СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок 26. Горные породы и минералы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с практической работой.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Урок 26. Горные породы и минералы.»

Урок 26. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Практическая работа «Работа с коллекциями минералов, горных пород и полезных ископаемых».

Цели урока:

    • сформировать представление о богатствах литосферы, о минералах и горных породах, группах минеральных ресурсов Земли;

    • раскрыть особенности происхождения горных пород;

    • познакомиться с отдельными образцами горных пород;

    • начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам, научиться определять их свойства;

    • сформировать понятие «полезные ископаемые» и их хозяйственном использовании.

Оборудование: образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий, лупа, карандаш, медная проволока, нож, таблица «Определение твердости горных пород и минералов».

Когнитивный компонент урока: горные породы: магматические, метаморфические, осадочные; полезные ископаемые (минеральные ресурсы Земли): топливные (горючие), рудные (руды черных и цветных металлов), нерудные (минеральные удобрения, строительные материалы, драгоценные и поделочные камни); примеры размещения различных групп минеральных ресурсов в горах и на равнинах суши, в шельфовой зоне морей и океанов.

Геономенклатура: Курская магнитная аномалия, Кузнецкий угольный бассейн, гора Магнитная, районы добычи нефти и газа на суше и на шельфе.

Деятельностный компонент урока: понять отличие горных пород от минералов; классифицировать виды горных пород; описывать горные породы по внешним признакам; сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Эмоционально-ценностный компонент урока: показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека; раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования.

Работа с учебником: работа со схемой «Виды горных пород» (рис. 45), работа с коллекцией горных пород и минералов.


Тип урока: комбинированный.


Ход урока:


  1. Оргмомент


  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Выберите верные утверждения:

    1. Материковая земная кора тоньше океанической.

    2. Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».

    3. Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.

    4. Строение литосферы везде одинаково.


Как происходит движение литосферных плит?


Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.


Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.


Что такое рельеф?


Как образуются крупные формы рельефа (горы, равнины)?


Как образуются мелкие формы рельефа (речные долины, овраги и т. д.)?


3. Изучение нового материала

Рассказ учителя. История человечества начинается с появления первых каменных орудий. Постепенно человек осваивал всё больше и больше горных пород и минералов, используя их в своей жизни.

Полезные ископаемые формируются в результате действия внутренних и внешних процессов. Учитель напоминает определение полезных ископаемых.

На земном шаре насчитывается свыше 2000 видов горных пород и минералов. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию. Минералы и горные породы используются человеком как топливо, строительный материал, сырьё для промышленности, драгоценные и поделочные камни, украшающие нашу жизнь.

Знакомя учащихся с горными породами и демонстрируя при этом образцы из школьной коллекции, учитель обращает внимание на то, что они состоят из минералов.


Учащиеся находят определение понятий «минерал» и «горные породы» в тексте учебника.


Рассказ учителя. По состоянию в природе полезные ископаемые бывают: твердые, жидкие, газообразные.

По особенности использования различают: горючие (топливные), металлические (рудные), неметаллические (нерудные).

По своему происхождению различают горные породы магматические, осадочные, метаморфические. Далее, используя презентацию и текст учебника, учитель раскрывает особенности образования горных пород.

Рассказ целесообразно сопровождать показом соответствующих образцов из демонстрационной коллекции.

Построение схемы. Учитель предлагает начертить схему-классификацию:

полезные ископаемые

По состоянию в природе

По особенности использования различают

По своему происхождению

твердые

жидкие

газообразные

горючие (топливные)

металлические (рудные)

неметаллические (нерудные)

магматические

осадочные

метаморфические















Рассказ учителя. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения. Учитель предлагает назвать, какие полезные ископаемые и их месторождения есть поблизости школы.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном

Виды бассейнов полезных ископаемых:

- угленосные (Кузнецкий, Донецкий, Подмосковный, Канско – Ачинский)

- нефтегазоносные (Волго – Уральский, Западно – Сибирский, Мексиканского залива и др.)

- соленосные ( Соликамский, Иркутский, Штасфуртский и др.)

- железорудные (Криворожский железорудный, Никопольский марганцеворудный и др.)

Рассмотрим некоторые полезные ископаемые

Я не камень, жидкость я.

Резко пахну, масляниста.

Загораюсь очень быстро.

Нефть – это маслянистая жидкость от бесцветной до черной окраски. Для получения нефти из недр земли люди бурят скважины. По трубопроводам нефть передается на автозаправочные станции, нефтеперерабатывающие заводы. Нефть - горючее полезное ископаемое, которое используется очень широко. Нефть используется как топливо, в химической промышленности её используют при производстве синтетических волокон и тканей, бензин, мазут, солярка, пластмасса, лаки, краски, лекарства, резиновая обувь, моющие средства и др.

Издавна на равне с дровами в качестве топлива использовался торф. В старину его называли «горючей землёй». Сегодня торф используют в качестве удобрения и всё реже как топливо.

Я конечно знаменит

То как памятник стою

То опорой мост держу

Залегаю я в горах…. (Гранит)

Одной из самых плотных, твердых и прочных пород является гранит. Так как гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям, то он широко используется в строительстве в качестве облицовочного камня. Также гранит используют для мощения как внутри помещения, так и снаружи. Также применяется для отделки стен, лестниц, создания колонн, облицовки каминов и фонтанов, для изготовления памятников, щебня и т.д.

Следующее полезное ископаемое – глина. Она является основой гончарного и кирпичного производства. Используется в медицине, в косметике является основой масок.

Я со школьником дружен

И в строительстве нужен.

Мел – необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов. При недостатке кальция в организме медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.

Руды черных и цветных металлов являются металлическими полезными ископаемыми. Черные металлы – это железо и его сплавы с углеродом и другими металлами. Это основа машиностроения, металлургии. Железо и его сплавы используют для изготовления труб, гвоздей и т.д. Руды цветных металлов используются очень широко. Алюминий используется в транспортном машиностроении, аэрокосмической промышленности. Медь – это катушки в радио и телеаппаратуре. Из чистого олова получают белую жесть, которую используют для изготовления консервных банок.

5,5 млн. лет полезные ископаемые стоят на службе человечества. Но вечно брать их из недр Земли нельзя, так как для их образования необходимы миллионы лет и их источник может иссякнуть. Давайте будем разумно относиться к богатствам нашей планеты, чтобы и следующие поколения могли воспользоваться ими.

4. Практическая работа «Определение горных пород по образцам».


На партах у школьников разложены образцы двух-трёх горных пород. Учащиеся изучают свойства горных пород, записывают результаты в таблицу и обсуждают полученные результаты.

Последовательность выполнения работы

  1. Инструкция по технике безопасности при выполнении работы.

  2. Образцы каждой из горных пород изучите при помощи лупы. С помощью лупы рассмотрите каждый из образцов и заполните в таблице столбцы: «Цвет и блеск» и «Состояние» (жидкое или твердое) каждого образца.

  3. На образец каждой из пород капните кислотой и посмотрите, какое влияние она окажет. (выполняется совместно с учителем химии).

  4. Определите твердость каждого образцы при помощи инструментов (карандаш, медная проволока, нож, соляная кислота) и таблицы «определение твердости горных пород и минератов».



Планируемый результат работы

Название

Происхождение

Свойства

Цвет

Блеск

состояние

Твёрдость

Влияние кислоты

гранит

магматическая плутоническая

Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород.

Красноватого цвета с вкраплением черного и белого цвета

Не блестит

твердое

Больше 4

Нет реакции

известняк

осадочная, обломочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения

состоящая преимущественно из карбоната кальция (CaCO3) в виде кристаллов кальцита различного размера.

серый

нет

твердое

3

Шипит и растворяется

мрамор

метаморфическая горная порода

перекристаллизованный известняк, состоящий в основном из кальцита, в котором могут присутствовать включения доломита

серый

матовый

твердый

3

Шипит и растворяется

























5. Первичное закрепление

Домашнее задание
    1. Изучить § 21.

    2. Ответить на вопросы 1—7.

    3. Выполнить задание 8. Задания 9, 10 выполняются по выбору учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!