
3. Выберите из данных учителем карточек с цитатами из текста рассказа примеры тропов и стилистических фигур.
4. Закройте клетки на игровом поле «Литературного лото» соответствующими карточками с вашими ответами.
1. Красочное, образное художественное определение. | 2. Стилистическая фигура, высказывание адресуется лицу, неодушевленному предмету или отвлеченному понятию; служит для усиления выразительности речи. | 3. Сопоставление предметов или явлений по принципу сходства или различия с использованием союзов как, словно, точно, будто, что. |
4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. | 5. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе сходства или контраста. | 6. В ораторском искусстве и в литературе образное средство выразительности речи, вопрос, который задается с особой интонационной экспрессией и на который не требуется конкретный ответ. |
Приложение 2
Задание для 1-ой группы
1. Назовите изобразительно-выразительные средства языка, использованные в следующих фрагментах текста:
а) «вздымался синий, седой сумрак»,
б) «видел перед собой … дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро»;
в) «…и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть!
г) «чуткого ночного шушуканья деревьев»; «глаза жадно и прямо устремились вперед»; «ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде»;
д) «край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня».
2. Найдите другие примеры эпитетов, метафор, олицетворений в тексте рассказа и внесите результаты в таблицу.
Тропы и стилистические фигуры | Цитата |
А. Метафора | |
Б. Олицетворение | |
В. Эпитет | |
Г. Сравнение | |
Д. Риторические фигуры | |
Задание для 2-ой группы
1. Какие изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры речи) использует автор в данном отрывке?
2. Выпишите примеры.
3. Как помогают изобразительные средства понять идею произведения? Докажите примерами из текста рассказа (не менее 3).
«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью».
Задание для 3-ей группы
1. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, перифразы, с помощью которых писатель создает образ барыни.
2. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образов.
3. Создайте кластер, опираясь на данную модель.
«В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного «нервического волнения»: эти волнения у ней всегда случались после слишком сытного ужина. Внезапный лай ее разбудил; сердце у ней забилось и замерло. «Девки, девки! Проговорила она. – Девки!» Перепуганные девки вскочили к ней в спальню. «Ох, ох, умираю! – проговорила она, тоскливо разводя руками. – Опять, опять эта собака!.. Ох, пошлите за доктором. Они меня убить хотят... Собака, опять собака! Ох!» – и она закинула голову назад, что должно было означать обморок. Бросились за доктором, то есть за домашним лекарем Харитоном…
На следующее утро барыня проснулась довольно поздно. Лежа в постели, барыня велела позвать к себе старшую приживалку, барыня велела позвать к себе старшую приживалку.
– Любовь Любимовна, – начала она тихим и слабым голосом; она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко, – Любовь Любимовна, вы видите, каково мое положение; подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни?..»
Задание для 4-ой группы
1. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, перифразы, с помощью которых писатель создает образ Татьяны.
2. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образов.
3. Создайте кластер, опираясь на данную модель.
«Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную. Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!»
Задание для 5-ой группы
1. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, перифразы, с помощью которых писатель создает образ Герасима.
2. На
3. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образов.
4. Создайте кластер, опираясь на данную модель.
«Выйдя из дому, он тотчас хватился Муму; он еще не помнил, чтоб она когда-нибудь не дождалась его возвращения, стал повсюду бегать, искать ее, кликать по-своему... бросился в свою каморку, на сеновал, выскочил на улицу – туда-сюда... Пропала! Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками... Иные точно не знали, куда девалась Муму, и только головами качали, другие знали и посмеивались ему в ответ, а дворецкий принял чрезвычайно важный вид и начал кричать на кучеров. Тогда Герасим побежал со двора долой.
Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы. Он остановился против барских окон, окинул взором крыльцо, на котором столпилось человек семь дворовых, отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» – Муму не отозвалась. Он пошел прочь. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся, не сказал слова... а любопытный форейтор Антипка рассказывал на другое утро в кухне, что немой-де всю ночь охал.
Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап, чем кучер Потап очень остался недоволен. Барыня спросила Гаврилу, исполнено ли ее приказание. Гаврила отвечал, что исполнено. На другое утро Герасим вышел из своей каморки работу. К обеду он пришел, поел и ушел опять, никому не поклонившись. Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело».