СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. 3-4 классы. Мечтаю летать. 19 сентября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. 3-4 классы. Мечтаю летать. 19 сентября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. 3-4 классы. Мечтаю летать. 19 сентября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

3-4 классы. Мечтаю летать

19 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме:

«Мечтаю летать»



Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к людям науки и научным открытиям, понимания значимости труда и творчества К.Э. Циолковского для развития науки о космосе.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты:

Личностные: изучить жизнь и деятельность изобретателя и ученого К.Э. Циолковского; стремиться к расширению своей эрудиции; проявлять эмоциональный интерес к творчеству великого ученого-самоучки.

Метапредметные: анализировать текстовую и видео информацию, устанавливать последовательность событий; участвовать в командном соревновании.

Предметные: познакомиться с жизнью и научным творчеством К.Э. Циолковского; расширять представления о важности его изобретений и трудов для развития космонавтики.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие

предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-method_rec

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/377/

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-34-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/34/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-34-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/34/#/

  • инструкция

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-instruction.pdf

  • дополнительные материалы 

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/tsiolkovsky_qr-code_34.pdf

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-presentation.pdf

  • плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-poster.jpg


Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

В ходе просмотра видеоматериала младшие школьники узнают о детских годах К.Э. Циолковского, его учительской деятельности и вкладе в развитие космической отрасли нашей страны.

Большая часть информации видеоролика будет представлена в вопросах игры-соревнования.

Часть 2. Основная.

Игра-соревнование «К.Э. Циолковский - учёный и человек».

Часть 3. Заключение.

Итоговая рефлексия, выводы по пройденному материалу в краткой беседе.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут).

Демонстрация видео (дикторский текст).

Знаете ли вы, кто сделал первый реальный шаг к полётам в космос?

Константин Эдуардович Циолковский. Как вы думаете, почему его считают отцом космонавтики?

Константин Циолковский родился 17 сентября 1857 года под Рязанью.

Будущий ученый рос непоседой: лазил по деревьям, крышам домов, прыгал с большой высоты.

С детства его интересовали ответы на вопросы: «Почему птицы летают? Как взлетают? Почему они не падают?».

Интересно, что став взрослым, Константин Циолковский учительствовал, преподавал в училище более 40 лет.

Быть учителем ему нравилось. Чтобы ребятам было интересно, он решал с ними задачи. Циолковский считал, что решение задач тренирует мозги и самостоятельность, задачи не дают скучать. Что это были за задачи?

Всем классом ребята вместе с Циолковским ставили опыты и эксперименты, размышляли, как получен ответ, почему не получилось решить задачу сразу.

Плохие отметки Константин Эдуардович ставил очень редко. Объяснял это так: «... дурные баллы уменьшают силы учащихся и вредны во всех отношениях».

С 1892 года и до конца жизни Циолковский жил с семьей в Калуге.

Циолковский любил экспериментировать, интересно, что в 45 лет он купил велосипед и катался на нем до конца жизни.

Кроме преподавания, Константин Эдуардович занимался физическими опытами, астрономией, писал научные статьи.

Он построил и запустил в небо воздушный шар, сконструировал дирижабль. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана, батискафа.

Он придумал ракету, изобрел реактивный двигатель. Идеи Константина Эдуардовича использованы при создании современных орбитальных станций.

Константина Эдуардовича Циолковского называют отцом космонавтики.

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Беседа и Игра- соревнование «К.Э. Циолковский - учёный и человек»

Беседа (до 5 мин).

Разговор об известном и неизвестном ученом и человеке К.Э. Циолковском. Школьники могут поделиться известной информацией, ответить на вопросы педагога по видеоролику.

Дополнение рассказа об ученом.

Вклад в освоение космоса. В начале XX века Константин Эдуардович начал активно изучать вопрос возможности освоения космоса. В статье 1903 года «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Разработал концепцию ракетного двигателя, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»).

В 1933-1934 годах Циолковский вместе с режиссером «Мосфильма» Василием Журавлевым и сценаристом Александром Филимоновым участвовал в создании фильма «Космический рейс». В нем советские зрители увидели, как с Земли стартует ракета, как астронавты движутся в невесомости и гуляют в скафандрах по поверхности Луны. Это была первая советская научно-фантастическая картина о покорении космоса. Как-то раз создатели фильма приехали к Константину Эдуардовичу в Калугу, привезли специальную матерчатую куклу. На этой кукле ученый показывал, что происходит с человеком в ракете, в открытом Космосе. Фильм вышел на экраны в 1936 году.

Константину Эдуардовичу Циолковскому не суждено было при жизни увидеть воплощение своих открытий. Первый искусственный спутник Земли был запущен в 1957 году, спустя 22 года после смерти Циолковского.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ №1 (до 10 минут)

Установление соответствия

Игра-соревнование


«К.Э. Циолковский - учёный и человек»

Первый тур

На экране размещены блоки с датами, картинки и информационные блоки с текстом.

Участникам космического полета предлагается

(установить соответствие между картинкой, датой и описанием)

  1. День рождения Константина Эдуардовича Циолковского (детское фото).

(Правильный ответ -1857)




  1. На экраны вышла научно-фантастическая новелла «Космический рейс» (кадр титров фильма).

(Правильный ответ -1936 год)


  1. Запуск первого искусственного спутника Земли.

(Правильный ответ- 1957 год)


  1. К.Э. Циолковский сдал экзамен на звание учителя народных училищ (фото молодого Циолковского)

(Правильный ответ -1879 год)




Проверка готовности экипажей.

Впереди - второй тур.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ №2 (до 5 минут)

Во втором туре нужно ответить на 3 вопроса. Вопросы будет появляться на экране. Экипажу нужно выбрать верный ответ и записать его на листе. Верный ответ оценивается в 5 баллов.

Вопрос 1. Сколько лет было Константину Циолковскому, когда он начал учить буквы?


10 лет

7 лет

5 лет

3 года

Правильный ответ - 5 лет.



Вопрос 2. Сколько лет К.Э. Циолковский проработал учителем?



10 лет

20 лет

30 лет

40 лет

Правильный ответ - 40 лет.


Вопрос 3. Современники знали К.Э. Циолковского как человека, выступающего за здоровый образ жизни. Как ученый поддерживал себя в форме?

Ежедневно совершал велопрогулки

Ежедневно прогуливался

Ездил в отпуск с семьей

Много занимался научной работой

Правильный ответ - Ежедневно совершал велопрогулки.


Подведение итогов второго тура и игры-соревнования в целом.

Поздравление экипажей-победителей.





Часть 3. Заключение (до 5 минут).

Учитель подводит итоги занятия:

  • Узнали о жизни К.Э. Циолковского.

  • Узнали о его научных трудах, которые внесли основной вклад в развитие космонавтики в ХХ веке.

В заключении занятия учитель предлагает ребятам творческое задание: нарисовать рисунок «Каким я вижу космос» или сделать открытку, посвященную празднику, связанному с космосом. Вместе с родителями продолжить мечты Константина Эдуардовича о космических полетах - куда может отправиться человек в ближайшие десятилетия? Какие тайны космоса он может узнать?











Разговоры о важном

Методические рекомендации

165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

3-4 классы. Мечтаю летать

19 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме:

«Мечтаю летать»



Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к людям науки и научным открытиям, понимания значимости труда и творчества К.Э. Циолковского для развития науки о космосе.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п.25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Планируемые результаты:

Личностные: изучить жизнь и деятельность изобретателя и ученого К.Э. Циолковского; стремиться к расширению своей эрудиции; проявлять эмоциональный интерес к творчеству великого ученого-самоучки.

Метапредметные: анализировать текстовую и видео информацию, устанавливать последовательность событий; участвовать в командном соревновании.

Предметные: познакомиться с жизнью и научным творчеством К.Э. Циолковского; расширять представления о важности его изобретений и трудов для развития космонавтики.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-method_rec

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/377/

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-34-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/34/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-34-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/34/#/

  • инструкция

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-instruction.pdf

  • дополнительные материалы 

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/tsiolkovsky_qr-code_34.pdf

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-presentation.pdf

  • плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-34-poster.jpg


Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Прежде, чем познакомиться с жизнью и научным творчеством великого человека, класс разбивается на команды-экипажи по 4 человека (например, по рядам в классе).

Это будут космические экипажи. В каждом экипаже выбирается командир. После просмотра ролика и беседы ребята смогут посоревноваться в полученных знаниях об известном ученом - его жизни и научном творчестве.

Перед просмотром ролика и перед беседой младшим школьникам необходимо напомнить, что нужно обращать внимание на то, что информация из ролика и беседы потребуется командам для ответа на вопросы игры - соревнования.

В ходе просмотра видеоматериала младшие школьники узнают о детских годах К.Э. Циолковского, его учительской деятельностью и вкладе в развитие космической отрасли нашей страны.

Большая часть информации видеоролика будет представлена в вопросах игры-соревнования.

Часть 2. Основная.

Во время краткой беседы (3-5 мин) ответьте на вопросы детей по ролику (если они появятся), обратитесь к знаниям детей о К.Э. Циолковском, дополните рассказ об ученом. Обратите внимание детей на то, что Константин Эдуардович - автор научных статей, научно-фантастических произведений о космосе. Ребят заинтересует информация об участии К.Э. Циолковского в создании первой научно-фантастической картины о покорении космоса. Многие дети еще не знакомы с немым кино.

Проведите игру-соревнование «К.Э. Циолковский - учёный и человек». Она состоит из двух туров (интерактивные задания №1 и №2).

Класс уже разбит на команды-экипажи. При необходимости можно подготовить таблицу, в которую будут помещены названия команд, зафиксированы результаты первого и второго туров игры-соревнования.

Победят экипажи, заработавшие наибольшее количество баллов.

Это экипажи знатоков жизни и творчества К.Э. Циолковского.

Часть 3. Заключение.

В конце занятия - поздравление победителей, обращение внимания на то, что на занятии ребята узнали о жизни и научном творчестве ученого, повлиявшего на развитие космической отрасли в России. Предложите посмотреть художественный фильм «Космическим рейс» (https://www.culture.ru/live/movies/14884/kosmicheskii-reis) дома. Обсуждение фильма в дальнейшем можно сопроводить ответами на вопросы «Почему Андрей считал себя изобретателем?», «Что собой представляют ракетопланы?» и др.

Результаты занятия: знание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики - это повод для гордости.

Дополнительный материал для учителя.

  1. Впереди своего века: Труды К.Э. Циолковского. М., 1970.

  2. Циолковский К.Э. Проблемы и будущее российской науки и техники. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017.

  3. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. Сборник. - М.: 2015.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!