Просмотр содержимого документа
«5 кл. Технологическая карта урока»
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Формируемые УУД и функциональная грамотность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный 1 мин | Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. | - приветствие; - проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; - организация внимания школьников | Проверяют готовность к уроку |
2. | Актуализация опорных знаний 5 мин. | Проводить самоанализ и самоконтроль проделанной работы. Умение доказывать собственное мнение. Формирование естественнонаучной грамотности | *В окружающей среде нас окружают тела живой и неживой природы. Организовать индивидуальную работу с карточками и фронтальную проверку выполнения с обсуждением. *Ребята, какую работу должны вы проделать с выданными карточками? *Сколько времени выделить на выполнение этого задания? | Получают карточки в конверте. Определяют, что необходимо подобрать пару: Тело живой (или неживой) природы | Работают индивидуально и участвуют в проверке задания. |
3. | Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи 4 мин. | Информационный поиск (Познавательные УУД). Выделение учебной цели (Регулятивные УУД). Формирование креативного мышления | Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый. Создание проблемной ситуации: *Как вы думаете, что означает термин «метод»? *Найдите значение этого слова в словаре и прочитайте. Совпадает ли оно с вашим? С помощью наводящих вопросов помогает ученикам в определении цели урока. | Находят ответы на поставленные вопросы. Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем |
4. | Изучение нового материала а) Восприятие и осмысление учащимися нового материала 8 мин.+9 мин. | Включать учащихся в действие поиска, отбора и структурирования необходимой информации. Задания на развитие познавательных УУД: методы изучения природы (наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, измерение. наблюдение). Формирование читательской грамотности | Человек связан с окружающей его природой, его жизнь зависит от природы. Поэтому человеку необходимо знать природные объекты и явления, т.е. нужно изучать природу. Изучая живую и неживую природу, люди применяют одни и те же методы. Организовать парную работу обучающихся с текстом учебника (§3) и составление рассказа. Каждая пара учащихся находит нужную информацию о методах изучения природы. На доске записывает название методов по мере выступления учащихся. Какие приборы используют при изучении природы? Организация групповой работы. Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает отдельное задание | Самостоятельно в парах читают, анализируют. Выделяют главное. Готовятся к выступлению. С помощью текста §3 рассказывают об одном из методов и дополняют рассказ примерами из своего жизненного опыта. |
4 | б) Первичная проверка понимания 3 мин. | Познавательные УУД Формирование глобальных компетенций | Задание: какие методы можно использовать в природе и в лаборатории? Наблюдение Описание Природа Измерение Лаборатория Эксперимент Сравнение Моделирование Вывод: все методы можно применять как в природе, так и в лаборатории. | На доске и в тетрадях первым столбиком записаны методы, а вторым столбиком – слова «природа» и «лаборатория». Ученики стрелочками соединяют слова из разных столбиков. В итоге получается схема, помогающая запомнить методы и области их применения. |
5. | Физкультминутка 2 мин. | Сменить деятельность | Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся отдохнули и готовы продолжать работу. |
6. | Закрепление материала 8 мин. | Обеспечить умения сотрудничества: умение слушать и понимать партнёра. (Регулятивные УУД) | 1. Организовать закрепление с помощью приема технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения». Предложить учащимся составить верные или неверные утверждения по теме и обменяться ими для оценки их правильности. Верные утверждения: 2,3,5,7,8,10 | Составляют утверждения по теме и осуществляют взаимопроверку. |
7. | Рефлексия учебной деятельности 3 мин. | Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности | Подводит итог урока. Возврат к проблеме урока. Учитель просит высказать свои ощущения: Я узнал... Я научился.... Мне понравилось... Я затруднялся ..... Мое настроение... | Самооценка учениками деятельности на уроке |
8. | Инструктаж домашнего задания 2 мин. | Сделать правильный выбор | Задает дифференцированное задание: п.3 (для всех); выбрать любой объект для наблюдения (тело живой природы) и составить его описание в тетради. Задание по желанию (за дополнительную оценку) – решить тест по ссылке: https://testytut.ru/2018/07/26/test-po-biologii-metodyi-izucheniya-prirodyi-5-klass/ | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Приложения
Карточки для индивидуальной работы
ТЕЛО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | СОЛНЦЕ |
ТЕЛО НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ | БАБОЧКА |
| ЗВЕЗДЫ |
| ГОРНАЯ ПОРОДА |
| КАКТУС |
| ЛЯГУШКА |
| ВОДА |
| БАКТЕРИИ |
Задания для групповой работы
Группа 1. Вы орнитологи – учёные, изучающие птиц. Вам предстоит изучить сов: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых птиц и птенцов, сколько птенцов бывает у одной пары сов, какая окраска перьев, какие приспособления имеют для ловли добычи. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению птиц.
Группа 2. Рассмотрите чучело птицы и опишите ее. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Группа 3. Измерьте длину листьев березы. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Группа 4. В 1- пробирке растворите сахарный песок в воде, а во 2- пробирке растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Группа 5. Сравните комнатные растения - традесканцию произрастающую в благоприятных условиях и традесканцию произрастающую в неблагоприятных условиях. Сделайте вывод, расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Карточка для закрепления материала
Верные и неверные утверждения
1. Наблюдения ученого за жизнью насекомых представляет собой явление неживой природы
2. Растворение химических веществ с целью их изучения - это метод. который называется эксперимент
3. К увеличительным приборам относят микроскоп
4. Методом наблюдения пользуются только биологи.
5. С помощью опыта можно определить, какие тела притягиваются магнитом.
6. Метод. который заключается в повторении в лабораторных условиях явлений природы, называют измерение.
7. Использование секундомера для определения скорости движения животных является методом измерения.
8. К измерительным приборам относят термометр.
9. Метод измерения используют во всех естественных науках.
10. Ученый изучает процесс распространения грибов в ходе наблюдения в природе.