СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взращенные любовью 6

Нажмите, чтобы узнать подробности

Десять лет упражнений могут превратить недостатки в талант

Недостатки и слабые места в детях обыч­ но списывают на «характер» или «природу», а следовательно, и ничего не предпринимают для их исправления. Но за десять лет благодаря тре­ нировкам эти недостатки могут превратиться в свою противоположность — блестящие способ­ ности. Если подойти к делу серьезно, то я уве­ рен, что за десятилетний срок любой человек мо­ жет воспитать в себе любые способности. Даже за год можно существенно исправить многие не­ достатки, если поставить перед собой высокую цель. Если же продолжать упорно работать на протяжении десяти лет, можно добиться выдаю- / щихся результатов. с

У каждого есть свои недостатки. Самый ти- * пичный из них заключается в том, что мы гово­рим себе: «Я хочу сделать это», а потом броса­ем все на полпути. Эта привычка отрицательно сказывается на всей жизни. Чтобы развить в себе способности, необходимы целенаправленные и активные действия.

Если такие действия продолжаются на про­тяжении всего трех дней или около того, то ни о каком успехе не может быть и речи. Поэтому одного только желания без стремления недоста­точно.

75

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

74

Предела человеческому совершенству нет. До самой смерти необходимо не покладая рук превращать свои недостатки в достоинства. Этот процесс может быть чрезвычайно увлекательным и интересным. Можно представить себе анало­гию с лошадью, которая стартует последней, но к финишу обходит всех. Здесь присутствует точ­но такой же азарт.

Как ниндзя учились прыгать

Хотелось бы поговорить немного о развитии способностей.

В одной книге я как-то прочел, каким обра­зом ниндзя учились прыгать в высоту. Один из методов заключался в следующем: «Посадите в землю семя конопли и ухаживайте за ним. Ког­да оно прорастет, каждый день прыгайте через него». Этот метод позволяет сконцентрироваться на своих действиях и дает стимул для их выпол­нения.

Конопля растет быстро. Если наблюдать за этим процессом каждый день, то заметить это нелегко, но растение тянется ввысь ежечасно и без остановок. Если прыгать через него каждый день, то умение будет постепенно прирастать по мере роста конопли. Но если человек увидит ко­ноплю только через месяц или два после появле­ния ростка, то она окажется для него слишком

высокой. При отсутствии тренировок в этот пе­риод попытка окончится неудачей. Если же тре­нироваться ежедневно, то вы легко сможете со­вершить этот прыжок.

Причина, почему мы так легко говорим по-японски, состоит в том, что мы используем язык каждый день. Точно так же обстоит дело и с прыжками через коноплю. Умение приходит вместе с тренировкой. Надо просто упражнять и развивать свои способности, то есть повторять необходимые действия раз за разом, пока они не станут естественными и простыми.

В этом весь секрет.

Взгляните на свою правую руку

Способность не может возникнуть без тре­нировки. Ее надо воспитывать в себе. Это по си­лам каждому. Хватит жаловаться на отсутствие таланта, лучше займитесь его развитием.

Для людей, которые привычно пользуются правой рукой, левая является второстепенной. Но это происходит потому, что левая рука относи­тельно меньше упражняется. Обе руки действо­вали бы одинаково, если бы мы с самого начала в одинаковой степени тренировали их. Точно так же обстоит дело и с человеческими способностя­ми. Если вы не пытаетесь развить свой талант, полагая, что у вас его нет от природы, то это

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

76

77

только ваша вина. Тренируясь каждый день, вы укрепляете свою энергию, восприятие и чувства, и от этого растут ваши способности. Взгляните на свою правую руку. Она превосходит левую только потому, что вы так захотели. При рож­дении левая рука ничем не отличалась от пра­вой, они обе были совершенно одинаковыми. И взгляните теперь на результат! Точно так же за счет тренировки вы развиваете и любые другие способности. Все зависит только от вас самих.

Это подтверждает ваша правая рука. За счет чего она более «способна», чем левая? Только за счет упражнений. Точно так же можно развить за счет упражнений и талант. Если вы уже что-то освоили и прекратили упражняться, то навык нельзя считать полностью усвоенным. Необходи­мо практиковаться и дальше, пока нужное дей­ствие не будет получаться просто и естественно. Чем больше практики, тем лучше навык. Имен­но так рождается талант. Левая рука ничуть не уступала бы правой, если бы мы пользовались ими в равной степени

Польза усердных упражнений

Прилагайте усилия, чтобы усовершенство­ваться. Было бы ошибкой полагать, что у вас от рождения имеются некие способности, которые разовьются сами собой. Если какое-то действие

кажется вам легким, то это свидетельствует лишь о том, что вы развили его в ходе тренировок до такой степени, что оно стало частью вашей нату­ры. Труд и неустанное повторение накрепко за­печатлели его в вашем сознании.

Я усвоил это еще во время своей учебы в Гер­мании, когда, стремясь добиться совершенства и пробудить свои способности, вынужден был признать свою непригодность к исполнительской деятельности. Такое понимание, на мой взгляд, тоже очень важно и для детей, и для взрослых. Я и сейчас стараюсь не забывать этого. Так, напри­мер, я недавно 1500 раз написал фразу «у звука живая душа» на сикиси (квадратики картона, обтянутые шелком, на которых пишутся тради­ционные японские стихотворения «вака»). Эти сикиси я вручил каждому выпускнику на еже­годном мартовском концерте. Многие считали, что это очень трудная работа. Мне приходилось вставать очень рано утром, чтобы без ущерба для своей основной работы завершить к сроку этот труд. Я не считал эту работу чем-то сверхъесте­ственным, она приносила мне радость, и мне хо­телось сделать ее как можно лучше. Я тщательно вытирал кисточки и рисовал иероглифы китай­ской тушью на каждом квадратике. Я не слиш­ком силен в каллиграфии, но с каждым новым сикиси у меня получалось все лучше и лучше, а

Взращенные с любовью

78

Взращенные с любовью

79

от этого росла и уверенность в себе. Я прилагал все старание, и, на мой взгляд, все получилось прекрасно. При этом ни один сикиси не похож на другой. Не могу передать вам, какое глубокое удовлетворение принесла мне эта работа и те на­выки, которые я развил в себе, выполняя ее.

В ходе повторения развивается совершенство

Мои навыки самодисциплины легли в основу методики воспитания талантов. Я отбросил все свои неправильные действия в прошлом и заме­нил их полезными и эффективными упражнени­ями. В большинстве случаев как только ребенку удается сыграть первую пьесу, за ней очень бы­стро и с нарастающей скоростью следуют дру­гие. Но просто так играть одну вещь за другой не приносит большой пользы, если не добивать­ся совершенства в каждой из них. Если ребенок утверждает: «Я могу сыграть все эти пьесы», то этого еще недостаточно, если при этом не раз­вивается музыкальное чутье, не отрабатываются тонкости исполнения и т. д.

Этот принцип применим не только к музыке, но и к любой деятельности. Очень важно развить зародившуюся способность до наиболее высоко­го уровня. Выучив одну вещь, практикуйся и шлифуй ее каждый день на протяжении пример-

но трех месяцев. Если речь идет об игре на му-, зыкальном инструменте, то слушай в это время * записи лучших мировых исполнителей. Скоро и твоя собственная игра начнет улучшаться до тех пор, пока ты не достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь уже речь идет не о тех­нике, а о духе и сердце.

При игре на скрипке очень важно научить­ся заканчивать музыкальную фразу. Требуется порой немало времени, чтобы понять, что пьеса уже закончилась, а музыка еще живет. Бах, на­пример, в восемнадцатом веке начал использо­вать в своих нотных записях фермату. Это мож­но сравнить с тем моментом, когда верующие в церкви, сделав перерыв в молитвах, становятся на колени. Человек, достигший этого уровня, бу­дет обладать наряду с художественным чутьем еще и благородством сердца и помыслов, что вы-двинет его в число самых лучших исполнителей.

Не спешите, но и не медлите: для успеха необходимо терпение

Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это озна­чает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей на­туры. Это легко сказать, но вся проблема заклю­чается в том, где найти для этого силы. Очень

Взращенные с любовью

80

Взращенные с любовью

81

многие люди выражают желание чего-то до­стичь, но их намерения остаются неисполнен­ными. Начав какое-то дело, они не доводят его до конца и не прилагают для этого достаточных усилий. Вам тоже наверняка знаком такой сорт людей. Лишь немногие с упорством и настойчи­востью доходят до намеченной цели. О какой бы деятельности ни шла речь, путь к успеху состоит лишь в том, чтобы довести свои замыслы до кон­ца. На это способен каждый, все зависит лишь от воли, носло^екие

Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же подда­ются тренировке, как и любые другие способно­сти. Детей надо воспитывать в духе этой идеи. Иначе как же можно добиться чего-то в жизни? Мы должны ясно осознавать это. В самом нача­ле жизненного пути судьбу человека определяют настойчивость и терпение. Почему? Если мы не бросаем дело на полпути и продолжаем прила­гать усилия для достижения цели, то возрастает и терпение. А оно, в свою очередь, способствует развитию способностей. В результате человеку работается намного легче, так как одновременно с работой восстанавливаются его энергия и вы­носливость.

Естественный рост

Если у человека не хватает терпения и он останавливается на полпути, затем снова начи­нает и снова останавливается, и так далее, до бесконечности, то от такого «повторения» толку не будет. Этот человек никогда не сможет пре­одолеть трудности. В конечном итоге он просто прекратит все попытки, так как признает их бес­полезными и безнадежными. Многие беды моло­дых людей берут свое начало именно из-за тако­го подхода к делу. Давайте вернемся к примеру с деревом. Семя попадает в землю. Мы не видим, как зарождается в нем жизнь. За это отвечает мать-природа — таков фундаментальный закон. Нам остается только терпеливо ждать. Нельзя постоянно выкапывать семя, чтобы посмотреть, растет ли оно, — так можно только погубить его.

И наконец появляется росток. Какое счас­тье и радость наблюдать, как он тянется ввысь! В это же самое время корни, невидимые в зем­ле, становятся все крепче, давая силу здоровому мощному дереву. Мне кажется, что это подходя­щая аналогия для развития способностей. Как только появилось «семя» способности, за ним надо тщательно и терпеливо ухаживать. В конце концов появляется «росток» — талант. Его надо развивать и поддерживать до тех пор, пока он не пустит крепкие «корни» в личности. Если чело-

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

82

83

век сумел завершить весь этот процесс до само­го конца, он становится обладателем бесценного сокровища.

Без спешки и без остановок

Принять решение и жить в соответствии с ним означает жить с надеждой. Подойдя к вы­сокой горе, вы не в состоянии одним махом взо­браться на ее вершину. К цели надо продвигать­ся постепенно, шаг за шагом. На пути встретятся трудности и препятствия, но не будет ни разоча­рований, ни отчаяния, если вы уверенно движе­тесь вперед. Только не торопитесь. Это основное правило. Поспешив, вы можете сорваться вниз, ничего не добившись. И не делайте остановок в движении. Это второе основное правило. Без остановок, но и без спешки, шаг за шагом уве­ренно продвигайтесь вперед. Для воспитания таланта абсолютно необходимы беспредель­ное терпение, огромная выносливость и то, что мы называем «кан» — интуиция, или шестое чувство. Не обладая этими качествами, Хакуси Юкава никогда не открыл бы своей мезотронной теории. Во всяком случае, я так полагаю.

Луч света в темном мире ребенка

Однажды художник Танака пришел ко мне с рекомендательным письмом от моего друга. За

руку он вел маленького мальчика. Ребенок был слепой. Танака рассказал мне: «Это мой сын Те-ити, ему пять лет. В младенчестве у него была тяжелая болезнь, и поскольку речь шла о жизни или смерти, нам пришлось сделать операцию и удалить ему оба глаза. Мы с женой хотим дать ему хоть луч света, который бы осветил его жизнь. Поэтому мы подумали о музыке, и я при­шел к вам, чтобы попросить научить его играть на скрипке».

Глядя на бедного маленького мальчика, кото­рому всю жизнь придется на ощупь отыскивать себе дорогу в темноте, я не мог сдержать слез. Сразу согласиться я не мог, так как мне надо было еще придумать, каким образом можно на­учить абсолютно слепого ребенка.

— Дайте мне одну неделю, — ответил я. — Если я придумаю, как это можно сделать, и буду уверен, что справлюсь, то возьму его.

В ту ночь, сидя у себя в кабинете, я долго размышлял над этой проблемой. Как научить слепого ребенка? Решение все не приходило. И вдруг я понял, что для этого мне в первую оче­редь нужно самого себя поставить на место сле­пого человека. Я поднялся со стула и выключил свет. В наступившей полной темноте я снова сел. Да, именно так. Мне следует понять, что такое жизнь в абсолютной темноте, тогда я лучше смо-

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

85

ту понять, что нужно мальчику. Кабинет казался пустым пространством. Я не мог разглядеть ни скрипки, ни смычка (хотя знал, что они должны находиться здесь). Четыре струны. их положе­ние. легкое изменение наклона смычка — как объяснить все это ребенку? В полной темноте я нащупал футляр, вынул из него скрипку и смы­чок и начал играть. Похоже, что для меня совер­шенно не имеет значения — свет или тьма, по­тому что я часто играю с закрытыми глазами. Я не глядя чувствую прикосновение смычка к струнам, ощущаю гриф, положение руки на нем. Я «вижу» все это. Мне не нужны для этого гла­за, поэтому я их и закрываю во время игры. Их заменяет сила «кан».

Благодаря тренировкам мы можем достичь удивительных способностей и развить в себе силу «кан», которая помогает нам преодолевать трудности. Именно поэтому даже в темной ком­нате, где невозможно было отличить правую сто­рону от левой, я смог играть на скрипке. И тогда пришло решение.

Прошла обещанная неделя —

у меня открылось духовное зрение

«Да, я научу маленького Теити видеть скрип­ку, струны и смычок. Ему не понадобятся фи­зические глаза, если научить его пользоваться

духовным зрением», — размышлял я. Таким об­разом, я определил основной принцип обучения. Теперь можно подумать и о методике. Когда Та-нака вновь привел ко мне Теити, я сказал:

— Давайте объединим наши усилия, чтобы открыть у мальчика духовное зрение.

Я попросил родителей приготовиться к дол­гой и утомительной работе и решить для себя, что она должна быть доведена до самого конца. После этого начались занятия. Понимая, что все это делается для счастья их ребенка, супруги Та-нака с головой окунулись в работу. Трудно пере­дать словами все трудности и препятствия, кото­рые встретились на этом пути, но в конце концов сбылась их самая сокровенная мечта. В сердце сына заблестел лучик надежды.

Ребенок не различал, где верх и низ, где правая и левая сторона

Первое занятие состояло в том, чтобы ребе­нок смог «увидеть» смычок. Я вложил смычок в маленькую ручку и дал мальчику провести ру­кой от его основания до кончика. Он повторял это упражнение снова и снова, чтобы почувство­вать смычок. Потом я научил его, как правильно его держать. «А теперь поводи смычком вверх и вниз». Но мальчик двигал рукой под наклоном. «А теперь слева направо». И снова рука двига-

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

87

лась под тем же самым наклоном. «Вот тебе за­дание на следующую неделю: научись двигать смычком вверх-вниз и влево-вправо». Конечно же, я сомневался, что ребенок освоит это дви­жение за неделю, но была надежда, что для него оно будет своего рода игрой, а родители без тру­да смогут его проконтролировать. Через неделю он уже довольно хорошо освоил это упражнение, хотя движения были еще не совсем ровными. Следующей целью было научить его вести смы­чок по прямой линии.

Малыш сказал: «Да, я вижу»

Теперь попробуй дотронуться левой ру­кой до кончика смычка. Бери смычок в правую руку — ты ведь видишь его?

— Да, — ответил он.

— Тогда дотронься до кончика. Не нащупы­вай его. Поднеси руку к концу одним движени­ем. А теперь хватай.

Теити с интересом взялся за эту игру. Но ле­вая рука постоянно промахивалась. Он пытался сделать это еще и еще раз, но каждый раз попыт­ка оканчивалась неудачей, хотя кончик смыч­ка порой был совсем рядом. Родители смотрели затаив дыхание, словно молились про себя. На­конец Теити удалось дотронуться до конца смыч­ка рукой.

— Хорошо. Теперь это нужно будет сделать пять раз подряд. Это будет твое домашнее зада­ние к следующему уроку.

Для слепого мальчика началась интересная жизнь. Несмотря на все его старания, лишь че­тыре попытки из пяти оказывались успешными. Даже если он промахивался всего один раз, все упражнение надо было начинать с самого нача­ла. Но с каждым разом у Теити прибавлялось уверенности в себе. На вопрос: «Ты ведь видишь кончик смычка?» — он постоянно отвечал: «Да, вижу». Бы только представьте себе, что означало это слово для мальчика, который ничего не мог видеть! У меня при этом ответе порой слезы на­ворачивались на глаза.

Ежедневные упражнения для Теити состо­яли главным образом в том, чтобы удерживать смычок в определенном положении. Знать, где и в каком положении он находится, «видеть» его — это было самой важной и трудной частью обучения.

Затем последовали упражнения, состоящие в том, чтобы держать смычок перед собой гори­зонтально и попытаться дотронуться его концом до ладони вытянутой левой руки. Когда я играю в темноте, я совершенно определенно чувствую, где находится в каждый момент конец смычка. Теити тоже должен был развить в себе такое чув-

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

88

89

ство. Самая большая трудность заключалась для него в том, чтобы удерживать смычок горизон­тально. Я был уверен, что стоит только добиться этого, и интуиция подскажет ему все остальное. Дотронуться кончиком смычка до ладони ле­вой руки непросто для слепого ребенка. Но Теи-ти воспринял это как очередную увлекательную игру, и вся семья терпеливо помогала ему в этом. Когда во время урока он безошибочно выполнил это упражнение три раза подряд, а на четвертый раз смычок попал в пустоту, раздался вздох разо­чарования. Но я ласково подбодрил его: «На этот раз ты промахнулся. Давай начнем сначала, и ты сможешь сделать это пять раз подряд без оши­бок». Чувство «кан», как и любую другую спо­собность, невозможно развить в себе иным пу­тем, кроме как постоянными упражнениями. Со временем Теити научился безошибочно проделы­вать это упражнение пять-шесть раз подряд. По­сле этого я дал ему следующее задание: поднять вверх большой палец левой руки и попасть в него концом смычка. При этом я подумал: «Если он сможет это сделать, то станет действительно "зрячим"».

02.08.2017 08:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!