Разговоры о важном
Сценарий занятия
165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
1-2 классы. Мечтаю летать
19 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«Мечтаю летать»
Цели занятия:
познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого К.Э. Циолковского;
воспитывать гордость за выдающиеся достижения советских и российских ученых, изобретателей и космонавтов;
развивать качества личности: умение мечтать, желание творчески подходить к делу, умение трудиться, целеустремленность.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные: узнать о жизни и деятельности изобретателя и ученого К.Э. Циолковского; проявить эмоциональный интерес к творчеству великого ученого-самоучки.
Метапредметные: анализировать текстовую и видео информацию, устанавливать последовательность событий.
Предметные: познакомиться с жизнью и научным творчеством К.Э. Циолковского; расширять представления о важности его изобретений и трудов для развития космонавтики.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/375/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-12-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-12-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-poster.jpg
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-instruction.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-dop.pdf
Идея и структура занятия:
В занятии для поддержания активности и мотивации учащихся включены игровые моменты.
Занятие построено как воображаемое путешествие по «космическим остановкам» (используется интерактивная карта).
В ходе занятия учитель отмечает, на какой остановке сейчас находятся участники занятия. В это время на экране учитель показывает соответствующее название и соответствующее (символизирующее эту остановку) фото.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная.
Просмотр видеоролика о мечте человечества - полетах в космос, о роли К.Э. Циолковского в реализации этой мечты.
Часть 2. Основная.
Путешествие по интерактивной карте, основной материал о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого ученого К.Э. Циолковского в разработки, связанные с космическими полетами.
Часть 3. Заключение.
Рефлексия, что узнали на занятии.
Интерактивное задание 1. Интерактивная карта путешествия и остановки
В занятии присутствует игровой момент: космическое путешествие с определенными остановками.
Остановки:
Точка старта. Мечты о космосе
Аллея космонавтов в Москве
Наши космические ракеты
Первые полеты в космос
В гости к Циолковскому
Город Калуга - колыбель космонавтики
Главные достижения Циолковского
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 5 мин)
Мы все - мечтатели и путешественники. Вперед - к звездам, знаниям, мечтам!
Демонстрация видео (дикторский текст).
Полеты в космос - давняя мечта людей.
Мы живем на планете Земля. Зеленые леса, голубые моря и океаны. Посмотрите, как выглядит Земля из космоса. Ее называют голубой планетой.
Если вы посмотрите ночью на небо, увидите далекие мерцающие звезды.
Люди на Земле издавна мечтали о полетах в неизведанное космическое пространство.
Какие же открытия могут таить полеты в космос?
А вдруг на других планетах живут братья по разуму?
Обитают загадочные животные?
Растут необычные растения?
Может, люди будущего могут построить на далеких планетах дома для себя?
А сколько приключений может таить в себе космическое путешествие!
Кто же из жителей Земли сделал первый реальный шаг к полетам в космос?
Это был Константин Эдуардович Циолковский. Вся наша страна в этом году отмечает 165 лет со дня его рождения.
Возможно, вы первый раз слышите имя этого человека.
Константин Эдуардович Циолковский занимался проблемами покорения космоса, пытался заинтересовать людей своими проектами аэроплана и дирижабля, обосновал использование ракет для полета в космос.
(Комментарий для учителя)
При просмотре видеоролика учитель обращает внимание на портрет Циолковского на фоне космического неба.
Учитель обращается к детям:
Кто любит фильмы или мультфильмы про космос? Кто любит слушать или читать такие истории? Поднимите руки.
Часть 2. Основная. (до 20 мин)
Космическое путешествие - интерактивная карта.
Точка старта «Мечты о космосе» | Начинаем путешествие. Стартуем! Мечта - самая важная отправная точка в любом деле. С мечты все начинается. Учитель задает вопрос учащимся: - Может быть, кто-то из вас мечтает отправиться в настоящее космическое путешествие? |
Остановка 1. Аллея космонавтов в Москве | Остановка первая - Аллея космонавтов в Москве. Все вы, наверное, видели - кто-то на экскурсии или прогулке, кто-то в кино или на фото - ракету, устремившуюся ввысь. Это монумент «Покорителям космоса». В его основании расположен Музей космонавтики. А вдоль самой Аллеи мы видим памятники космонавтам-героям. В центре Аллеи, во главе всех наших космонавтов находится памятник Константину Эдуардовичу Циолковскому. Почему он самый главный среди исследователей космоса? Продолжаем наш полет и ищем ответ на этот вопрос. |
Остановка 2. Наши космические ракеты | Остановка вторая - наши космические ракеты. Это очень важная остановка для космонавтов. Без ракет и кораблей невозможно путешествие в космос. Советские ученые и конструкторы изобрели такие ракеты, которые стали чудом техники для своего времени. Однако этого не было бы, если бы не жил в нашей стране Константин Эдуардович Циолковский. Он - самый первый изобретатель ракет. Ракета-носитель «Восток». Она занимает самое почетное место в истории космоса. Она первая вылетела за пределы Земли. Современные космические аппараты выглядят просто фантастически. Они совершают далекие космические путешествия к другим планетам. Эти ракеты и корабли сконструированы и собраны в нашей стране. Вопросы учащимся: Как называлась первая ракета? Кто был самым первым изобретателем ракет? |
Остановка 3. Первые полеты в космос | Остановка третья - первые полеты в космос. Продолжаем путешествие: летим в недалекое прошлое. Летим вместе с первым искусственным спутником Земли. Он был запущен 4 октября 1957 года. Первый! Еще без человека! Эта дата - начало космической эры человечества. Послушайте, как звучит - начало космической эры. Советский народ очень гордился, что именно мы - граждане Советского Союза (так тогда называлась наша страна, объединявшая Россию и другие республики) - первыми побывали в космосе. Мы сделали трудный, но важный шаг для всего человечества - шаг к звездам. Весь мир потрясло известие о первом советском искусственном спутнике Земли! А теперь мы летим рядом с первым человеком в космосе. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года облетел на космическом корабле «Восток» вокруг Земли. |
Остановка 4. В гости к Циолковскому | Остановка четвертая - в гости к Циолковскому. Эта остановка тоже космическая. Но мы улетаем не только в космос, мы попадаем в то время, когда жил Циолковский. Для нас, мечтателей и космонавтов, нет преград. Кто же сделал самые первые шаги к полетам в космос? Весь мир справедливо считает, что самым первым человеком на земле, кто не побоялся сделать первые шаги к космической эре, был Циолковский: гениальный изобретатель, ученый, неутомимый мечтатель, автор фантастических книг. |
| Итак, мы прилетели в то время. Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в царской России в селе Ижевское, в Рязанской Губернии. Как жили люди, когда родился Циолковский? Что значит жить 165 лет назад? Маленькие дома, повозки с лошадьми. Циолковский родился за 100 лет до запуска первого Спутника в космос. В то время еще и автомобилей-то не было, о самолетах даже не мечтали. Передвигались в основном на лошадях. Трудное детство. Вопреки всему. Представьте небольшой дом, где живет семья Циолковских. Мальчик - юный Костя Циолковский - при свете свечи что-то увлеченно мастерит. Электрические лампы в то далекое время являются редкостью, и в домах простых людей электричества нет. У Кости Циолковского были трудные детство и юность. Рано умерла мать. В 10 лет Костя катался на санках, простудился. Получил осложнение: почти полностью оглох. Читать семилетний Костя Циолковский научился сам по книжкам «Сказки». У Кости не было друзей. Мешала глухота Мальчик увлекся конструированием. К окончанию гимназии Костя соорудил паровой автомобильчик, аэростат и начал рисовать машины с крыльями. Учиться в гимназии глухому мальчику было непросто: он почти не слышал учителей. И в университете Циолковский тоже не смог учиться из-за глухоты. Все знания он осваивал самостоятельно: много читал, изучал математику. Вопреки болезни мальчик много мечтает, стремится к знаниям. В заключение этой информации учитель задает вопрос учащимся: - Можно ли сказать, что мальчик Костя Циолковский был мечтателем? Неутомимый мечтатель и изобретатель. Представляете, еще не изобрели самолеты, только-только появились первые автомобили. А Циолковский мечтает построить быструю ракету, которая преодолеет тяготение Земли и вырвется в космос. Мечтает о межпланетных путешествиях. |
Остановка 5. Город Калуга - колыбель космонавтики | Следующая наша космическая остановка - пятая - город Калуга. Почему этот город космический? Здесь Циолковский прожил большую часть жизни. Здесь находится Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, дом-музей Циолковского, Планетарий. В Калуге ученый изобрел ракету с двигателем на жидком топливе. Она могла бы доставить человека до Луны и дальше. При этом Циолковский всю жизнь работал простым учителем. Изобретением ракет занимался самостоятельно, в свободное от работы время. Это были гениальные открытия. Однако в царской России оценить их никто не мог. Идеи и открытия Циолковского казались несбыточной фантастикой. Только в советское время ученый и изобретатель получил заслуженное признание. Лучшие конструкторы учились у Циолковского. Он стал почетным профессором Военно-воздушной академии им. Жуковского. |
Остановка 6. Главные достижения Циолковского | Остановка шестая - главные достижения изобретателя. Циолковский разработал современные ракеты. Разработал искусственный спутник земли. Научил людей, как строить орбитальные станции, на которых могут жить и работать люди в космосе. Но самое главное: Константин Эдуардович предсказал полеты ракет в межпланетное пространство и верил в свою мечту. Давайте послушаем слова Циолковского: «Ух ты, какая красота - Вселенная перед нами! Миллионы световых лет отделяют нас от них, но мы их видим и познаем. Чудо!.. И все-таки мы, люди, должны готовиться к полёту в эту звёздную Вселенную - готовиться не покладая рук. Я верю в мощь человеческого разума и не боюсь этих несоизмеримых пространств». В заключение этой информации учитель обращается к детям: Мы видим, что Циолковский восхищался красотой космоса и был неутомимым мечтателем. Но можно ли сказать, что он был и неутомимым тружеником и изобретателем? |
Часть 3. Заключение (до 5 минут).
Интерактивное задание № 1 «Итоги нашего путешествия».
Мы с вами совершили космическое путешествие. Перед вами снова карта с остановками, где мы побывали. Посмотрите на карту нашего путешествия и назовите остановки, которые мы делали.
- Что мы узнали на каждой остановке?
В заключение занятия учитель обращается детям:
Что вы теперь можете сказать о Константине Эдуардовиче Циолковском?
О чем больше всего мечтал этот изобретатель и ученый?
Сбылись его мечты?
О чем мечтаете вы?
Учитель обращается к детям:
Вы еще маленькие, но, наверное, у каждого из вас есть свои мечты. Эти мечты пока не большие. Кто-то мечтает о поездке на море, о рыбалке. Кто-то о щенке. Кто-то уже строит планы, что станет спортсменом, артистом, моряком или военным. Может, кто-то любит мастерить, собирать конструкторы и хочет построить самый красивый автомобиль или самую быструю ракету.
Подумайте об этом обязательно. Очень важно, чтобы у каждого была своя мечта.
Посмотрите, как юные конструкторы запускают ракеты. Может, кто-то из них станет космонавтом.
Интерактивное задание № 2 «Какие космические устройства мы теперь знаем»?
Прочитайте (прослушайте) описание космического устройства. Необходимо соединить каждое описание с его названием.
Этот летательный аппарат стартует с Земли, развивает огромную скорость. Он преодолевает силу притяжения Земли. Используется для запуска в космос космических устройств с людьми или без людей. (Космическая ракета).
Этот космический аппарат предназначен для доставки космонавтов на станцию. В нем обязательно есть отсек, в котором может помещаться человек. На этом же аппарате космонавты возвращаются обратно на Землю. (Космический корабль).
Это космический аппарат предназначен для долгого пребывания людей в космосе. Они проводят научные опыты, наблюдают за звездами и планетами. (Орбитальная станция).
Творческое задание: Запуск первого Спутника и первый полет человека в космос - давние события. Ваши родители тогда еще не родились. Возможно, некоторые бабушки и дедушки были свидетелями этих грандиозных событий. Но они в то время были детьми. Расспросите своих бабушек и дедушек:
Что они помнят о первых полетах в космос?
Как советские люди гордились первыми космонавтами?
Что вы теперь можете сказать о Константине Эдуардовиче Циолковском?
О чем больше всего мечтал этот изобретатель и ученый?
Сбылись его мечты?
О чем мечтаете вы?
Учитель обращается к детям:
Вы еще маленькие, но, наверное, у каждого из вас есть свои мечты. Эти мечты пока не большие. Кто-то мечтает о поездке на море, о рыбалке. Кто-то о щенке. Кто-то уже строит планы, что станет спортсменом, артистом, моряком или военным. Может, кто-то любит мастерить, собирать конструкторы и хочет построить самый красивый автомобиль или самую быструю ракету.
Подумайте об этом обязательно. Очень важно, чтобы у каждого была своя мечта.
Посмотрите, как юные конструкторы запускают ракеты. Может, кто-то из них станет космонавтом.
Интерактивное задание № 2 «Какие космические устройства мы теперь знаем»?
Прочитайте (прослушайте) описание космического устройства. Необходимо соединить каждое описание с его названием.
Этот летательный аппарат стартует с Земли, развивает огромную скорость. Он преодолевает силу притяжения Земли. Используется для запуска в космос космических устройств с людьми или без людей. (Космическая ракета).
Этот космический аппарат предназначен для доставки космонавтов на станцию. В нем обязательно есть отсек, в котором может помещаться человек. На этом же аппарате космонавты возвращаются обратно на Землю. (Космический корабль).
Это космический аппарат предназначен для долгого пребывания людей в космосе. Они проводят научные опыты, наблюдают за звездами и планетами. (Орбитальная станция).
Творческое задание: Запуск первого Спутника и первый полет человека в космос - давние события. Ваши родители тогда еще не родились. Возможно, некоторые бабушки и дедушки были свидетелями этих грандиозных событий. Но они в то время были детьми. Расспросите своих бабушек и дедушек:
Что они помнят о первых полетах в космос?
Как советские люди гордились первыми космонавтами?
Разговоры о важном
Методические рекомендации
165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
1-2 классы. Мечтаю летать
19 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«Мечтаю летать»
Цели занятия:
познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого К.Э. Циолковского;
воспитывать гордость за выдающиеся достижения советских и российских ученых, изобретателей и космонавтов;
развивать качества личности: умение мечтать, желание творчески подходить к делу, умение трудиться, целеустремленность.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).
Планируемые результаты:
Личностные: узнать о жизни и деятельности изобретателя и ученого К.Э. Циолковского; проявить эмоциональный интерес к творчеству великого ученого-самоучки.
Метапредметные: анализировать текстовую и видео информацию, устанавливать последовательность событий.
Предметные: познакомиться с жизнью и научным творчеством К.Э. Циолковского; расширять представления о важности его изобретений и трудов для развития космонавтики.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/375/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-12-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-12-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-poster.jpg
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-instruction.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-12-dop.pdf
Содержательные блоки занятия
Идея и структура занятия:
Занятие построено как воображаемое путешествие по «космическим остановкам» (интерактивная карта).
В ходе занятия учитель отмечает, на какой остановке сейчас находятся участники занятия.
Часть 1. Мотивационная.
Мы все - мечтатели и путешественники. Вперед - к звездам, знаниям, мечтам! (4 мин)
Начинается с демонстрации видеоролика.
После просмотра видеоролика и при сообщении информации учитель обращает внимание детей на портрет ученого на фоне космического неба. Интрига этой части занятия: показать детям, что жил в нашей стране такой человек - К.Э. Циолковский. Его имя связано с космосом, но вы пока не знаете, почему весь мир и наша страна уважают и почитают Константина Эдуардовича. Поэтому учитель предлагает учащимся отправиться в «космическое путешествие»: все разведать и узнать.
Вопросы к детям:
Кто любит фильмы или мультфильмы про космос? Кто любит слушать или читать такие истории? Поднимите руки.
Часть 2. Основная.
Космическое путешествие (до 20 мин)
Начинается путешествие с «Точки старта». Этот этап занятия построен на обсуждении того, что дети увидели в видеоролике (планета Земля, мечты жителей Земли о полетах в космос, какие открытия таят полеты в космос).
Учитель задает вопрос учащимся:
Может быть, кто-то из вас мечтает отправиться в настоящее космическое путешествие?
Следующие остановки:
Остановка 1. Аллея космонавтов в Москве
Остановка 2. Наши космические ракеты
Остановка 3. Первые полеты в космос
Учитель сообщает детям информацию (по сценарию), направляет внимание учащихся на фото на интерактивной карте, которые показывают достижения советской и российской космонавтики. При этом старается вызвать у детей эмоции и чувства. В совокупности дети могут испытывать восхищение красотой полетов, ракетной техникой, радость и гордость, что советские изобретатели и космонавты совершили космический подвиг: первые полеты в истории человечества.
Остановка 4. В гости к Циолковскому - наиболее важная для раскрытия темы занятия. Этот этап занятия содержит разделы:
«Кто же сделал самые первые шаги к полетам в космос?»
«Как жили люди, когда родился Циолковский?»
«Трудное детство. Вопреки всему»
«Неутомимый мечтатель и изобретатель»
Учитель (в соответствии со сценарием) останавливается на некоторых фактах биографии К.Э. Циолковского. Показывает, каким трудным было детство ученого и изобретателя, в какое далекое от нас время родился и вырос Циолковский. Главный вывод, к которому приходят дети в результате услышанного и увиденного, а также с помощью вопросов учителя: «Уже в детстве, вопреки всему, Костя Циолковский много мечтает, стремится к знаниям. Циолковский мечтает построить быструю ракету, которая преодолеет тяготение Земли и вырвется в космос. Мечтает о межпланетных путешествиях».
Следующая остановка 5. Город Калуга - колыбель космонавтики.
Здесь снова речь идет о нелегкой жизни гениального изобретателя в царское время, о признании его заслуг и достижений в советское время.
Остановка 6. Главные достижения Циолковского. Перечисляются главные достижения К.Э. Циолковского, воплощение его замыслов и разработок.
На протяжении всей части занятия, посвященной биографии Циолковского, учитель должен постоянно подводить детей к мысли о том, что все достижения этого великого изобретателя связаны с его верой в свою мечту, постоянной работой, необыкновенной целеустремленностью.
В заключение учитель обращается к детям:
- Мы видим, что Циолковский восхищался красотой космоса и был неутомимым мечтателем. Но можно ли сказать, что он был и неутомимым тружеником, и изобретателем?
Часть 3. Заключение.
«Итоги нашего путешествия» (до 5 минут)
Учащиеся выполняют интерактивное задание № 1 «Итоги нашего путешествия». Это задание дается детям, если на уроке остается время для его выполнения. На интерактивной карте дети по желанию «открывают» остановки пройденного «космического» маршрута.
Интерактивное задание № 1 «Итоги нашего путешествия» На интерактивной карте обозначены названия остановок. Дети по желанию «открывают» остановки пройденного «космического» маршрута. Дети вспоминают кратко, о чем они узнали на этой остановке. Карта с названиями: Точка старта. Мечты о космосе 1. Аллея космонавтов в Москве 2. Наши космические ракеты 3. Первые полеты в космос 4. В гости к Циолковскому 5. Город Калуга - колыбель космонавтики 6. Главные достижения Циолковского | Мы с вами совершили космическое путешествие. Перед вами карта с остановками, где мы побывали. Посмотрите на карту нашего путешествия и назовите остановки, которые мы делали. – Посмотрите на фото. Что мы узнали на каждой остановке? В заключение занятия учитель обращается детям: – Что вы теперь можете сказать о Константине Эдуардовиче Циолковском? – О чем больше всего мечтал этот изобретатель и ученый? – Сбылись его мечты? |
Далее дети выполняют интерактивное задание № 2 «Какие космические устройства мы теперь знаем».
Послушайте (прочитайте) описание космического устройства. Соедините каждое описание с его названием.
После выполнения этого задания учитель задает вопрос:
В заключение занятия учитель зачитывает стихотворные строки (просит прочитать кого-либо из учащихся, если этот текст возможно воспроизвести на экране или смарт доске):
Не забывай мечтать ни на минуту!
И смело, с улыбкой, иди за мечтой.
Я верю, ты сможешь! Порой будет трудно,
Но к цели заветной стремись всей душой!
Запуск первого Спутника и первый полет человека в космос - давние события. Ваши родители тогда еще не родились. Возможно, некоторые бабушки и дедушки были свидетелями этих грандиозных событий. Но и они в то время были детьми. Расспросите своих бабушек и дедушек:
Что они помнят о первых полетах в космос?
Как советские люди гордились первыми космонавтами?
Результаты занятия: знание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики - это повод для гордости.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.