«Пятый класс глазами классного руководителя».
Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего выступления: «Пятый класс глазами классного руководителя».
Совсем недавно я переступила порог лицея, в котором сама училась. Отсутствие опыта меня пугало. У меня, как у предметника, были переживания, но мысль о принятии классного руководства волновала меня в гораздо большей степени. Мне кажется, что классный руководитель – это особый феномен педагогической сферы.
Я хочу вам представить свой опыт классного руководства. Я классный руководитель! Что это значит для меня?
Классный - это значит быть хорошим руководителем, быть другом ребят, понимать и поддерживать их в радости и в печали, смотреть на мир глазами ребенка. Быть классным очень трудно, надо уметь радоваться победам и противиться поражениям, надо подружиться с ребятами, надо научить их быть лучше. Школьников необходимо подружить и создать команду из разрозненных групп, надо сделать, так что бы они почувствовали себя самым классным классом.
Руководитель тоже трудная роль. Она подразумевает, что я должна все знать лучше, всему иметь разумное объяснение. Я должна руководить тактично, чтобы не нанести психологическую травму и не обидеть подростка, руководить незаметно, чтобы научить ребят самостоятельности, руководить с юмором, с заинтересованностью, с любовью к детям. Согласитесь, классный руководитель очень важное лицо в школе, он связующее звено между коллективом класса и учителями предметниками, между классом и администрацией, между классами в школьном коллективе. Мне как классному руководителю доверяют дети, нельзя обмануть их доверие; на меня надеется администрация, нужно выполнять свои профессиональные обязанности; у меня просят помощи родители, порой им бывает трудно найти общий язык с детьми, необходимо правильно и грамотно посоветовать им линию поведения. Вот сколько у меня забот и проблем, как все успеть и сделать все правильно? Ответ один – нужно любить детей и быть им второй мамой.
Итак, с 2018-2019 учебного года я открыла для себя новую социальную роль. Я стала классным руководителем 5 «А» класса. Не скрою, 1 сентября оказалось для меня волнительным. Мои пятиклашки.. Какие они? Это яркие, одаренные, жизнерадостные, чуткие и доверчивые ребята.
Я заранее изучила классный коллектив. Мне в этом помогла учитель начальных классов Милова Ирина Петровна. Я составила более подробный психологический портрет коллектива в целом, а также узнала больше о каждом отдельном ученике, их интересах , успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися, т.е. узнала то, что нельзя было прочитать в личных делах.
Портрет класса.
В 5 «А» классе на начало 2018-2019 учебного года обучается 25 человек, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Класс достаточно сильный. Качество наших знаний по итогам 1 четверти составляет 76 % , из них 4 отличника: Аникеев Данила, Архипова Алёна, Зорина Лера, Левушкина Настя. Это будущие медалисты! Наша гордость. А также 15 ударников. Дети подобраны разного возраста: 2007-2008 годов рождения. Из них 9 детей из неполных семей, 1 обучающаяся (Левушкина Настя) воспитывается бабушкой, 15 детей из полных семей, 2 обучающихся из многодетных семей ( Борчук Дарина, Яковлев Данила). Есть дети из неблагополучных семей, которые с моей стороны требуют особого внимания (Яковлев Данил, Пономаренко Виталина) С этими ребятами проводятся индивидуальные беседы, и поддерживается тесная связь с родственниками.
Старостой класса является Зорина Валерия, которая активно выполняет мои поручения и контролирует работу всего актива. Ребята прислушиваются к ней. Охотно ей помогают: Архипова Алёна. Мамаева Ольга, Айнахов Тимур, Баринова Настя, Левушкина Настя, Борчук Дарина, Леонов Ваня. В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети прислушиваются к критике учителя. Есть ребята, которые отстаивают свою точку зрения ( Лукиев Ваня, Аникеев Данила, Мамаева Оля, Макарова Таня, Баринова Настя, Архипова Алёна) В классе развита взаимопомощь, дружелюбие, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности. В классе есть ребята, которые не могут в силу своих особенностей контролировать своё поведение, бывают излишне шумны и подвижны (Попов Глеб, Аникеев Данила, Цурук Стас, Лукиев Ваня, Шляхтич Егор, Яковлев Данил). Этим ребятам уделяется особое внимание. Во-первых, тесный контакт с родителями ( беседы, личная встреча в стенах лицея, присутствие на уроках), во-вторых, беседы с учителями-предметниками, профилактические беседы с социально-психологической службой лицея. В-третьих, проведение классных часов с приглашением социального педагога.
Более 80% обучающихся класса занимаются во внеурочное время в кружках и секциях с учётом их интересов, запросов родителей: Детская школа искусств, спортивная школа, дом творчества юных, спортивные секции и кружки при ДК.
Первый классный час, который я провела прошел под названием «Давайте познакомимся» , на котором дети активно размышляли над тем, что они настоящие пятиклассники и давали положительную оценку своего классного коллектива. Затем мы друг другу торжественно пообещали быть дружными и сплоченными. Для чего я это сделала? Для установления доверительных отношений создание, благоприятного климата в классе, атмосферы непринужденности, искренности.
Во время осенних каникул я подготовила для ребят мероприятие «День именинника». Мы играли, танцевали. Каждый принес сладости к чаю. Кто-то пришел со своим термосом. И самое главное, каждый угощал друг друга! Сами накрыли на стол, и сами убрали за собой. Здесь они мне раскрылись совершенно с другой стороны: искренние, талантливые, незаурядные. Мне кажется, что после этого праздника мы стали ближе друг другу.
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года, ребята активно участвовали в школьных мероприятиях, олимпиадах . Самая первая и самая важная наша победа - это кубок победителя в спортивном общешкольном мероприятии «День здоровья», который проходил в сентябре. Мой 5 «А» класс активно принимал участие в школьном туре олимпиад и занял призовые места( Аникеев Данил, Архипова Алена, Зорина Лера, Левушкина Настя). В дальнейшем наш класс будет таким же активным в творческих мероприятиях и в учебе.
Конечно, не всё так гладко. Не скажу, что наши дежурства проходят безукоризненно, ведь что скрывать – не все подростки относятся к подобным обязанностям с должным вниманием. А дисциплина на уроках? Однако постоянные классные часы, беседы на тему ответственности и взросления, не проходят даром.
Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается - одно из важнейших направлений в деятельности классного руководителя. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.
Мне повезло с родителями. Родители моего 5»А» класса активны, откликаются на мои просьбы с первого раза. Хотелось бы выделить: Горенбург Нину Викторовну, Зорину Юлию Сергеевну, Кошелеву Ирину Владимировну. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни в социуме. Более 50% родителей имеют высшее образование, что неразрывно связано с учебной мотивацией обучающихся. За столь небольшой период было проведено 3 родительских собрания, на которых обсуждались насущные вопросы, один из которых- адаптация.
С началом 2 четверти, я чувствую легкость и комфорт, находясь рядом с ребятами. Когда они на перемене идут ко мне поделиться чем-то или порой пожаловаться, я рада. Рада видеть их, открыта для их вопросов, с удовольствием слушаю и помогаю им . Безусловно, классное руководство – это непростое испытание для каждого специалиста, но, если относиться к своим ученикам с уважением и вниманием, все проблемы будут казаться незначительными, а вскоре и вовсе исчезнут.
Именно мой 5 «А» , и 5 «Б», и 5 «В» классы, именно дети этих классов уверили меня в правильности выбора профессии. Спасибо учителям-предметникам, которые меня направляют и дают советы.
Классное руководство - огромный психолого-педагогический труд, сопровождающийся виртуозной коммуникативной культурой, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации, который мне придется постигать еще долгие годы…
Хотелось закончить своё выступление словами Льва Николаевича Толстого: « Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог».