СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает системно – деятельностный подход в обучении школьников. А это значит, что учитель должен уйти от привычного объяснения материала и предоставить обучающимся возможность самостоятельно открыть для себя новые знания.
Однако, обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Что может сделать по сохранению и укреплению здоровья обучающихся учитель, в частности, учитель физики? Выделяют 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).
1. Физиологический компонент здоровьесберегающих технологий
2. Педагогический компонент здоровьесберегающих технологий Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
- педагогику сотрудничества
- технологии уровневой дифференциации обучения
- групповую форму работы (для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения)
- информационно – коммуникационные технологии, так как разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся
Так, в этом учебном году в 7 классе были проведены следующие уроки:
-Обобщающий урок-игра по теме «Движение и взаимодействие тел».
- Обобщающий урок – соревнование «Путешествие за Золотым правилом механики» по темам «Работа и мощность. Энергия»
-Урок- вечер «Сердце, отданное науке».( о М.В.Ломоносове, Архимеде, Г.Галилее)
-Интегрированный урок-проект «Его величество Воздушный океан» по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
- Урок- игра «Мореплаватели и воздухоплаватели» по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
3. Психологический компонент здоровьесберегающих технологий
4. Компонент ортобиотики (ЗОЖ) Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики. Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиоз – рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней работоспособности человека. Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя физики?
Моими семиклассниками осуществлен :
-проект - исследование «Его величество Воздушный океан» (при изучении раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов» школьники узнали о происхождении слова атмосфера, изучили атмосферное давление, научились определять его с помощью барометра- анероида, установили изменения на различной высоте; с точки зрения здоровьесбережения, аналитическим сравнением графика изменения атмосферного давления за февраль месяц с графиками изменения артериального давления каждого исследуемого, подтвердили гипотезу о влиянии атмосферного давления на качество жизни человека, на основе данных отобрали рекомендации о нивелировании зависимости самочувствия от каприз Воздушного океана, предложили комплекс дыхательной гимнастики).
- выпуск сборника «Народная мудрость о здоровом образе жизни» (собраны пословицы и поговорки к каждому компоненту ЗОЖ: рациональное питание, закаливание, чистота и гигиена, сон, двигательная активность, эмоциональное самочувствие)
- долгосрочный проект «Олимпийская азбука» ( в феврале 2014 года в Сочи прошли Зимние Олимпийские игры, школьниками подбирались тексты о зимних видах спорта, об Олимпийских играх в целом, об известных спортсменах, затем материалы адаптировались для подготовки учащихся 7 класса к урокам по физике.(.Рубрика «Музей фактов» - многие древнегреческие мыслители Демокрит, Сократ, Аристотель, Гиппократ участвовали в олимпийских играх. Пифагор был чемпионом по кулачному бою., Платон выигрывал соревнования по древнему единоборству –панкратиону, а Нильс Бор увлекался футболом и был вратарем клуба «Академиск», Альберт Эйнштейн любил плавание.)
К сожалению, ЗОЖ пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет учащимся успешнее адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
© 2015, Мозговая Вера Николаевна 2157