СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания, способствующие формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка была разработана мной в рамках выполнения кусрвого проекта.

Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Поэтому для развития навыков смыслового чтения у младших школьников нами были подобраны различные задания. Для осуществления пробации подобранных заданий необходимым является проектирование методического продукта.

В Педагогическом словаре (авторы Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.) понятие педагогического проектирования рассматривается как процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. [34,78]

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождения и протекания тех или иных действий, процессов, систем.

В качестве формы проектирования выбран сборник заданий.

В настоящее время существует достаточно большое количество определений понятия «сборник».

В Большой Советской энциклопедии под сборником понимается издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные официальные, научные и информационные материалы на определённую тему. [14]

В курсовом проекте мы будем ссылаться на определение понятия «сборник заданий», данное И.И. Ладыжской: «Сборник заданий представляет собой издание, содержащее ряд заданий одного или нескольких авторов, собранных в определённой последовательности и системе, объединённых общей целью подбора». [27]

На основе данного определения можно сделать вывод, что сборник заданий, как методический продукт представляется собой подборку задний, направленных на достижение определённой цели обучения, в рамках нашего курсового проекта данная цель трактуется как развитие умений смыслового чтения у младших школьников.

Навыки смыслового чтения развиваются постепенно, в течение длительного времени, поэтому, необходимо подобрать разнообразные по содержанию и степени сложности задания, способствующие первоначально развитию умений смыслового чтения.

Данная работа будет основываться на определении, данном Леонтьевым А.Н. Задание - это задача, сформулированная обучающим и предписанная для выполнения обучаемому в процессе обучения.

В сборнике будет 3 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 3 класса УМК «Школа России»: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов», «Зарубежная литература». Задания будут подобраны к текстам произведений, представленных в данных разделах. Анализ календарно - тематического планирования школы, на базе которой будет осуществляться пробация методического продукта - сборника заданий, позволил сделать вывод, что художественные тексты данного раздела учащиеся изучают в период с конца 3 четверти и до середины 4. Данный период как раз подходит для временных рамок прохождения практики в следующем году. [26]

В каждом разделе задания будут выходить на развитие умений смыслового чтения и у каждого блока заданий будет прописана цель применения.

На данном этапе работы задания подобраны к текстам произведений из раздела «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», «Цветок на земле», «Ещё мама» (в сокращении), «Золотые слова» (в сокращении), «Великие путешественники» (учебник «Литерное чтение», 3 класс, УМК « Школа России»)[26].

Задания, представленные в работе:

  1. составлены для учащихся 3 классов, обучающихся по УМК «Школа России»;
  2. объединены общей целью (развитие навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста);
  3. разработаны с учётом возрастных особенностей младшего школьного возраста; этапов работы над пониманием текста; умений, которые необходимо формировать у младших школьников для того, чтобы сформировать навык смыслового чтения.

Структура сборника будет представлять собой совокупность его частей:

  1. титульный лист (указывается название темы, кто разработал и год издания); содержание (аннотация (выходные данные, краткие сведения о самом сборнике);
  2. пояснительная записка (указываются важность и актуальность развития навыков смыслового чтения у младших школьников; новизна и практическая значимость методической разработки; определение понятий «смысловое чтение», «навык», «сборник», «задание»; особенности развития навыка смыслового чтения у младших школьников; цель сборника; методы и приёмы, способствующие развитию навыка смыслового чтения у младших школьников; рекомендации по использованию, условия, при которых сборник заданий будет действенным средством развития навыка смыслового чтения);
  3. основная часть (содержит непосредственно сами задания с описанием цели, инструкцией для выполнения, необходимым наглядным материалом (иллюстрации, таблицы и т.п.));
  4. список литературы (содержит источники, с помощью которых составлялся данный сборник, указывается номер, автор, название книг, место и год издания).

Каждый раздел сборника имеет определённую структуру:

  1. название раздела;
  2. название произведения;
  3. инструкция по выполнению заданий;
  4. перечень заданий;
  5. по необходимости наглядный материал.

Каждое задание должно содержать обучающую и дидактическую задачу, способствующую развитию смыслового чтения.

Цель сборника – подбор, разработка и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения младших школьников.

В соответствии с целью определены следующие задачи сборника:

1) подбор, разработка заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения у младших школьников;

2) систематизация заданий по определенным разделам;

3) оформление сборника заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения у младших школьников.

Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.

Сборник заданий, как средство развития навыков смыслового чтения у младших школьников будет составлен на основании следующих принципов: [53]

1) научности – содержание заданий не противоречит объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук;

2) систематичности и последовательности – логического построение содержание системы заданий выражается в соблюдении ряда правил. Предлагаемый материал планируется, делится на логические разделы в соответствии с разделами, представленными в учебнике литературного чтения для 3 класса (УМК «Школа России»), устанавливая порядок и методику работы с ним;

3) доступности – учитывает особенности формирования навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста;

4) сознательности и активности учащихся – ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности;

5) деятельностного подхода – развитие навыков смыслового чтения младших школьника в процессе его собственной деятельности;

6) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – использование различных способов взаимодействия учащихся: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах;

7) естественного процесса контроля и оценки - контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.

Разработанный на основе обозначенных принципов, сборник заданий будет апробирован в процессе производственной преддипломной практики. Оценка качества методической разработки будет осуществляться на основе программы пробации, которая позволит выявить динамику развития навыков смыслового чтения художественных произведений у младших школьников. (см. Приложение 1).

Таким образом, при использовании в образовательном процессе сборника заданий у обучающихся 3 класса будут развиваться умения, из которых складывается навык смыслового чтения:

- понимать факты, того, о чем говорится в тексте;

понимать подтекст произведения (мыслей, причин, скрытых «между строк»);

- критический анализ текста: сопоставление разных частей текста, сравнение с информацией из других источников, с собственным опытом);

- осознавать собственный смысл прочитанного (извлечение смысла, размышление над контекстом, умение делать вывод на основе прочитанного);

- давать собственную оценку тексту (умение чувствовать общее настроение произведения, видеть позицию автора, его отношение к персонажам и событиям);

- преобразовывать и интерпретировать текст (извлечение смысла, размышление над контекстом, умение делать вывод на основе прочитанного).

22.04.2019 00:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!