СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути успешной адаптации классных руководителей 5 классов в начале учебного года.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути успешной адаптации

классных  руководителей  5 классов

в начале учебного года. 

Счастливого человека может

воспитать только

счастливый человек.

  Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Задач много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми - одно из главных условий успешной адаптации детей.                                          

  Адаптация – (от лат.приспособлять) приспособление к окружающим условиям.

  Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные  биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду и обучению; к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе.

 Знакомство – имя и чувство (или понятие), которое ассоциируется у вас с классным руководством в 5 классе.

Рисунок «50 на 50» На левой половине листа изобразить то, что радует и дает чувство безопасности, а на правой – то, что огорчает и вызывает стрессовое состояние

      Безусловно, успешность процесса адаптации к 5 классу зависит от совместных усилий  классного руководителя, учителей предметников, учащихся 5 класса и их родителей.          Классный руководитель очень значимая фигура в этом процессе. От него всецело зависит микроклимат в классном коллективе, и во многом – результаты учебной деятельности. Он помогает преодолеть сложности, связанные с организацией школьной жизни; формирует умение соблюдать классные и школьные социальные и этические нормы. Если классный руководитель имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс и оказывать на него влияние. Благополучно завершенный  процесс адаптации является очень важным для учителя и позволяет успешно привлекать учеников к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение, корректировать педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОБОЙ

Будьте добрыми, если захотите!

Будьте мудрыми, если сможете!

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций        

(Способы саморегуляции и улучшения психического состояния)

   Важной психологической составляющей гармоничного человека является эмоциональное благополучие, которое включает в себя:

- положительный эмоциональный настрой; - жизненный оптимизм;

- эмоциональную уравновешенность;

- переносимость трудностей.

     Всем хорошо известно, что профессия учителя требует большого физического, умственного и психоэмоционального напряжения. Он подвержен негативным воздействиям со стороны администрации, родителей, учеников. Поэтому проблема здоровья учителя очень актуальна.

    Профессиональное здоровье учителя во многом зависит от него самого, от его отношения к своему здоровью, от выработанной им системы сохранения и поддержания физического и психического здоровья. Существует много приемов, помогающих педагогам адекватно реагировать на вышеобозначенные трудности педагогической деятельности и сохранять психическое здоровье. К ним относятся различные приемы психической саморегуляции – воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Нервно-мышечная релаксация

Она основана на том факте, что произвольное расслабление скелетной мускулатуры действует на человека расслабляюще, успокаивающе, а напряжение, напротив, активизирует и мобилизует.

УПРАЖНЕНИЕ « Расслабление по контрасту», «Релаксация по Джекобсону».

Вместе с расслаблением должно прийти и ощущение освобождения  от напряжения.

  1. Противострессовая  дыхательная гимнастика

Известно, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. Тип дыхания с коротким и энергичным вдохом и медленным выдохом вызывает снижение тонуса центральной нервной системы и обуславливает снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох тонизируют нервную систему и повышают ее активность.

  • «Успокаивающее дыхание» (5-5-5, 5-4-6, 5-3-7, 5-2-8, 5-1-9, 5-10),«Мобилизующее дыхание».

 

  1. Аутогенная тренировка

Это активный            метод изменения собственного состояния, который позволяет быстро снять излишнюю напряженность, волнение, раздражительность,  тревожность и другие негативные психические состояния.

УПРАЖНЕНИЕ «Солнечный луч»

   Займите удобную позу. Закройте глаза. Положите руки на колени. Вам удобно, ничто не мешает, не отвлекает. Слушайте внимательно мой голос и выполняйте инструкции.

   Итак, начинаем расслабление. Расслабляются ноги…Расслабляются пальцы ног, ступни, лодыжки. Расслабляются икры, колени и бедра…Расслабляется область таза. Волна расслабления поднимается от кончиков пальцев ног все выше и выше, заполняя ваши ноги изнутри. Ваши ноги расслаблены. Расслабляются пальцы рук…Расслабляются кисти и запястья…Расслабляются предплечья, локти, плечи. Руки расслаблены…Расслабляется плечевой пояс…грудь…живот…поясница. Расслабляется спина, все мышцы спины. Ваше туловище расслаблено. Расслабляются мышцы шеи. Лицо расслаблено. Расслабляются мышцы лба…глаза…щеки…губы…нижняя челюсть…язык. Все ваше лицо расслаблено. Вы отдыхаете. Наслаждаетесь тишиной и спокойствием.

      А теперь представьте, что вам на макушку падает солнечный луч, который медленно движется сверху вниз и по пути освещает лицо, шею, плечи, руки изнутри теплым, ровным и мягким светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, расслабляются мышцы глаз, губы становятся расслабленными. Шея мягкая, плечи расслаблены. Луч спускается ниже и согревает грудь  - дышится легко и спокойно. Живот мягкий и теплый. Спина расслабленна.

   Вы отдохнули и накопили солнечную энергию. Вы спокойны, расслаблены, уверены в себе!

     Потихоньку потягиваемся, открываем глаза и возвращаемся в наше помещение.

        Регулярное применение различных приемов саморегуляции помогают педагогу занять активную позицию по отношению к себе самому и позволяют поддерживать гармоничное психоэмоциональное состояние, хорошее самочувствие и высокую работоспособность.

    Делимся на 3 группы: родители пятиклассников, пятиклассники, педагоги, работающие в параллели 5-х классов.

Что я ожидаю от 5 класса?

Мои страхи и опасения в связи с переходом в 5 класс?

Что я могу сделать для успешной адаптации и дальнейшей совместной работы?

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ

Успех школьнику создает учитель,

который сам переживает радость успеха.

 

( Возрастные психологические особенности пятиклассников и основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе)

   Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям и суждениям взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм  является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений и норм взаимодействия. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. В силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

       Постепенно меняются приоритеты и  в стенах школы. Умственная активность подростков очень высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех или неуспех существенно влияют на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. Учитывая при этом физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

    Проблемы адаптации пятиклассников  не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны с организацией жизни в школе в целом. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают на следующие сложности:

- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

- непривычное расписание (новый режим);

- много новых кабинетов;

- новый классный руководитель;

- новые дети в классе (или я сам в новом классе);

- в средней школе мы снова – самые маленькие, а в начальной были уже  большими;

- проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате)

    Успешность  адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

     Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

- возросший темп работы;

- возросший объем работы;

- новые, непривычные требования к оформлению работы;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней.

    По наблюдениям психологов ситуация адаптации вызывает  у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников.

   При переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с классным руководителем. С его помощью происходит принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

ВАЖНО:

  1. Видеть в каждом ребенке уникальную личность, поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
  2. Учитывать психологические особенности 10-11 летних детей, вступающих в подростковый период развития.
  3. Помочь принять новых учителей-предметников  и адаптироваться к их различающимся требованиям.
  4. Помочь принять новую позицию ученика основной школы.
  5. Помочь в работе по самоорганизации и самоконтролю.
  6. Организовать работу ученического актива.

 

   Признаки адаптации и дезадаптации. Возрастные особенности младшего подростка. Раздаточный материал?

Очень важным условием сохранения психического здоровья ребенка в школе является создание ситуации успеха. Это залог положительного отношения к учению, школе, труду.

УПРАЖНЕНИЕ «Эмоциональный всплеск»

(Прошу вас встать в круг и произносить по очереди различные варианты обращения – поощрения, адресованные ученику. Можно организовать работу по парам).

Рефлексия: Как часто в своей практике вы используете позитивное внимание? Часто ли в классе создаете ситуацию успеха?

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ

Если вы владеете знанием, дайте другим

зажечь от него свои  светильники. 

Томас Фуллер 

     После того, как окончена начальная школа и ребенок попадает сразу к нескольким новым учителям, у него появляется выбор, которого раньше почти не было – соприкоснуться с разными стилями преподавания, личностными особенностями разных учителей, разной спецификой построения взаимоотношений  с классом. Среди учителей - предметников есть и профессионалы, выпустившие не первый свой 11 класс (они как будто вернулись на 7 лет назад) и новички, для которых 5-й – это их первый. Дети начинают любить и уважать одних учителей, впадать в тоску на уроках других, унижать и «доводить» третьих.

   Если для ребенка в начальной школе главными были внимание и забота учителя, то в начале средней школы более важными для ребенка становятся профессиональная компетентность, авторитет и личностная сила учителя.

Компетентность – это не значит все знать. Это значит любить то, что ты делаешь; желание все время узнавать что-то новое и преподносить его так, чтобы никто не остался равнодушным.

Авторитетность – не есть авторитарность. Это наличие собственной позиции, внутреннее достоинство, осознание и принятие собственной уникальности и уникальности других.

 ВАЖНО:

  1. Поддерживать тесную связь с учителями-предметниками.
  2.   Согласовать требования всех учителей – предметников.
  3. Помочь быстрее узнать учащихся с целью индивидуализации и дифференциации обучения.
  4. Создавать доброжелательную атмосферу для всех участников образовательного процесса.

  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

    Необходимо искать новые содержательные и эффективные формы участия родителей в совместном воспитании учеников.

ВАЖНО:

  1. Создать атмосферу сотрудничества.
  2. Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в основной школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
  3. Договориться о способах взаимодействия с родителями в течение учебного года.
  4. Организовать работу родительского комитета и делегировать ему часть ответственности.

Рисунок «50 на 50» перерисовать. Опираясь на позитивную часть рисунка, используя ее как ресурсную, находим способы выхода из проблемной ситуации.

   Принять ребенка при переходе из начальной школы в среднюю, понять как ему сложно, помочь акклиматизироваться в новых условиях – в этом проявляется мастерство классного руководителя. Успешность человека как в профессиональной, общественной, так и в личной жизни, в значительной степени обеспечивается уровнем его психологической подготовки и умением адаптироваться к создавшимся условиям. И благополучная адаптация к обучению в 5 классе несомненно будет способствовать достижению этой цели.

 

Просмотр содержимого документа
«Пути успешной адаптации классных руководителей 5 классов в начале учебного года.»

  Пути успешной адаптации  классных руководителей 5 классов  в начале учебного года.    Счастливого человека может  воспитать только счастливый  человек.

Пути успешной адаптации классных руководителей 5 классов в начале учебного года.

Счастливого человека может

воспитать только счастливый

человек.

СЛОВАРЬ АДАПТАЦИЯ – ( от лат. приспособлять) приспособление к окружающим условиям. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений общения с окружающими; способность к труду и обучению.

СЛОВАРЬ

АДАПТАЦИЯ – ( от лат. приспособлять) приспособление к окружающим условиям.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений общения с окружающими; способность к труду и обучению.

Ученики 5 класса Классный руководитель Родители учащихся 5 класса Учителя-предметники

Ученики 5 класса

Классный руководитель

Родители учащихся 5 класса

Учителя-предметники

     ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОБОЙ    Будьте добрыми, если захотите!  Будьте мудрыми, если сможете!  Но здоровыми вы должны быть  всегда.  Конфуций

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОБОЙ

Будьте добрыми, если захотите!

Будьте мудрыми, если сможете!

Но здоровыми вы должны быть

всегда.

Конфуций

ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ Нервно-мышечная релаксация Противострессовая дыхательная гимнастика Аутогенная тренировка

ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Нервно-мышечная релаксация

Противострессовая дыхательная гимнастика

Аутогенная тренировка

Вопросы для обсуждения Что я ожидаю от 5 класса? Мои страхи и опасения в связи с переходом в 5 класс? Что я могу сделать для успешной адаптации и дальнейшей совместной работы?

Вопросы для обсуждения

  • Что я ожидаю от 5 класса?
  • Мои страхи и опасения в связи с переходом в 5 класс?
  • Что я могу сделать для успешной адаптации и дальнейшей совместной работы?
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ    Успех школьнику создает учитель,  который сам переживает радость  успеха.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ

Успех школьнику создает учитель,

который сам переживает радость

успеха.

Возрастные особенности младшего подростка Возрастные особенности младшего подростка: Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; Повышенная утомляемость; Стремление обзавестись верным другом; Стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; Повышенный интерес к вопросу о «соотношении» сил в классе; Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто «детского»; Отсутствие авторитета возраста; Отвращение к необоснованным запретам;  Восприимчивость к промахам учителей; Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; Отсутствие адаптации к положению «худшего»; Ярко выраженная эмоциональность; Требовательность к соответствию слова делу; Повышенный  интерес к спорту.

Возрастные особенности младшего подростка

  • Возрастные особенности младшего подростка:
  • Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • Повышенная утомляемость;
  • Стремление обзавестись верным другом;
  • Стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе;
  • Повышенный интерес к вопросу о «соотношении» сил в классе;
  • Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто «детского»;
  • Отсутствие авторитета возраста;
  • Отвращение к необоснованным запретам;
  • Восприимчивость к промахам учителей;
  • Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • Отсутствие адаптации к положению «худшего»;
  • Ярко выраженная эмоциональность;
  • Требовательность к соответствию слова делу;
  • Повышенный интерес к спорту.
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ   Видеть в каждом ребенке уникальную личность, поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки. Учитывать психологические особенности 10-11 летних детей, вступающих в подростковый период развития. Помочь принять новых учителей-предметников и адаптироваться к их различающимся требованиям. Помочь принять новую позицию ученика основной школы. Помочь в работе по самоорганизации и самоконтролю. Организовать работу ученического актива.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ

  • Видеть в каждом ребенке уникальную личность, поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
  • Учитывать психологические особенности 10-11 летних детей, вступающих в подростковый период развития.
  • Помочь принять новых учителей-предметников и адаптироваться к их различающимся требованиям.
  • Помочь принять новую позицию ученика основной школы.
  • Помочь в работе по самоорганизации и самоконтролю.
  • Организовать работу ученического актива.
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ    Если вы владеете знанием, дайте другим  зажечь от него свои светильники.  Томас Фуллер

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ

Если вы владеете знанием, дайте другим

зажечь от него свои светильники.

Томас Фуллер

      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ   Поддерживать тесную связь с учителями-предметниками.  Согласовать требования всех учителей – предметников. Помочь быстрее узнать учащихся с целью индивидуализации и дифференциации обучения. Создавать доброжелательную атмосферу для всех участников образовательного процесса.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ

  • Поддерживать тесную связь с учителями-предметниками.
  • Согласовать требования всех учителей – предметников.
  • Помочь быстрее узнать учащихся с целью индивидуализации и дифференциации обучения.
  • Создавать доброжелательную атмосферу для всех участников образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Ульям Артур Уорд

Взаимодействие с родителями

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Взаимодействие с родителями Создать атмосферу сотрудничества. Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в основной школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Договориться о способах взаимодействия с родителями в течение учебного года. Организовать работу родительского комитета и делегировать ему часть ответственности.

Взаимодействие с родителями

  • Создать атмосферу сотрудничества.
  • Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в основной школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
  • Договориться о способах взаимодействия с родителями в течение учебного года.
  • Организовать работу родительского комитета и делегировать ему часть ответственности.
Программы, способствующие успешной адаптации, предлагаемые центром «Ресурс»: Комплексная программа «Содействие успешной адаптации пятиклассников»  Программа по преодолению социально-эмоциональных проблем и профилактики агрессивного поведения «Дружный класс без агрессии» Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ «Поддержка».

Программы, способствующие успешной адаптации, предлагаемые центром «Ресурс»:

  • Комплексная программа «Содействие успешной адаптации пятиклассников»
  • Программа по преодолению социально-эмоциональных проблем и профилактики агрессивного поведения «Дружный класс без агрессии»
  • Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ «Поддержка».
Спасибо за участие

Спасибо за участие


Скачать

© 2016 1822 33

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!