СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества. Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:

1. для поиска литературы

а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;

б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);

2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);

4. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);

5. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);

6. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);

7. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

8. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом.

Методы применения средств ИКТ при преподавании общеобразовательных дисциплин направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания. Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику, что в конечном счете будет способствовать повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся без увеличения рабочего времени учителя. Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.

Осин А.В. в качестве основных дидактических свойств ИКТ выделяет:

- интерактив

- мультимедиа

- моделинг

- коммуникативность

- производительность

Интерактив в переводе с английского означает - взаимодействие. Именно взаимодействие с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования и познания мира.

Проследим, как изменяется информационное взаимодействие между учащимся и педагогом в результате включения в него интерактивного средства обучения.

Традиционная схема информационного взаимодействия образовательного назначения выглядит как двусторонняя связь между обучающим и обучающимся.

Использование традиционного (не интерактивного) средства обучения вносит дополнительные односторонние информационные связи.

За счёт способности интерактивных средств обеспечивать обратную связь информационное взаимодействие между обучающим и обучающимся может осуществляться через интерактивное средство обучения.

Мультимедиа (multi - много, media - способы, средства) - это представление объектов и процессов во всех известных на сегодняшний момент формах (звук, фото, видео, графика). Данное свойство предоставляет новые возможности6 качественные и количественные. Качественно новые возможности очевидны, если сравнивать словесные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности, чем традиционные способы передачи информации. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видео информации повышает запоминаемость до 40-50%.

Моделинг в современных условиях понятие широкое. Прежде всего, это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования. Компьютерное моделирование родилось практически вместе с ЭВМ. Имитационное моделирование, основанное на использовании аналитических выражений различной сложности, расширяется функциональным представлением объектов окружающего мира. На базе мультимедиа технологий все чаще используются воссоздание естественной окружающей среды, с тем, чтобы приблизить взаимодействие пользователя с компьютерным продуктом к естественному поведению в реальном мире. Представление внешних объектов и методов взаимодействия с ними пользователя наряду с имитационным моделированием изучаемых процессов и явлений объединяется понятием моделинга. Моделинг - это бесконечное множество возможностей - от простейшей параметризации задач до виртуальной реальности. В современных образовательных продуктах моделируется естественная окружающая среда и действия пользователя в ней (работа в виртуальной лаборатории, посещение музея, экскурсия по городу).

Коммуникативность - это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса. Это достигается объединением компьютеров в глобальные и локальные сети. Реализуется контакт удаленных друг от друга субъектов. Формы организации коммуникативности в глобальных сетях:

On line - коммуникация в почти реальном времени;

Off line - коммуникация отсроченная на продолжительное время, когда некоторый информационный массив записывается на носитель, а затем уже используется.

Использование компьютерных сетей в образовательном процессе предоставляет огромные возможности, с другой стороны, требует взвешенной оценки методических преимуществ и технических ограничений сетей для выработки оптимальных решений.

«Если рассматривать перечисленные свойства ИКТ с точки зрения образования, то это пять новых педагогических инструментов» - считает Осин А.В. Рассматривая информационные технологии через призму этих тенденций в развитии школьного образования, можно определить дидактические функции информационных технологий, показав, какие уникальные педагогические задачи можно решать с их помощью. Например: интерактив позволяет организовать самоаттестацию, т.е. проверить свои знания без участия преподавателя (заметим, что в истории образования эта возможность появилась впервые); коммуникативность решает многое вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обучпечивает консультации с педагогом не зависимо от местоположения. Рост производительности труда пользователя компьютера исчисляется в ряде случаев порядками. Достаточно сравнить огромные возможности баз данных, электронных энциклопедий, поисковых машин со старыми технологиями поиска справочной информации, необходимых книг, статей и переход количества в качество становится очевидным. Концептуально новые возможности даёт сочетание интерактива, мультимедиа и моделинга. Интеграция этих инструментов порождает новое качество в представлении и познании мира, поскольку впервые мы получаем не описание объектов и процессов (книга), не аудио/видео отражение объектов и процессов, а принципиально полную модель окружающего мира, которую можно характеризовать как адекватное представление и, при совершенстве компонентов, использовать термин «виртуальная реальность».

Итак, дидактические функции информационных технологий - это внешнее проявление свойств информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.

Подводя итог, перечислим основные дидактические функции ИТ [Роберт]. Использование ИКТ в учебном процессе позволит:

- формировать умения получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить ее;

- формировать умения передавать информацию, представленную в различных видах;

- формировать навыки исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории;

- организовать интерактивный диалог учащегося со средствами обучения;

- предоставить учащимся возможность управления реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

- предоставить учащимся возможность управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов;

- автоматизировать процессы контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекции по результатам контроля, тренировки;

- создать среду для исследовательской работы учащихся из различных школ, разных регионов и стран;

- формировать у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения;

- способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Полная реализация рассмотренных дидактических функций позволит достичь определённой системы целей внедрения ИКТ в образование.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

- возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;

- стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

- стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;

- обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане предоставляется широкая возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.

Установлено, что оптимальный уровень активности учения школьников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности учителя и учащихся, которая определяется учетом совокупности следующих факторов: целью, содержанием и характером учения, методами обучения, реальными учебными возможностями и возрастными особенностями школьников.

В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. Уроки географии и истории с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
  • овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Школьная география является одним из тех предметов, в котором заложен большой потенциал для применения компьютерных технологий и мультимедиа.

Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Использование информационных технологий в процессе преподавания географии позволяет:

  • индивидуализировать процесс обучения;
  • повысить мотивацию обучения;
  • развивать логику и образное мышление;
  • повысить самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке;
  • повысить практическую направленность обучения;
  • обеспечить доступ к большому объему информации,
  • использовать образно-наглядную форму представления изучаемого материала,
  • моделировать процессы и явления и т.д.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты,
  • дистанционное обучение.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ. В зависимости от дидактических целей и специфики курса истории и географии, как учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Activstudio, Power Point и Movie Maker. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Наряду с положительными аспектами применения компьютера в процессе обучения существуют объективные причины, затрудняющие их активное использование в школе.

Несмотря на описанные выше возможности, компьютер как педагогическое средство используется в школе эпизодически. Это объясняется тем, что современные курсы разрабатывались без привязки к ним информационной технологии. В связи с этим применение компьютера, т.е. обучающих и моделирующих программ, целесообразно лишь только при изучении некоторых тем, где имеется возможность вариативности. Для систематического использования информационной технологии в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) учебные курсы в целом.

Ограничения в применении компьютера обусловливаются следующими факторами:

  • При использовании компьютера в обучении отсутствует личностное общение ученика и учителя. Поэтому следует прежде всего выбрать, какие обучающие функции целесообразно ему передать, учитывая, что машина является только средством, а не субъектом обучающей деятельности, что она лишь посредник между учителем и учеником.
  • Из-за недостатков компьютера как технической системы при разработке обучающих и контролирующих компьютерных программ трудно заранее предусмотреть, насколько будет педагогически оправдана реакция компьютера, например при оказании помощи учащемуся. И хотя в процессе использования компьютерной программы можно устранить многие недочеты, полностью устранить вероятность сбоев системы не предоставляется возможным.
  • И, наконец, важным элементом, сдерживающим внедрение компьютерной технологии в педагогическую практику, является низкий уровень компьютерной грамотности преподавателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения. Познавательный интерес развивается и на основе разнообразных представлений учениками результатов учебной деятельности (гипертексты, презентации, модели и т д.). Благодаря использованию ИКТ результатом работы ученика является эстетически красивый, технически грамотный и, что очень важно, доступный для трансляции и применения другими людьми практически значимого продукта познавательной деятельности. ИКТ позволяют показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимаций, карт и др. В результате на уроке ученики меньше отвлекаются, более внимательно воспринимают информацию, что обеспечивает лучшее запоминание. Итоги познавательной деятельности учащихся оперативно оцениваются на уроке, уменьшается количество задаваемого на дом материала.

Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти (что немаловажно, так как не все дети воспринимают информацию одновременно зрительными и слуховыми образами), а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.

Категория: География
09.06.2018 11:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!