СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1. Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой проектной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

литературно-музыкальная  гостиная (композиция). Эта форма наиболее подходит для воспитательного мероприятия литературной направленности.

Просмотр содержимого документа
«1. Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой проектной деятельности»


Педагогическая практика в области классного руководства (кураторства)

ФИО автора: Литвякова Елена Борисовна

Ростовская область

  1. Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой проектной деятельности

  2. Целевая аудитория 10-11 класс

  3. Цель: создание условий для всестороннего развития обучающихся в рамках образовательного события средствами проектной деятельности

  4. Задачи:

Образовательные:

- расширение общего и литературного кругозора обучающихся, усвоение на практике литературных понятий, а также общеучебных умений и навыков;

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь), работе в команде;

- способствовать развитию таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

-способствовать развитию памяти, внимания, воображения;

-содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности

- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные:

- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

- содействовать формированию патриотических чувств, гордости за русскую и мировую культуру;

-содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства проектной литературной деятельности;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

- содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, воспитание активной жизненной позиции;


  1. Планируемые результаты

Личностные: - отношение к литературному образованию как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний;

- убежденность в необходимости повышать литературную эрудицию;

- сплоченность класса, установление эффективных коммуникативных взаимоотношений;

Метапредметные:

- овладение навыками организации учебной деятельности через внеклассное мероприятие, постановки целей;

- овладение умениями воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- появление практики по встраиванию в творческую среду;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

- овладение умениями вести дискуссию, высказывать и отстаивать свою точку зрения; - появление способности слышать других и принимать чужую точку зрения. Предметные:

- знание литературоведческих терминов;

- овладение искусством композиции;

-знание биографии писателей.

  1. Описание практики

Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача изменения приоритетных задач школы: утверждения в ней как главной ценности индивидуальности ребёнка, обеспечения гуманистических норм взаимодействия детей и взрослых.

Одна из значимых культурообразующих идей современного образования – его событийность. Событийность – свойство открытого и свободного образования, которое устроено иначе, чем традиционная школа, и живет по другим нормам. Достижение этих норм в образовании становится все более актуальным. Событийная организация образования творчески заряжает человека и позволяет школе стать пространством творчества, одновременно становясь важнейшим фактором результативности образования. Условием, инициирующим учебные события, является развивающая образовательная среда. Существует много способов создания событийного пространства

  • совместное значимое действие;

  • внутреннее обогащение, дарящее радость общения;

  • познание-открытие, дающее понимание сущностных основ явлений;

  • приобретение нового видении, казалось бы, знакомых явлений;

  • высшее проявление чувств и эмоций.

Событие предполагает значимое, творческое действие людей, создающих здесь и теперь новационную культурную ситуацию и обогащающую личностное знание и личностный опыт участников события. Академик Л.И. Новикова отождествляет событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности. Это действо нельзя отрепетировать и сорганизовать. Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «образовательное событие»:

  • событие – это способ жизнетворчества человека;

  • событие - это то, что развивает и то, что развивается;

  • событие – это значимое творческое действие;

  • событие – это открытие смысла происходящего для каждого участника;

  • событие – это уникально, его нельзя повторить;

  • событие – это то, что вместе создается, но индивидуально понимается.

Образовательное событие – изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включенное в межсобытийные связи.

Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учеников, деятельностного включения в различные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Возможными измерителями образовательного события могут стать частотность и желаемость событий для его участников, уровень и время их последействия.

Определены основные признаки событийной общности:

  • целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели;

  • принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь;

  • открытый тип отношений, равенство, диалог;

  • индивидуальная и групповая рефлексия.

Учитывая все это, я, как классный руководитель 10 класса, в 2021-2022 учебном году решила соединить два предмета для организации образовательного события: «Индивидуальный проект» и «Литературу». Повод был весьма весомый – 200-летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Его творчество – всегда трудная тема для изучения. И вот представилась уникальная возможность организовать литературно-музыкальную композицию «Разгадывая тайну Достоевского».

Форма проведения образовательного события: литературно-музыкальная гостиная (композиция). Эта форма наиболее подходит для воспитательного мероприятия литературной направленности.

Применяемые технологии: ИКТ-технология, фронтальная, индивидуальная, групповая, технология погружения в литературный материал.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения образовательного события:

кадровые: руководитель Литвякова Е.Б., классный руководитель;

инициативная группа из учащихся 10-11 класса;

методические: сценарии мероприятий, посвященных Ф.М. Достоевскому, словарь-справочник «Русские писатели» и т.д.

материально-технические: театральные костюмы и реквизит для мизансцен, проектор, экран, издания произведений Ф.М. Достоевского разных лет (для выставки);

информационные: сайт МБОУ СШ №1 г. Волгодонска,

https://dostoevskyworld.ru/,

https://biographe.ru/znamenitosti/fedor-dostoevskiy/, https://my.mail.ru/mail/sudfrkinaof/video/21/435.html

https://krispen.ru/dostoevskij_05.docx

https://medze.livejournal.com/3352.html

https://culture.wikireading.ru/57414

https://vatnikstan.ru/culture/10portraits_dostoevsky/


Основная часть:

описание подготовки образовательного события:

Этапы

Формы, методы

Критерии оценки

Результат

Обсуждение темы и принятие идеи. Выбор формы проведения мероприятия

Аукцион предложений при концептуальном подходе

Воспитательная значимость, духовный потенциал, возможность воплощения

Принятие во внимание все интересные идеи, отвечающие основной концепции мероприятия

Разработка сценарного плана

Работа в тематических группах

Соответствие тематике, логика развития действия литературно-музыкальной композиции

План сценария

Написание сценария

Работа в малых группах

Содержание композиции, стиль, отбор языкового и литературного материала

Сценарий

Выбор кураторов этапов литературно-музыкальной композиции

Обсуждение в группах, прямые выборы

Коммуникативные навыки, организаторские способности, знание литературного материала

Закрепление обязанностей за каждым из кураторов

Распределение ролей и слов

Работа в малых группах

Творческие способности, выразительное чтение, умение работать на общий результат

Определение круга участников и их ролей в композиции

Музыкальное и мультимедийное оформление (презентация, видеофрагменты)

Работа в малых группах

Знание музыкального материала, умение работать с мультимедийными средствами информации

Определение ответственных за подбор музыкальных и видеофрагментов, презентации

Подбор реквизита и костюмов

Индивидуальная работа

Знание литературного материала, творческие способности в подборе предметов, необходимых для создания образов, обстановки

Необходимый набор предметов и костюмов для выступления артистов и создания мизансцен

Репетиции

Индивидуальная работа

Отличное знание текста, роли

Готовность литературно-музыкальной композиции по всем критериям

Организация видеосъемки литературной гостиной

Индивидуальная работа

Владение навыками проведения видеосъемки, видеомонтажа

Видеоролик готового мероприятия

Написание статьи для школьного сайта, поста в социальных сетях, газете «Волгодонская правда»

Индивидуальная работа

Владение навыками создания текстов разной стилистики и функциональной значимости

Статьи, пост

Участие в Академии юных исследователей в секциях «Молодежная инициатива в проектах», «Видеомонтаж»

Индивидуальная работа


Описание опыта проведения мероприятия, видеомонтаж съемки мероприятия


Роли: ведущие 2 учащихся, певица, Достоевский, литературовед, Соня, Раскольников, Великий Инквизитор, Иисус, теолог, искусствовед – итого 11 учащихся;

отв. за музыку, презентацию, съемку, написание статей, выставку, реквизит – 6-7 учащихся, таким образом, в подготовке мероприятия предположительно будет участвовать 17-18 учащихся – это большая часть класса.

Такая технология подготовки образовательного события позволяет не только организовать зрелищное мероприятие для старших школьников, но и способствует развитию различных способностей: творческих, коммуникативных, организаторских. Рисуются иллюстрации, изготавливается реквизит, пишется сценарий, осуществляется съемка, создается статья для городской газеты – и все это в рамках только одного события. Оно является своеобразным источником для создания других минипроектов.

По образцу прошлого учебного года в этом учебном году, используя приемы такой технологии, мы провели школьный КВН «Школьный юбилей: ученики против учителей», посвященный юбилею школы. Его особенностью оказалось то, что обучающиеся состязались с командой педагогов. Получилось очень запоминающееся школьное образовательное событие, которое готовили команды: работали сценаристы, реквизиторы, иллюстраторы, костюмеры, распределялись роли, подбиралась музыка, осуществлялась съемка. Обязанности распределялись между всеми обучающимися 11 класса. Все несли ответственность за конечный результат. Но команда педагогов оказалась сильнее.



  1. Данная технология рекомендована к использованию в работе школьного МО русского языка и литературы для проведения предметных недель по литературе, для школьных театральных студий, для использования в работе классных руководителей старших классов и предмета «Индивидуальный проект»



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!