СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского. Разговоры о важном

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшний разговор мы посвящаем 165-летию  со дня рождения К.Э. Циолковского- отца космонавтики. А эпиграфом я предлагаю слова: «Невозможное сегодня станет возможным завтра». Это  сказал великий русский ученый К.Э. Циолковский. А что же такое мечта?

Просмотр содержимого документа
«165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского. Разговоры о важном»

Разговоры о важном

19.09.2022. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского

Ход разговора

1.Вступительное слово учителя. Доброе утро, дорогие ребята! Я хочу, чтобы Ваше утро начиналось с доброго взгляда, с доброй улыбки, с добрых глаз. Пусть этот все радует Вас! Итак, давайте посмотрим добрым взглядом и подарим друг другу добрую улыбку.

Сегодня мы с Вами продолжаем разговоры о важном. Предлагаю посмотреть видеоролик «Мечты о космосе». (просмотр видеоролика) Итак, ребята о чем этот видеоролик? (беседа по вопросам). О чем же сегодня пойдет разговор?

2.Сегодняшний разговор мы посвящаем 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского- отца космонавтики. А эпиграфом я предлагаю слова:
«Невозможное сегодня станет возможным завтра». Это сказал великий
русский ученый К.Э. Циолковский. А что же такое мечта?


Мечта – это наши мысли-желания, которые кажутся нам недоступными и
невозможными, но на первый взгляд. Мечта – это сила, это смысл жизни, это
интерес к жизни, это наш «мотиватор».

Мечта – это самое ценное, что есть у человека, она наполняет его жизнь смыслом.
Мечта – это идея, дающая нам возможность иметь представление о том,
какую жизнь мы хотим себе построить. Что для этого нужно? И как воплотить мечту в жизнь. Как сделать ее явью?

Мечта – это первый шаг к цели! Не будет мечты, не будет цели и не будет движения вперед на пути к своему счастью. Я думаю, что у каждого человека есть свое определение – что такое мечта.
Ведь только мечты способны заставить человека совершить невозможное, это они
зажигают в наших душах пламя надежды и веры в себя. Самые грандиозные
открытия сделаны людьми, умеющими мечтать, все самые великие
произведения искусства созданы великими мечтателями.

Я предлагаю поучаствовать в онлайн-викторине «Что? Где? Когда?. Я Вам ее сбросила.

1. Когда и в какой стране был запущен первый искусственный спутник
Земли?
4 октября 1957 г. в СССР.
16 июля 1969 г. в США.
12 апреля 1961 г. в СССР.
24 апреля 1970 г. в Китае.
2. Когда был осуществлён первый космический полёт с человеком на
борту? Кто был первым космонавтом?
12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин.
20 июля, Нил Армстронг.
6 августа, Герман Степанович Титов.
18 марта, Алексей Архипович Леонов.
3. Как спят космонавты? Нужны ли космонавтам в полете постельные
принадлежности? Не нужны, так как они спят в состоянии невесомости,
пристёгнутыми к креслу.
Нужны, так как они спят в криосне в специальной камере с кроватью
4. Кто считается отцом космонавтики? (Циолковский)
5. Как называли первый космический корабль? (Восток)
6. Кто был конструктором первого космического корабля?(Сергей Павлович Королёв)
7. К какому событию приурочено празднование международного Дня
космонавтики? Первый полет человека в космос
Первый полет космического корабля в космос.
Первый полет на Луну.
Вывод первого искусственного спутника Земли на орбиту .
8. В чём заключается разница между метеором и метеоритом?
Метеоры – это явление сгорания космических частиц в воздухе.
Метеорит – остаток метеорного тела на земле, не сгоревший в воздухе.
Метеоры – небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по
орбите в виде конического сечения.
Метеорит – тело космического происхождения, достигшее поверхности
Земли.
Метеоры – углубление, появившееся на поверхности небесного тела при
падении тела меньшего размера. Метеорит – твёрдое тело космического
происхождения, упавшее на поверхность Земли.

9. Когда день равен ночи? 21 марта. 21 сентября. 31 декабря. 31 октября.
Спасибо вам за ваши ответы. Мы с Вами продолжаем наш разговор о важном. И будем говорить о людях, которые мечтали о космосе. Это люди жили в разное время, занимали
разное положение в обществе, у них были разные профессии, но всех их объединяло одно: тайна космическогой эры, тайна космического пространства. А еще их объединяла
любовь к Родине и стремление постичь тайны необъятной природы!
3.Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент, связанный с нашим разговором о важном, о покорителях космического пространства. Демонстрация видео (дикторский текст)
Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошел в историю
человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический
корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны
Юрием Алексеевичем Гагариным.
Кто же помог осуществить мечту о космосе?
Выдающийся русский ученый и изобретатель К.Э. Циолковский. Именно
он разработал теорию межпланетных полётов, являясь основателем
ракетостроения. Интересно, что в детстве после перенесенной скарлатины Циолковский
почти полностью потерял слух, учился самостоятельно; экстерном сдал
экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику в
Калуге.
Научные труды Циолковского посвящены космическим ракетам и
полётам в космос. Учёный предложил особое ракетное топливо, разработал
модели ракет, предложил создавать орбитальные космические станции.
Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское
жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные
работы «Теория газов», «Механика животного организма»,
«Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему
предложили вступить в Русское физико-химическое общество.
Главным проектом Циолковского в тот момент был дирижабль.
Интерес к полетам над землей у Циолковского перерос в любовь к
звездам, к далеким галактикам. В 1903 году Циолковский окончательно
переключился на работы, связанные с освоением космоса.

В сентябре 1935 года Циолковский скончался, но за несколько месяцев до
этого выступил на радио перед слушателями и выразил уверенность в том, что
космические путешествия будут осуществлены и что многие радиослушатели
будут свидетелями освоения космического пространства.
… 4 октября 1957 года весь мир облетело сообщение: в Советском Союзе
запущен первый искусственный спутник Земли. Эта дата стала началом
космической эры. Именно об этом так долго мечтал К.Э. Циолковский!
Часть 2.
Учитель: Сегодня мы постараемся понять, почему космические
достижения так важны не только для нашей страны, но и во всем мире; какую
роль в нашей жизни играют достижения знаменитых ученых и конструкторов,
внесших неоценимый вклад в развитие науки и техники.
Задание 1.Работа в группах. А сейчас мы поближе познакомимся с героями освоения космоса. Для этого каждая группа получает карточку с краткой историей одного из известных людей: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин. Нужно прочитать свою историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать того, кто будет представлять ответы группы всему классу. Ребята в группах, их 3, знакомятся с яркими биографиями, а представителям от каждой группы нужно ответить на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы – тот, который показался им наиболее важным и интересным.

Беседа-дискуссия. Давайте мы с вами продолжим разговор – о мечте и героизме. Возможные вопросы для беседы:
 Как вы думаете, что движет человеком, совершающим такие
поступки, которые совершали те герои, о которых мы только что
говорили?
 Как мечта может побудить человека совершить героический
поступок во имя науки и Родины?
 Героизм - это всегда преодоление себя?
 Нужно ли преодолевать себя на пути к мечте?
 Нужно ли ради мечты идти на риск, на жертвы?
ЗАДАНИЕ № 2. «Кто может быть космонавтом» .Какими качествами должен обладать исследователь космического пространства? На доске у меня висят листочки с качествами, прошу Максима выбрать те, которые нужны космонавту. А Егора- те, которыми не должны обладать космонавты. А Вы, ребята, напишите на листочках те качества, которые, по вашему мнению, необходимы космонавту и которых не должно быть. (Под тихую музыку ребята записывают) Проверяем и добавляем.
Мужество, смелость, честность, образованность, патриотизм, ответственность, стойкость любознательность, тренированность, скромность, выносливость, решительность, отвага.
А каких качеств не должно быть:
Недоверчивость, себялюбие, зазнайство, болтливость, смешливость, безответственность, трусость, злость, безграмотность, ленивость, зависть, злорадство.

Задание № 3. Конкурс- загадок. Вам даются конверты с буквами. Я загадываю загадку, а отгадку-слово Вы должны собрать из букв, которые находятся в конверте. Тот, кто первым это сделает, тот и победит. (Слова: орбита, мечта, космос, полет, метеорит, метеор, планета, созвездие) (под космическую музыку ребята собирают слова)

Задание № 4. Космическое лото. Ребятам выдаются карточки с заданием, кто быстро их закроет, тот и победит.

Итоговая рефлексия. Наша наука за последнее столетие совершила немыслимый рывок вперед. То, что было мечтой для К.Э. Циолковского, стало для нас явью,
реальностью. Итак, давайте подведем итог нашего разговора о важном. (включается тихо музыка группы «Спейс», прием незаконченного тезиса. Я начну фразу, а кто-то из вас ее продолжит. Например:
 из рассказанных сегодня историй в моем сердце больше всего
отозвалась...
 я думаю, что мечта - это в первую очередь...
 когда произносят слова «навстречу мечте», то я представляю себе...
 если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я
посвятил бы его…

Учитель: Ребята, на этом сегодня разговор о важном завершен. На следующей неделе мы продолжим с Вами. Благодарю всех за внимание! Спасибо!

Дидактический материал для разговора

Карточка 1. «Ученый-самоучка». Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года
в селе Ижевское Рязанской губернии. Он рос непоседой: лазил по крышам домов
и деревьям, прыгал с большой высоты. Зимой 1868 года заболел скарлатиной
и из-за осложнений почти полностью оглох. Мальчик замкнулся и стал
мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат,
который двигался за счет силы пара. Константин пытался учиться в обычной
школе, но не преуспел. Через три года Циолковского отчислили
за неуспеваемость. Ни в каком образовательном заведении он более не учился
и остался самоучкой.
В Москве он не стал поступать в Высшее техническое училище. Вместо
этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку —
Чертковскую — и углубился в самостоятельное изучение наук.
Позже Константин стал давать частные уроки. Он мастерил из бумаги
многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, часто объяснял предмет
на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя-чудака.
В 1878 году Циолковские вернулись в Рязань. Константин снял комнату
и вновь засел за книги: изучал физико-математические науки по циклу средней
и высшей школы. Спустя год он экстерном сдал экзамены в Первой гимназии
и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск
в Калужской губернии.
Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское
жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы
«Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность
лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему предложили вступить в Русское физико-химическое общество. На приглашение Циолковский не ответил: ему было нечем платить членские взносы. Главным проектом Циолковского в это время был дирижабль


Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку
крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так
никто и не оказал.
Интерес к полетам над землей у Циолковского угас — его заинтересовали
звезды. В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы,
связанные с освоением космоса.


Вопросы для обсуждения в группе:


1. К.Э. Циолковский не имел фундаментального образования. Как
вы думаете, почему у него получилось добиться таких результатов?
2. Как вы думаете, почему его стремлению к звездам не помешали ни бедность, ни глухота, ни изолированность от отечественного научного сообщества?

3. Что в этой истории поразило вас больше всего?




Карточка 2.

«Через тернии к звездам». Сергей Павлович Королев.
Сергей Павлович родился в январе 1907 года, в городе Житомир.
Отец его, Павел Яковлевич, был простым учителем, в школе он преподавал
русскую словесность. Мать Мария Николаевна Москаленко тоже была учителем.
Будучи ребенком, Сергей отличался от сверстников своей тягой к технике. Тяга
эта была не лишена таланта. А увлечение, помноженное на талант, всегда дает
большие плоды. Так вышло и с Королевым. В 17 лет он разработал проект
своего первого летательного аппарата – безмоторный самолет.
В 1924 году Сергей Королев поступает в Киевский политехнический
институт на факультет авиационной техники. За два года учебы освоил все
общие инженерные предметы. В 1926 году он переехал в Москву и продолжил
учебу в МВТУ – Московском высшем техническом училище.
Во время своего обучения Сергей Павлович зарекомендовал себя как
талантливый конструктор.
Судьба у С.П. Королева была сложной.
В 1938 году он попадает в тюрьму по ложному обвинению. Через два года
государству все же понадобились его услуги. Находясь в заключении, он
принимал большое участие в создание «ТУ-2».
В 1946 году Сергей Павлович был назначен главным конструктором
баллистических ракет. Он в кратчайшие сроки разработал несколько поколений
баллистических ракет, которые в лучшую сторону отличались от своих аналогов.
Следующим шагом в его жизни была разработка ракетоносителя для
атомных боеголовок. С этим заданием он блестяще справился. В 1956 году на
вооружение была принята первая ракета отечественного производства с ядерной
боеголовкой.
В дальнейшем разработки в этом направлении не прекращались и
Королеву удалось создать несколько модификаций.
Вскоре в СССР началась программа по освоению космоса. Сергей
Павлович создал первый в мировой истории пилотируемый космический
корабль. Название корабля – «Восток».
Вопросы для обсуждения в группе:


1. В чем вы видите подвиг ученого?
2. Как вы полагаете, что помогало С. Королеву преодолевать
многочисленные трудности?
3. В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный
героизм выдающегося ученого?

Карточка 3
«Космонавт № 1». Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Алексеевич родился в деревне Клушино. У Гагариных было четверо
детей: Валентин, Зоя, Юрий и Борис.
Кончалось жаркое лето 1941 года. Юра был ещё мал. Слово "война",
которое всполошило взрослых, казалось ему непонятным.
По ночам Клушино просыпалось от гула моторов и далёких всполохов:
немецкие бомбардировщики летели на Москву.
Однажды днём, прямо над крышами Клушина, прошли два советских
самолёта. Один из них был подбит. Летчик едва успел посадить машину на луг,
как она разломилась надвое. Мальчишки в считанные минуты оказались на лугу.
Вдруг небо наполнилось гулом: второй самолёт возвращался на выручку
товарищу. Мальчишки слышали, как лётчики говорили между собой, что
фашистам дорого обошёлся этот исковерканный самолёт! Оба были деловиты и
собранны. Юрий ощутил в них особую сноровку. Лётчики благополучно
поднялись в воздух. Тень их самолёта проворно побежала по лугу. Юра долго
стоял, задрав голову. Ах, если бы взлететь вместе с ними!
Фашисты ворвались в Клушино ранним утром на трескучих мотоциклах.
Крайнюю гагаринскую избу гитлеровцы заняли сразу. Две зимы "под немцем"
тяжело легли на семью Гагариных. Отец и мать переносили несчастье стойко:
они не угодничали перед врагом. Детей учили отличать зло от добра и следовать
только добру! Добром в годы войны было одно: верность Родине.
В 1943 году 9 марта, как раз в тот день, когда Юре Гагарину исполнилось
девять лет, советские войска освободили деревню Клушино.
Скоро семья Гагариных перебралась в город. Юрий поступил в
ремесленное училище в группу литейщиков. Ремесленники день сидели за
партой, а день работали на заводе. В училище хвалили способности и
прилежание Юры.
Как лучшего ученика его отправили в техникум в Саратов. Именно в
Саратове Гагарин сделал первый шаг в сторону космоса: его зачислили
курсантом в аэроклуб. После напряжённого дня учёбы, прикорнув лишь часика
на два, он с полуночи караулил на пустой улице автобус, чтобы вовремя попасть
на учебный аэродром. Полёты начинались на рассвете. Впервые оторвавшись от
земли, Гагарин ощутил восторг. О, эти первые сотни метров полёта, почти такие
же удивительные, как впоследствии его рывок в космос! С земли внимательно
следил инструктор. Ещё одним лётчиком стало больше!
Вопросы для обсуждения в группе
1. Как вы думаете, чем руководствовался Ю. Гагарин, когда решился
записаться в аэроклуб?
2. Какую роль в становлении характера Юрия сыграло его военное
детство?
3. В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм Ю.
Гагарина?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!