Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | Естествознание, география |
Класс | 5 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Авторская программа общеобразовательных учреждений по географии 6-9 классов линии «Полярная звезда» |
Тема учебного занятия | - |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок-практикум, тема: «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Данному уроку в разделе «Литосфера - твердая оболочка Земли» отводится по счету второе место. |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Открыть способ нахождения причинно-следственных связей между полезными ископаемыми, их происхождением и рельефом. Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, исследовательскую и рефлексивно-оценочную ситуацию. Овладеть теоретическим знанием в области изучения темы «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» и способами его прикладного использования. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся составлять схему «Взаимосвязь полезных ископаемых с рельефом местности». | Обучающиеся получат возможность составить рассказ о пользе полезных ископаемых Нижегородской области. |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся откроют способ нахождения причинно-следственных связей между полезными ископаемыми, их происхождением и рельефом. | Обучающиеся получат возможность овладеть способом составления рассказана основе карты «Полезные ископаемые Нижегородской области» (интерпретация). |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся сформируют представление о значимости полезных ископаемых как для себя, так и для человечества в целом. | Обучающиеся получат возможность для формирования собственной оценки на примере оценивания полезных ископаемых Нижегородской области. |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | -имеют опыт работы с текстом учебника и географическими картами; -знают понятия горных пород и полезных ископаемых, как полезные ископаемые используются человеком; -могут определять и находить на карте географические объекты; -могут сравнивать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Самооценка ученика в форме письменного ответа на поставленные учителем вопросы. | Самооценка ученика в форме письменного ответа на поставленные учителем вопросы. | Самооценка ученика в форме письменного ответа на поставленные учителем вопросы. |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | - | - | - |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Учитель приветливо здоровается с учениками. Учитель спрашивает у учеников, какое у них настроение и готовы ли они к активной работе. Учитель сообщает ученикам, что они сегодня на уроке будут исследователями и подчеркивает, что для него все ученики важны, он каждому окажет помощь. | Ученики здороваются с учителем. Ученики отвечаю, что настроение хорошее и они готовы активно работать на уроке. Ученики согласны. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Учитель предлагает ученикам разделится на 3 группы (по рядам), каждая из которых через 5 мин. должна ответить на свой вопрос: Для чего нужна электроэнергия и откуда она берется. Где используют металл, и из чего его выплавляют? Для чего нужна пищевая соль, и где ее добывают? Учитель спрашивает учеников, каким бы словосочетанием они назвали: нефть, газ, уголь, руда, соль. Учитель предлагает ученикам самостоятельно записать в тетрадь понятие полезным ископаемым. | Ученики делятся на группы и после пяти минут обсуждения дают ответ на поставленный вопрос: С помощью электричества вырабатывается свет, работает электротехника, получают тепло. Для выработки электроэнергии используют уголь, нефть, газ, работа воды, ветра, энергия недр Земли, Солнца. Металлы используются в строительстве, машиностроении и т.д. Металл выплавляют из железной руды. Пищевую соль используют в пище в качестве добавки. Пищевую соль получают из морской и озерной соленной воды, каменную соль получают из осадочных горных пород (или минералов). Ученики отвечают: «Полезными ископаемыми». Ученики записывают в тетрадь определение: полезные ископаемые – это горные породы (и минералы) активно используемые людьми в хозяйстве. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Учитель говорит ученикам, что они уже выяснили, что такое полезные ископаемые и как важны они для человека. Теперь учитель ставит проблемный вопрос: Какие виды полезных ископаемых человек будет искать на равнинах, а какие в горах? Учитель предлагает ученикам в ходе дискуссии найти путь, который приведет их к ответу на этот вопрос | Ученики понимают, что поставленный вопрос они пока ответить не могут. В ходе дискуссии, в которой участвует и учитель, ученики находят путь решения задачи – установить взаимосвязь полезных ископаемых с рельефом местности. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Учитель предлагает ученикам: «Исходя из высказанного, ребята давайте поставим цель нашему уроку.» После целеполагания учитель предлагает ученикам разработать план действий для достижения поставленной цели. | Ученики формируют цель: «Доказать, что различные виды полезных ископаемых связаны с определенным рельефом местности.» Ученики определяют и озвучивают примерный план действий: Выяснить, какие виды полезных ископаемых бывают; Как эти виды взаимосвязаны с рельефом местности. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Учитель говорит ученикам, что им нужно открыть §14 «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» на стр.78-81 и, проанализировав текст, сделать вывод о том, как информация помогает им при выполнении поставленного плана действий. | Ученики читают текст учебника и делают выводы: Выяснить какие бывают виды полезных ископаемых, поможет раздел в §14 «Что такое полезные ископаемые?» Установить взаимосвязь между полезными ископаемыми и рельефом местности поможет раздел в §14 «Как образуются и какие бывают горные породы.» |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Учитель сообщает ученикам о том, чтобы их план был более понятен, его необходимо предоставить (нарисовать)в виде схемы. | Определить происхождение природных ископаемых Установить взаимосвязь между видами природных ископаемых ми рельефом. У Определить виды природных ископаемых ченики вместе с учителем составляют схему плана действий: |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учитель побуждает учеников на основе текста учебника и включенной презентации «Горные породы и минералы» приступить к выполнению спланированных действий. Также учитель уточняет, что работу нужно оформить в виде схемы, схеме дать название, сделать и записать вывод. Для получения оценки «4/5» учитель предлагает ученикам на основе карты «Полезные ископаемые Нижегородской области» придумать и записать небольшой рассказ о пользе полезных ископаемых Нижегородской области. | Ученики работают с текстом учебника и презентацией, находят причинно-следственные связи между видами полезных ископаемых, их происхождением и рельефом местности, составляют схему и записывают вывод. Взаимосвязь природных ископаемых с рельефом местности. Виды полезных ископаемых топливные рудные нерудные осадочное происхождение магматическое происхождение метаморфическое происхождение равнинный рельеф Горный рельеф (щиты) Вывод: топливные полезные ископаемые приурочены к равнинному рельефу, магматические – к горному, нерудные – к равнинному и горному рельефу. Пожеланию ученики составляют рассказ о пользе полезных ископаемых Нижегородской области на основе карты «Полезные ископаемые Нижегородской области». Польза равнинных ископаемых Нижегородской области: В Нижегородской области преобладают полезные ископаемые осадочного происхождения: глины, пески, гипсы, каменная соль, торф и т.д. наличие таких полезных ископаемых определяет равнинный рельеф территории. Глины, пески, известняки используют в строительстве, торф – в качестве топлива, каменную соль – в пищевой промышленности. В целом Нижегородская область недостаточно обеспечена полезными ископаемыми для эффективного развития хозяйства. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель предлагает ученикам самостоятельно выбрать форму при выполнении спланированных действий, чтобы они смогли правильно и в сроки выполнить работу. | Ученики выбирают групповую форму работы. Объединившись по 4 человека. При такой форме ученики сами контролируют друг друга. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Учитель раздает ученикам чистые лист бумаги и записывает на доске вопросы: Что ты узнал сегодня о полезных ископаемых? С какими полезными ископаемыми Нижегородской области познакомился (по желанию)? Как ты искал связь между полезными ископаемыми и рельефом? Как помогла тебе карта «Полезных ископаемых» в составлении рассказа? Как ты думаешь, важным для тебя полезные ископаемые и для всего человечества; почему? Как ты оценивал полезные ископаемые Нижегородской области (пожеланию)? | Ученики отвечают на поставленные вопросы: Я узнал топливные полезные ископаемые приурочены к равнинам, рудные – к горному рельефу, нерудные – как к равнинным, так и к горному рельефу. Полезные ископаемые Нижегородской области в основном осадочного происхождения: глины, пески, гипсы, каменная соль, торф и т.д. Я прочитал текст ученика, изучил презентацию и сделал вывод о том, что определенная группа полезных ископаемых (топливная, рудная и нерудная) имеет свое происхождение, которое и определяет рельеф местности. По карте «Полезные ископаемые Нижегородской области» я определил какие полезные ископаемые расположены на территории Нижегородской области и где их используют в хозяйстве. Полезные ископаемые очень важны как для меня, так и для человечества в целом, так как из них получают всю продукцию, которой мы пользуемся. Людям необходимы знания о полезных ископаемых, чтобы определить их местоположение и свойства. Я оценивал полезные ископаемые с точки зрения их пользы в хозяйстве |