СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в стремительно развивающемся обществе. В связи с этим предъявляются особые требования к системе образования. В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательно-воспитательный с целью улучшения качества образования, создания комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. Определяющими факторами результативности образования становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед учителем, который должен организовать такую деятельность учащихся. С применением новых технологий меняется и методика преподавания. Современная педагогика использует интерактивные методы, которые должны способствовать оптимизации процесса обучении школьников. Недостаточная разработанность применения интерактивных методов в музыкальном обучении определяет ее актуальность.

Актуальность данной проблемы вызвана также противоречием между социальным заказом воспитания творческого, активного члена общества и реальным преобладанием в школьном образовании традиционных способов передачи учащимся готовых знаний. Разрешение этого противоречия мы видим в разработке и применении интерактивных методов отражающих специфику музыкально-образовательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижения обучающимися метапредметных, предметных и личностных результатов. Если метапредметные и предметные результаты могут быть получены отчасти путем передачи готовой информации, то личностные результаты обучения возможны только путем применения интерактивных методов и форм, где каждый учащийся имеет возможность высказать самостоятельное суждение, участвовать в поиске знаний, быть активным соучастником формирования своих умений и навыков.

Интерактивное обучение по мнению А. Пометун и Л. Пироженко – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретно предполагаемую цель – создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик должен чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что активность преподавателя уступает место активности обучаемых, но роль преподавателя при этом не падает, а возрастает. Преподаватель должен быть инициатором, а обучающийся должен сам управлять своим учением, сам выбирать траекторию учения, темп учения.

Спектр современных методов и технологий обучения чрезвычайно широк. В педагогике существуют многочисленные, взаимно переплетающиеся классификации методов обучения. Традиционно они подразделяются на пассивные, активные и интерактивные методы.

1. Пассивные методы – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет свои преимущества. Это возможность преподнести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока, а также относительно быстрая подготовка к уроку со стороны опытного учителя. Поэтому многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Лекция – самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

2. Активные методы – это форма активного взаимодействия учащихся и учителя, при которой они находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

3. Интерактивные методы («inter» – взаимный, «act» – действовать) – означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не столько закрепляют уже изученный материал, сколько самостоятельно изучают новый.

С. С. Кашлев классифицирует интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на каждом этапе:

  1. Методы создания благоприятной атмосферы, благодаря которым выстраиваются доверительные отношения друг к другу.
  2. Методы организации обмена деятельностями, объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности
  3. Методы организации мыследеятельности и смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания, своего индивидуального смысла, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смыслового опыта.
  4. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ участниками своей деятельности, ее результатов, для фиксации состояния своего развития.

Методика интерактивного музыкального обучения опирается на систему принципов, разработанных в музыкальной педагогике Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, Н. Я. Брюсовой; на творческое наследие К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, на концепцию преподавания искусств Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. В. Горюновой и других.

При интерактивном обучении в системе музыкального образования следует говорить о наглядно-слуховом, двигательно-слуховом, музыкально-игровом методе обучения.

- Наглядно-слуховой метод реализуется в процессе контакта обучающегося с музыкальным произведением. По содержанию этот метод опирается на сформулированный Б. Асафьевым «метод наблюдения за музыкой», который формирует способность осмысленно воспринимать музыкальное произведение, наблюдая и усваивая изменения его интонации.

- Двигательно-слуховой метод нацелен на развитие музыкально-пластической деятельности. Музыка и пластика имеют общую интонационную основу. Как в музыке, так же как и в искусстве движения, носителем смысла является интонация. Но если в музыке это – музыкальная интонация, то в искусстве движения – ритмопластическая интонация. В силу этого характеристика музыкально-пластической деятельности опирается на характер взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций.

- Музыкально-игровой метод представляет собой синтез музыки, пластики и театрального действия. Этот метод находит свое воплощение не только в различных жанрах хореографического искусства, но и в драматических постановках.

Интерактивные технологии предусматривают различные формы организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности: работа в парах, малых и больших группах с использованием метода проектов. На уроках музыки в общеобразовательной школе с целью формирования навыков общения и взаимодействия целесообразно чередовать перечисленные формы совместной деятельности учащихся в зависимости от поставленных дидактических и воспитательных задач. Групповая и коллективная работа естественно возникает в исполнении народных обрядов, в процессе разыгрывания театрализованных диалогов.

Метод проектов применяется на этапах ввода в тему (преимущественно информационный тип), раскрытие основного содержания темы (исследовательский и информационный типы), в ходе обобщения темы (игровой или художественно-творческий типы). При формировании малых и больших групп целесообразно учитывать специальные способности и эстетические интересы учащихся, их предыдущий художественный опыт и знания из различных видов искусств.

Подчеркнем, что постепенно, от класса к классу, увеличивается удельный вес групповой работы, ведь ученики приучаются работать в команде, получают элементарные коммуникативные навыки. Работа в группах способствует воспитанию у учащихся толерантности, коллективизма, взаимопомощи, она стимулирует процесс художественного познания

Основополагающим принципом организации интерактивного взаимодействия в системе музыкального обучения является паритетное равенство всех составляющих учебного процесса, которое позволяет соединить традиционность и инновационность в педагогическом процессе и направить его на личностный рост и творческое саморазвитие обучающихся в условиях сегодняшнего дня. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Интерактивные методы обучения прошли длительный путь становления. Главное требование гуманистической идеи состоит в том, чтобы обеспечить единство педагогического взаимодействия, опирающегося на дидактические принципы, и внутреннего состояния саморазвивающегося ученика, которое соответствует новым методам организации педагогического процесса.

Литература

Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика, конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина – М.: Глобус, 2008. – 170с.

Кашлев С. С., Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: Тетра Системс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78518

Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87 с.

Категория: Музыка
10.04.2016 18:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!