СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взращенные любовью 11

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге. Я искал смысл искусства в музыке и именно через музыку нашел дело и цель своей жизни. Когда-то искусство было для меня чем-то далеким и недоступным. Я пытался раскрыть его секрет. Но, проведя восемь лет в Германии, я понял, что искусство — это совсем не то, что я себе воображал.

Подлинная суть искусства оказалась вовсе не чем-то далеким и недостижимым. Она живет в человеке, в его обычных повседневных делах, хотя бы в том, как он здоровается и беседует с людьми. Если человек хочет добиться высот в искусстве, он должен прежде всего усовершен­ствовать себя как личность, и тогда проявится его общечеловеческая ценность. Она будет про­являться во всем, что он делает, в том числе и в искусстве. Искусство — это выражение всей личности человека.

Как я уже говорил, с одной стороны, я посто­янно слушал игру лучших исполнителей, раство­ряясь в Моцарте, а с другой — на меня оказывали влияние скромность, высокий интеллект и гума-

низм Эйнштейна и его друзей. Именно с их по­мощью я в конце концов добрался до цели своих поисков и понял суть искусства. Далее все зависе­ло только от меня. Мне оставалось только усовер­шенствовать себя самого. Но почему же человека так трогает музыка? Я попытаюсь объяснить это.

У звука есть жизнь и душа

Какую ценность имеет знание само по себе?

Однажды в 1953 году мне утром позвонил знакомый журналист и сообщил, что умер Жак Тибо*. Самолет, на котором он летел, разбился в Альпах. Я был в таком шоке, что не смог связ­но изложить журналисту свои воспоминания об этом великом человеке. Я просто стоял молча с трубкой в руках. Мне казалось, что я потерял что-то очень дорогое и ценное для себя. После первого шока на меня нахлынули мысли, а на глаза навернулись слезы. Я никогда не был лич­но знаком с Тибо, но он жил в моем сердце. Мне нравилась его игра, я восхищался им как лич­ностью. Слушая его записи в 20-е годы, я сквозь звуки музыки чувствовал его человеческую сущ­ность. Тибо поселился в моей душе и заставил ее любить и чувствовать. Музыка. звук. Ка-

* Жак Тибо (1880-1953) — выдающийся французский скрипач. — Прим. перев.

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

146

147

кие это все же странные вещи. Человек может жить в них, а не только в разуме. Именно тогда я впервые пришел к мысли, что звук живет своей жизнью и имеет свою душу.

Пятьдесят лет назад моим кредо стали слова Толстого: «Голос совести — это голос Бога», и я старался жить по совести. Теперь понятие «со­весть» трансформировалось для меня в «жизнь».

Музыка как язык жизни

Человек вынужден подчиняться жизненным обстоятельствам. Но что такое жизнь? Это всегда поиски счастья. Лишь очень немногие люди жи­вут в поисках знаний и мудрости. Детская жизнь основана на любви. Дети живут, пытаясь понять, что такое «правильно», «хорошо», «красиво». В этом, на мой взгляд, и состоит подлинная чело­веческая сущность, как ее описывал Будда Гау-тама. Моцарт, чья музыка научила меня просто любить и радоваться жизни, наверняка тоже ве­рил в это. А Тибо научил меня, что наша жиз­ненная сила — это главное, что у нас есть.

Когда человечество создало речь и письмен­ность, вместе с ними возникла и возвышенная культура музыки. Это тот же язык, но стоящий выше слов и букв. Это живое и мистическое ис­кусство. Здесь вступают в силу эмоции. Бах, Мо­царт, Бетховен — все они совершенно ощутимо

живут в своей музыке и общаются с нами, очи­щая и усовершенствуя нас, вызывая в нас радость и возвышенные эмоции.

Он молод, как мальчик, и мудр, как старик. Он не входит в моду и не выходит из нее. Он похоронен, но полон бодрости и жизни. Его добрая улыбка ежечасно освещает и очищает нас.

Эти слова из поэмы пианиста Бузони посвя­щены Моцарту, его личности и философии, его грусти, любви и благородству натуры, выражен­ным в музыке.

Воспитание таланта — это воспитание жизни

Природа дает каждому человеку потенциал для жизни. Эта жизненная сила стоит выше че­ловеческого интеллекта. Если бы люди только поняли, насколько это замечательная вещь, они с большим уважением относились бы к ней и це­нили ее проявления и в детях, и во взрослых, и в себе самих.

Пабло Казальс до глубины души трогает нас своей игрой, но и у него самого наворачивают­ся слезы на глаза, когда он слушает выступление детей. И в том и в другом случае глубочайшие эмоции вызываются величественной и прекрас-

148

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

149

ной симфонией жизни в ее чистейшем виде. Че­ловеческое сердце, чувства, интеллект, поступки и даже функционирование внутренних органов и нервов — все это проявления жизненной силы. Мы не должны забывать, что человек — это во­площение жизненной силы и что именно она определяет всю его жизнь. Именно поэтому вос­питание талантов должно быть направлено на высвобождение этой жизненной силы.

Воспитание, а не обучение

Почему все дети обладают прекрасной спо­собностью без труда овладевать родной речью? В этом и таится секрет воспитания всех человече­ских способностей. Школа изо всех сил пытается научить, но не добивается в этом особых успехов. Очевидно, она пользуется неправильной методи­кой. Мой тридцатилетний опыт убеждает меня в этом. Основной упор школа делает на информиро­вание и инструктирование, а внутренняя жизнь и развитие ребенка при этом игнорируются. До сих пор еще не проводились детальные исследования, как приобретаются способности. Само слово «об­разование» тесно связано по значению с понятием «образ», то есть предполагает воспитание чего-то цельного и законченного. Но школа вкладывает в это понятие только обучение и инструктирова­ние, забывая о его подлинном значении.

Даже в начальной школе детям всего лишь сообщают какие-то знания, информируют об определенных вещах, а потом проводят тест за тестом, чтобы выяснить, сколько из всего этого они запомнили. На основании тестов делаются далеко идущие заключения: «Ребенок обладает высокими способностями», «Ребенок нуждается в дополнительных занятиях», «Ребенок не спосо­бен к обучению».

Детей нельзя классифицировать на основа­нии тестов. Тесты служат только для того, чтобы определить, что ребенок усвоил или не усвоил из изложенного ему материала. Все контрольные ра­боты отвечают только на вопрос, какие проблемы ребенок не понял, то есть на самом деле по ним можно судить скорее о способностях учителя, а не ученика. К сожалению, в современной школе на основании тестов оценивается только ученик.

Ребенка посылают в школу вовсе не для того, чтобы определить уровень его способно­стей на основании тестов. Однако школа видит свою главную цель прежде всего в том, чтобы разложить по полочкам способности учащихся. Это совершенно неправильный подход.

На мой взгляд, школа выполнила бы свою основную задачу, даже если бы на протяжении всех лет обучения воспитывала в детях только одно главное умение. Например, если бы ребенку

150

Взращенные с любовью

Т день за днем внушали, что он должен проявлять

доброту и внимание к окружающим в повседнев­ной жизни — в школе, в общении с друзьями, в семье — насколько счастливее стало бы наше общество! Однако сегодня все воспитание сво­дится только к одной прописной истине: «Будь вежлив». В мире полно интеллектуалов, которые совершенно точно знают, что к людям надо от­носиться с обходительностью, но на деле прояв­ляют холодный эгоизм. Была бы моя воля, я бы полностью изменил всю систему образования, чтобы она не только давала детям знания, но и «образовывала» их в полном смысле этого сло­ва, воспитывала, раскрывала человеческий по­тенциал, основываясь на естественном развитии ребенка. Именно поэтому я прилагаю все силы к распространению методики воспитания талан­тов. Только от воспитания зависит, кем станет тот или иной ребенок. Я молюсь о том, чтобы все дети в мире стали счастливыми людьми, об­ладающими выдающимися способностями. И я прилагаю все свои силы, чтобы эти мечты стали явью, так как убежден, что все дети рождаются с неисчерпаемым потенциалом.

Недостаточно просто «хотеть»

К концу Второй мировой войны в Японии царила разруха. Зимы в Мацумото суровые, бы-

151

Взращенные с любовью

вают дни, когда температура падает до 13-18 гра­дусов ниже нуля. В один из таких дней моя се­стра вернулась домой и, стряхнув с себя снег, сказала:

— Такой холод, а там, на мосту Хон-мати, стоит раненый солдат и просит милостыню. Он весь уже окоченел под снегом, а ему никто не по­дает ни монетки. Я хотела пригласить его поси­деть в тепле у нашего очага и напоить чаем.

— Только хотела? — немедленно отозвался я.

Она кивнула головой и вдруг бросилась на улицу. Я раздул угли в жаровне, чтобы согреть комнату, подогрел немного еды, которой кто-то с нами поделился, и стал ждать. Примерно через полчаса сестра вернулась, ведя с собой совер­шенно заснеженного раненого солдата.

— Госпожа так настаивала, — смущенно оправдывался он.

— Добро пожаловать, проходите. — Мы вме­сте с Кодзи усадили его поближе к жаровне и стали беседовать о разных вещах.

— Почему вы так добры ко мне? — поинте­ресовался солдат через некоторое время.

— Моя сестра увидела вас, и я попросил, чтобы она вас пригласила, — ответил я.

— Такое со мной в первый раз. А сегодня та­кой холод.

152

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

153

Мысли необходимо претворять в деда

Мы беседовали три часа. Солдат рассказывал нам о том, что ему довелось пережить на войне, о том, как ему приходится ходить по городу, со­бирая милостыню для своих раненых товари­щей. Наконец он отогрелся и поднялся, сказав, что ему еще надо сегодня добраться до Нагано. У выхода, несмотря на его возражения, я сунул ему в карман немного денег, пошутив при этом, что это компенсация за то, что мы оторвали его от дел. К тому же эти деньги предназначены не ему лично, так что он не имеет права отка­зываться.

Позже сестра сказала мне:

— Ты преподал мне сегодня хороший урок.

Действительно, это был наш первый урок на тему: «Если ты хочешь что-то сделать, то де­лай». Многие люди часто думают: «Хорошо бы сделать то или это». Это случается с каждым из нас. Но обычно на этом все и заканчивается; лишь немногие умеют претворять свои желания в действительность. Я тоже не был в свое время исключением, но пришел к решению: «Нет ника­кой заслуги в том, чтобы только размышлять о своих делах. Результат от этого точно такой же, как если не думать о чем-либо вообще. Значение имеют только реальные поступки. Я должен при­обрести привычку выполнять то, что задумал».

Почему некоторые люди только думают, но ничего не делают? Почему у них нет силы пре­творить в жизнь задуманное? Размышляя, но не делая, мы упускаем свой шанс. Уже в детстве нам часто приходится слышать различные указания от родителей о том, что мы должны делать. В ре­зультате в нас рождается дух противоречия, и мы при любой возможности избегаем навязанных нам действий. Эта привычка становится подсознатель­ной, и мы в конечном итоге теряем способность немедленно приступать к делу, даже если оно нам самим кажется необходимым. Мы понимаем, что сделать это надо, но мешает привычка. За счет этого люди многое теряют в жизни.

«Нам бы надо было это сделать. Был такой хороший шанс, а мы его прозевали». Если люди не способны немедленно претворять свои планы в жизнь, они никогда не смогут достичь своей цели. Они закрывают конюшню, когда лошади уже убежали. Да, шансы время от времени появ­ляются, но они не могут воспользоваться ими.

«Надо бы написать письмо». Если вы так по­думали, немедленно садитесь и пишите. Мы ни­чего не делаем вовремя, а только думаем о том, что можно подождать и сделать это попозже. Даже мелкие дела надо не откладывать, а тут же выполнять. Очень важно развить в себе такую привычку. Люди, которые загружены большим

Взращенные с любовью

154

Взращенные с любовью

155

объемом работы, успешно справляются с ней, потому что развили в себе способность выпол­нять срочные дела сразу же по мере их возник­новения. Если вы откладываете что-то на потом, вы никогда этого не сделаете, потому что потом возникнут другие дела. В конечном итоге вы так и будете сидеть сложа руки. Время не ждет, но некоторые люди очень тяжелы на подъем.

Привычка к немедленному действию — это, на мой взгляд, самое необходимое умение, ко­торое надо развить в себе. Успех или неудача в жизни зависят только от этого. Что же можно здесь предпринять? Надо, чтобы привычка пре­творять мысли в поступки стала вашей второй натурой. И начинать надо прямо сегодня. Конеч­но, это легче сказать, чем сделать, но чем чаще вы будете так поступать, тем сильнее станет эта привычка. Если вы знаете, что надо сделать, но не делаете, то просто проявляете собственную слабость. Знание — это всего лишь знание, и его не надо путать со способностями и навы­ками. Есть немало людей, которые знают очень многое о бейсболе и хорошо разбираются в нем, но у зрителя никогда не будет тех навыков, уме­ний и физической координации, как у опытного игрока.

Совершенное общество не может быть по­строено людьми, которые только думают о том,

как правильно исполнить ту или иную работу. Нам нужны люди с навыками опытных бейсбо­листов.

02.08.2017 08:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!