СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрождение русских традиций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребы­вает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, пре­одолевать противоречивость многих представлений и знаний, обра­зующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непрехо­дящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он неста­реющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности худо­жественное мышление предков, отображенное в народном искус­стве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наибо­лее древняя, она - первооснова и один из главных источников со­временных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно-прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила кра­сота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совер­шенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце - одновременно и бытовой предмет, и высо­кое искусство.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими ру­ками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа женщин появляется желание заняться шитьем, вяза­нием, вышиванием и так далее.

Выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Фольклор всегда в моде, он своеобразно и органично со­четается с интерьером. Какое неповторимое изящество и разнообра­зие красок! Вышитые скатерть, столешница или набор салфеток создадут особенную задушевную атмосферу во время приема гос­тей. Но украсить вышивкой можно не только традиционное столо­вое белье. Прекрасным акцентом станет абажур настольной лампы или комплект подушек. Опытная мастерица может решиться на вы­шитый ковер или картину. Сейчас популярно вышивать миниатюры, которые доступны даже начинающим. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и дос­тойны коллекционирования.

Мы пытаемся заглянуть в будущее, потому что без этого нель­зя определить задачи декоративно-прикладного искусства, которые надо решать сегодня. Но вместе с тем мы должны ясно представлять себе и прошлое - историю становления искусства рукоделия. Ведь как нет ясной границы между настоящим и будущим, так и нет чет­кого разграничения между современностью и историей. Новое воз­никает на основе определенным образом осмысленного опыта и зна­ния истории и традиций. Пренебрежительное отношение к культурным ценностям прошлого может нанести большой урон со­временному духовному и культурному развитию нации.

Осмыслить все вышесказанное помогают уроки рукоделия и кулинарии.

Как необъятна и разноязычна Россия, как многообразны традиции, обычаи народов, её населяющих, так самобытна и разнообразна кухня! Русские кушанья немыслимы без пирогов, блинов, щей, каш и так далее. Особенно это касается семейных праздников. Уроки технологии располагают большими возможностями для сохранения традиций и культурного наследия нашего народа, формирования представлений о мире, о себе, о добре и зле, развития чувства восприятия самого себя как сознательной, мыслящей, духовной личности.

Мною разработан спецкурс «Секреты русского гостеприимства». На занятиях по данной теме, кроме приготовления русских блюд, мы с детьми рассматриваем убранство русской избы, изучаем ритуалы еды в быту крестьян, говорим о гостеприимстве, хлебосольстве русского человека, обычаях и обрядах, связанных с ним.

К сожалению, в традиционной программе «Технология» на изучение традиционных видов рукоделия отведено небольшое количество времени, поэтому основной упор делается на занятия с детьми во внеурочное время. Я являюсь руководителем объединения дополнительного образования «Клуб премудрых Василис», которое существует в нашей школе более десяти лет. На занятиях в объединении дети знакомятся с такими видами декоративно – прикладного творчества, как вышивка, вязание крючком и на спицах, лоскутная пластика, а так же с достаточно новыми технологиями – изонить, работа с атласной лентой.

Каждое занятие по темам, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. В теоретической части знакомлю детей с художественными промыслами России, традиционными ремёслами, причём особый акцент делаю на промыслы и ремёсла нашего региона.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя изготовление образцов, а так же самостоятельного изделия. Техника выполнения таких изделий должна быть несложной, а время затраченное на изготовление, - минимальным, чтобы девочки могли быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса, побуждает стремление к самостоятельности. Изделия, которые изготавливают дети на занятиях объединения, находят широкое применение в быту, школьной жизни, в оформлении интерьера и т.д. в школе регулярно проходят выставки работ детей, многие из которых выставляются так же в районе и области, регулярно занимая призовые места.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что знания, которые получают дети как на уроках технологии, так и во внеурочное время обеспечивают эстетическое и художественное развитие учащихся, носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям.

09.01.2015 18:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!