СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ физики В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает системно – деятельностный подход в обучении школьников. А это значит, что учитель должен уйти от привычного объяснения материала и предоставить обучающимся возможность самостоятельно открыть для себя новые знания.

Однако, обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Что может сделать по сохранению и укреплению здоровья обучающихся учитель, в частности, учитель физики? Выделяют 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).

1. Физиологический компонент здоровьесберегающих технологий

  • физиологически грамотно построенное занятие - обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие, опрос самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения, рефлексия, прощание. Примером релаксации на уроках физики, наряду с обязательными физкультминутками (21-23 минута урока), гимнастикой для глаз, может быть эмоциональная разрядка, которая заключается в использовании шутливых историй, притч, шарад, загадок, анаграмм.
  • оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления
  • дозирование объёма домашнего задания
  • обстановка и гигиенические условия в кабинете (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, исключение неприятных звуковых раздражителей)
  • количество видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач. Норма – 4-7 видов учебной деятельности за урок)
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут)
  • количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. На здоровьесберегающем уроке должно быть представлено не менее 3-х видов преподавания)
  • чередование видов преподавания (норма – не позже, чем через 10-15 минут)
  • позы учащихся, чередование поз (коррекция позы должна проводиться мягко, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок)
  • плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность (норма - не менее 60% и не более 75-80% занятия)
  • место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
  • темп и особенности окончания урока (позитивное воздействие оказывают спокойное завершение урока, когда обучающиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми)

2. Педагогический компонент здоровьесберегающих технологий Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

  • здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода, то есть, как и предполагает ФГОС, в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, которой обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
  • для сохранения здоровьесбережения наиболее целесообразно использовать

- педагогику сотрудничества

- технологии уровневой дифференциации обучения

- групповую форму работы (для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения)

- информационно – коммуникационные технологии, так как разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся

  • одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения, эффективны нестандартные уроки (уроки-состязания, уроки – экскурсии, уроки-путешествия, уроки – мини-конференции и т.п.).

Так, в этом учебном году в 7 классе были проведены следующие уроки:

-Обобщающий урок-игра по теме «Движение и взаимодействие тел».

- Обобщающий урок – соревнование «Путешествие за Золотым правилом механики» по темам «Работа и мощность. Энергия»

-Урок- вечер «Сердце, отданное науке».( о М.В.Ломоносове, Архимеде, Г.Галилее)

-Интегрированный урок-проект «Его величество Воздушный океан» по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

- Урок- игра «Мореплаватели и воздухоплаватели» по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

3. Психологический компонент здоровьесберегающих технологий

  • спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока, эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения (как и требует ФГОС)
  • ситуация успеха, при которой каждый ученик, хотя бы на минуту, может порадоваться своим пусть и незначительным успехам. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья.

4. Компонент ортобиотики (ЗОЖ) Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики. Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиоз – рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней работоспособности человека. Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя физики?

  • Согласно ФГОС, одним из направлений современной методики преподавания физики является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Поэтому на уроках физики я использую для анализа, в качестве разминок, тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, а именно: о рациональном питании, о полезных продуктах и витаминах; о спорте, закаливании, туризме, о пользе двигательной активности; об эмоциональном состоянии – об улыбке, настроении, смехе.
  • На уроках практикую мини-диспуты по анализу пословиц и поговорок на тему «Здоровье».
  • С целью популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся при изучении биографий ученых использую рубрику «Знаете ли вы?», для которой учащиеся подбирают материалы об отношении ученых к здоровью, об их увлечениях спортом
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся по здоровьесбережению

Моими семиклассниками осуществлен :

-проект - исследование «Его величество Воздушный океан» (при изучении раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов» школьники узнали о происхождении слова атмосфера, изучили атмосферное давление, научились определять его с помощью барометра- анероида, установили изменения на различной высоте; с точки зрения здоровьесбережения, аналитическим сравнением графика изменения атмосферного давления за февраль месяц с графиками изменения артериального давления каждого исследуемого, подтвердили гипотезу о влиянии атмосферного давления на качество жизни человека, на основе данных отобрали рекомендации о нивелировании зависимости самочувствия от каприз Воздушного океана, предложили комплекс дыхательной гимнастики).

- выпуск сборника «Народная мудрость о здоровом образе жизни» (собраны пословицы и поговорки к каждому компоненту ЗОЖ: рациональное питание, закаливание, чистота и гигиена, сон, двигательная активность, эмоциональное самочувствие)

- долгосрочный проект «Олимпийская азбука» ( в феврале 2014 года в Сочи прошли Зимние Олимпийские игры, школьниками подбирались тексты о зимних видах спорта, об Олимпийских играх в целом, об известных спортсменах, затем материалы адаптировались для подготовки учащихся 7 класса к урокам по физике.(.Рубрика «Музей фактов» - многие древнегреческие мыслители Демокрит, Сократ, Аристотель, Гиппократ участвовали в олимпийских играх. Пифагор был чемпионом по кулачному бою., Платон выигрывал соревнования по древнему единоборству –панкратиону, а Нильс Бор увлекался футболом и был вратарем клуба «Академиск», Альберт Эйнштейн любил плавание.)

К сожалению, ЗОЖ пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет учащимся успешнее адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Категория: Физика
10.09.2015 00:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!