СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание учащихся на уроках профессионально – трудового обучения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важная роль в системе трудового воспитания учащихся принадлежит урокам труда в мастерских. На этих уроках учащиеся знакомятся со свойствами многих материалов и технологией их обработки, изготовлением вещей, а в дальнейшем овладевают навыками обращения с основными инструментами и некоторыми станками. Вступая в определенные отношения с товарищами, оперируя различными материалами, инструментами и приспособлениями, решая практические трудовые задачи, подросток накапливает огромный запас новых представлений, видит за словами, названиями и терминами реально существующие процессы, явления, качества, свойства.

В результате многочисленный повторных упражнений в труде знания ребенка постепенно углубляются и делаются более мобильными, он приобретает умения и навыки, развивается его внимание, организованность, вырабатываются настойчивость, ответственность, упорство и выдержка, развивается и укрепляется воля.

На занятиях в школьных мастерских, где преобладает ручной труд, как ни на одном другом уроке, в ходе конкретной деятельности, в процессе конструирования и изготовления предусмотренных программами объектов труда, создаются благоприятные условия для соединения физического и умственного развития учащегося. Уроки труда часто приносят детям чувство глубокого удовлетворения и радости не только от результатов их созидательного труда, но и от напряженной работы их развивающихся мышц. В процессе же труда возникают условия, благоприятные для воспитания школьников в духе коллективизма, сознательной дисциплины, трудолюбия, бережливости. Труд учащихся в одной мастерской, совместное или поочередное использование ими некоторых станков, инструментов, приспособлений, общий режим, коллективная организация труда – все это способствует выработке у школьников согласованных действий, навыков взаимопомощи, пониманию ими трудовых взаимоотношений между людьми. Труд, организованный в коллективных формах, с разделением трудовых функций между различными исполнителями, рождает между ними отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности и взаимного контроля. Взаимопомощь, соревнование, взаимоконтроль, обсуждение и оценка работы отдельных участников, сочувствие, поощрение, порицание, критика и другие проявления коллективистских взаимоотношений в хорошо организованном коллективном труде становятся закономерностью, органически вплетаются в сам процесс труда.

Эффективность процесса воспитания в значительной степени зависит от того, в каких условиях работают подростки, как организован их труд. В учебных мастерских все должно воспитывать, приучать к порядку и красоте. Важным фактором здесь является процесс развития и совершенствования материально-технической базы школьных мастерских, участие самих школьников в создании новых и совершенствовании имеющихся инструментов, приспособлений, различных дидактических материалов. При умелой организации и планировании эта работа помогает учителю воспитывать такие качества школьника, как самостоятельность, творческая смекалка, инициатива. Учащиеся убеждаются в значимости творения своих рук, результаты которого делают их труд и труд товарищей интереснее, содержательнее и плодотворнее. И как бережно они относятся ко всему, сделанному ими самими!

Обучение и воспитание – единый процесс формирования личности человека, который предусматривает целенаправленное, организованное формирование физических и духовных сил человека, его мировоззрения, нравственного облика, эстетических идеалов и вкусов. При производственно – техническом обучении трудовое, умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитания формируют личность, взаимосвязаны между собою и проникают друг в друга. Определяющими положениями, или принципами воспитания, считаются: целенаправленность, целостность и единство воспитательного процесса, опора на коллектив учащихся, сочетание требовательности и уважения к личности, принцип параллельного действия и последовательности воспитания.

Ведущая роль в воспитании учащихся отводится учителю, результаты воспитания зависят от его поведения и требований, применяемых им методов и приемов обучения. Учитель должен быть образцом во всех отношениях. Ему должны быть близки интересы учащихся. Влияние личного примера учителя на воспитание положительных качеств личности школьника огромно. Именно учитель определяет содержание и методы каждого занятия. Он также воспитывает школьников и своим внешним видом, и своим повседневным поведением, и своим моральным обликом. Школьники постоянно наблюдают, как держит себя на занятиях учитель, как относится к своим обязанностям. И если он во всем аккуратен, на его рабочем месте образцовый порядок, если он проводит занятия без нервозности, со знанием дела, то ему легче добиться положительных результатов в создании и поддержании здорового нравственно-психологического климата в классе, в воспитании и обучении школьников. Авторитетом пользуется тот учитель, который вкладывает в обучение и воспитание учащихся душу, отдает этому все свои силы и знания.

Успех формирования качеств личности учащегося во многом зависит от требований учителя к учащимся. Надо так строить учебно-воспитательный процесс, чтобы учащиеся чувствовали, что требования продиктованы потребностями обучения профессии (столяра, слесаря) и они направлены на улучшение учебно-воспитательного процесса. Требования должны быть целесообразными, мотивированными и обоснованными.

Требования учителя надо доводить до сознания учащихся, в противном случае они не достигнут цели. Наряду с учебными производственно-техническими задачами учитель выдвигает перед учащимися такие конкретные нравственные требования, как товарищеская взаимопомощь в овладении профессией, дружба и сплоченность в коллективе, скромность и честность, чуткость и отзывчивость, вежливость и тактичность. Для предъявления и реализации этих требований учитель использует каждый удобный случай в общении с учащимися на уроке производственного обучения и во внеурочное время, применяя при этом самые разнообразные приемы.

Предъявляемые учителем требования должны быть достаточно высокими, чтобы при выполнении их учащиеся испытывали известное напряжение, но в то же время чтобы они были посильными для подростков. В этом случае необходимость выполнять задание переходит в устойчивую привычку.

Наряду с общими требованиями, обязательными для всего класса учитель, учитывая особенности характеров и интересы учащихся, предъявляет индивидуальные требования.

Требования к учащимся будут иметь положительные результаты в том случае, если учитель предъявляет их повседневно и обязательно добивается их выполнения. Если на каком-то этапе обучения или отдельном уроке учитель ослабляет требования, в классе сразу снижается дисциплина, ответственность учащихся при выполнении заданий.

Отрицательно сказываются чрезмерные требования, которые учащиеся не в состоянии полностью выполнить. В этом случае учащиеся бывают неудовлетворенны заданием. Бесчисленные, бессистемные и непоследовательные замечания и требования учителя нервируют учащихся, снижают их работоспособность и внимание, сбивают коллектив с установившегося режима работы и перестают быть серьезным воспитательным фактором. Высокая требовательность к учащимся со стороны учителя неотделима от глубокого уважения к человеческому достоинству подростка. По этому поводу А.С.Макаренко сказал: «Как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему».

Высокая требовательность помогает формированию характера, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, вырабатывает умение преодолевать трудности. Требовательность должна быть разумной, целеустремленной, понятной для учащихся; не должно быть мелкой придирчивости, грубости, оскорбления и унижения личности. Даже наказывая учащихся, учитель должен проявлять педагогический такт. Хорошие результаты дает воспитание, если оно проводится через ученический коллектив, родителей и преподавателей. Большое воздействие на воспитание инициативы, самостоятельности учащихся оказывает метод соревнования, который сближает учащихся, воспитывает коллективизм, товарищество, взаимовыручку, уважительное отношение к труду.

Наибольшее воспитательное значение имеет такая организация трудового обучения, когда практические навыки и умения вырабатываются в процессе изготовления общественно полезных вещей. Материальные результаты труда подростков оказывают очень сильное воспитательное воздействие, в связи с чем сам процесс изготовления полезной вещи, требующей качественной и ответственной работы, должен стать основой воспитательной работы на уроках труда, когда на первый план выдвигаются не только дидактические, но и общественно полезные цели.

Трудовой навык приходит только через многократные упражнения. Так, чтобы отпилить деревянный брусок, надо овладеть операцией пиления, а для этого многократно выполнить одну и ту же операцию. Только после овладения навыками, когда работа станет удаваться, подросток будет получать удовлетворение от труда, а трудовой процесс будет вызывать положительные эмоции. Без прочных навыков труд превращается в тяжелую и непроизводительную работу. При многократных упражнениях в учебно-производственном труде формируются такие черты характера, как самообладание, находчивость, инициативность, упорство, настойчивость, выносливость, терпение. Коллективная работа над выполнением производственного задания, повседневные общения со сверстниками способствуют развитию правдивости, честности и требовательности к себе. Учащиеся на практике убеждаются в преимуществах коллективного труда, в необходимости крепить дружбу и взаимопомощь в совместной работе.

Опыт лучших учителей трудового обучения свидетельствует о том, что начинать вырабатывать трудовые умения и навыки надо не с голых упражнений, а с изготовления полезных вещей. Подросток, не видящий полезных результатов своего труда, быстро теряет интерес к делу, а специальные занятия по приобретению навыков, если они проводятся продолжительное время, превращаются в голый механический тренаж, который вызывает у подростка скуку и отвращение к труду. Цель труда – изготовление полезной вещи – для школьников должна оставаться главной.

Эффективными и весьма действенными методами воспитания учащихся на уроках трудового обучения являются поощрение и наказание, которые принято называть методами стимулирования. В качестве поощрения учащимся можно поручить изготовить более сложное изделие; привлечь к участию в контроле за качеством выполняемых работ другими учащимися; наградить грамотой, благодарственным письмом.

Хорошие результаты дают конкурсы на лучшее изделие, олимпиады и творческие проекты.1

Очень важная роль в системе трудового воспитания учащихся принадлежит урокам труда в мастерских. На этих уроках учащиеся знакомятся со свойствами многих материалов и технологией их обработки, изготовлением вещей, а в дальнейшем овладевают навыками обращения с основными инструментами и некоторыми станками. Вступая в определенные отношения с товарищами, оперируя различными материалами, инструментами и приспособлениями, решая практические трудовые задачи, подросток накапливает огромный запас новых представлений, видит за словами, названиями и терминами реально существующие процессы, явления, качества, свойства.

В результате многочисленный повторных упражнений в труде знания ребенка постепенно углубляются и делаются более мобильными, он приобретает умения и навыки, развивается его внимание, организованность, вырабатываются настойчивость, ответственность, упорство и выдержка, развивается и укрепляется воля.

На занятиях в школьных мастерских, где преобладает ручной труд, как ни на одном другом уроке, в ходе конкретной деятельности, в процессе конструирования и изготовления предусмотренных программами объектов труда, создаются благоприятные условия для соединения физического и умственного развития учащегося. Уроки труда часто приносят детям чувство глубокого удовлетворения и радости не только от результатов их созидательного труда, но и от напряженной работы их развивающихся мышц. В процессе же труда возникают условия, благоприятные для воспитания школьников в духе коллективизма, сознательной дисциплины, трудолюбия, бережливости. Труд учащихся в одной мастерской, совместное или поочередное использование ими некоторых станков, инструментов, приспособлений, общий режим, коллективная организация труда – все это способствует выработке у школьников согласованных действий, навыков взаимопомощи, пониманию ими трудовых взаимоотношений между людьми. Труд, организованный в коллективных формах, с разделением трудовых функций между различными исполнителями, рождает между ними отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности и взаимного контроля. Взаимопомощь, соревнование, взаимоконтроль, обсуждение и оценка работы отдельных участников, сочувствие, поощрение, порицание, критика и другие проявления коллективистских взаимоотношений в хорошо организованном коллективном труде становятся закономерностью, органически вплетаются в сам процесс труда.

Эффективность процесса воспитания в значительной степени зависит от того, в каких условиях работают подростки, как организован их труд. В учебных мастерских все должно воспитывать, приучать к порядку и красоте. Важным фактором здесь является процесс развития и совершенствования материально-технической базы школьных мастерских, участие самих школьников в создании новых и совершенствовании имеющихся инструментов, приспособлений, различных дидактических материалов. При умелой организации и планировании эта работа помогает учителю воспитывать такие качества школьника, как самостоятельность, творческая смекалка, инициатива. Учащиеся убеждаются в значимости творения своих рук, результаты которого делают их труд и труд товарищей интереснее, содержательнее и плодотворнее. И как бережно они относятся ко всему, сделанному ими самими!

Обучение и воспитание – единый процесс формирования личности человека, который предусматривает целенаправленное, организованное формирование физических и духовных сил человека, его мировоззрения, нравственного облика, эстетических идеалов и вкусов. При производственно – техническом обучении трудовое, умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитания формируют личность, взаимосвязаны между собою и проникают друг в друга. Определяющими положениями, или принципами воспитания, считаются: целенаправленность, целостность и единство воспитательного процесса, опора на коллектив учащихся, сочетание требовательности и уважения к личности, принцип параллельного действия и последовательности воспитания.

Ведущая роль в воспитании учащихся отводится учителю, результаты воспитания зависят от его поведения и требований, применяемых им методов и приемов обучения. Учитель должен быть образцом во всех отношениях. Ему должны быть близки интересы учащихся. Влияние личного примера учителя на воспитание положительных качеств личности школьника огромно. Именно учитель определяет содержание и методы каждого занятия. Он также воспитывает школьников и своим внешним видом, и своим повседневным поведением, и своим моральным обликом. Школьники постоянно наблюдают, как держит себя на занятиях учитель, как относится к своим обязанностям. И если он во всем аккуратен, на его рабочем месте образцовый порядок, если он проводит занятия без нервозности, со знанием дела, то ему легче добиться положительных результатов в создании и поддержании здорового нравственно-психологического климата в классе, в воспитании и обучении школьников. Авторитетом пользуется тот учитель, который вкладывает в обучение и воспитание учащихся душу, отдает этому все свои силы и знания.

Успех формирования качеств личности учащегося во многом зависит от требований учителя к учащимся. Надо так строить учебно-воспитательный процесс, чтобы учащиеся чувствовали, что требования продиктованы потребностями обучения профессии (столяра, слесаря) и они направлены на улучшение учебно-воспитательного процесса. Требования должны быть целесообразными, мотивированными и обоснованными.

Требования учителя надо доводить до сознания учащихся, в противном случае они не достигнут цели. Наряду с учебными производственно-техническими задачами учитель выдвигает перед учащимися такие конкретные нравственные требования, как товарищеская взаимопомощь в овладении профессией, дружба и сплоченность в коллективе, скромность и честность, чуткость и отзывчивость, вежливость и тактичность. Для предъявления и реализации этих требований учитель использует каждый удобный случай в общении с учащимися на уроке производственного обучения и во внеурочное время, применяя при этом самые разнообразные приемы.

Предъявляемые учителем требования должны быть достаточно высокими, чтобы при выполнении их учащиеся испытывали известное напряжение, но в то же время чтобы они были посильными для подростков. В этом случае необходимость выполнять задание переходит в устойчивую привычку.

Наряду с общими требованиями, обязательными для всего класса учитель, учитывая особенности характеров и интересы учащихся, предъявляет индивидуальные требования.

Требования к учащимся будут иметь положительные результаты в том случае, если учитель предъявляет их повседневно и обязательно добивается их выполнения. Если на каком-то этапе обучения или отдельном уроке учитель ослабляет требования, в классе сразу снижается дисциплина, ответственность учащихся при выполнении заданий.

Отрицательно сказываются чрезмерные требования, которые учащиеся не в состоянии полностью выполнить. В этом случае учащиеся бывают неудовлетворенны заданием. Бесчисленные, бессистемные и непоследовательные замечания и требования учителя нервируют учащихся, снижают их работоспособность и внимание, сбивают коллектив с установившегося режима работы и перестают быть серьезным воспитательным фактором. Высокая требовательность к учащимся со стороны учителя неотделима от глубокого уважения к человеческому достоинству подростка. По этому поводу А.С.Макаренко сказал: «Как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему».

Высокая требовательность помогает формированию характера, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, вырабатывает умение преодолевать трудности. Требовательность должна быть разумной, целеустремленной, понятной для учащихся; не должно быть мелкой придирчивости, грубости, оскорбления и унижения личности. Даже наказывая учащихся, учитель должен проявлять педагогический такт. Хорошие результаты дает воспитание, если оно проводится через ученический коллектив, родителей и преподавателей. Большое воздействие на воспитание инициативы, самостоятельности учащихся оказывает метод соревнования, который сближает учащихся, воспитывает коллективизм, товарищество, взаимовыручку, уважительное отношение к труду.

Наибольшее воспитательное значение имеет такая организация трудового обучения, когда практические навыки и умения вырабатываются в процессе изготовления общественно полезных вещей. Материальные результаты труда подростков оказывают очень сильное воспитательное воздействие, в связи с чем сам процесс изготовления полезной вещи, требующей качественной и ответственной работы, должен стать основой воспитательной работы на уроках труда, когда на первый план выдвигаются не только дидактические, но и общественно полезные цели.

Трудовой навык приходит только через многократные упражнения. Так, чтобы отпилить деревянный брусок, надо овладеть операцией пиления, а для этого многократно выполнить одну и ту же операцию. Только после овладения навыками, когда работа станет удаваться, подросток будет получать удовлетворение от труда, а трудовой процесс будет вызывать положительные эмоции. Без прочных навыков труд превращается в тяжелую и непроизводительную работу. При многократных упражнениях в учебно-производственном труде формируются такие черты характера, как самообладание, находчивость, инициативность, упорство, настойчивость, выносливость, терпение. Коллективная работа над выполнением производственного задания, повседневные общения со сверстниками способствуют развитию правдивости, честности и требовательности к себе. Учащиеся на практике убеждаются в преимуществах коллективного труда, в необходимости крепить дружбу и взаимопомощь в совместной работе.

Опыт лучших учителей трудового обучения свидетельствует о том, что начинать вырабатывать трудовые умения и навыки надо не с голых упражнений, а с изготовления полезных вещей. Подросток, не видящий полезных результатов своего труда, быстро теряет интерес к делу, а специальные занятия по приобретению навыков, если они проводятся продолжительное время, превращаются в голый механический тренаж, который вызывает у подростка скуку и отвращение к труду. Цель труда – изготовление полезной вещи – для школьников должна оставаться главной.

Эффективными и весьма действенными методами воспитания учащихся на уроках трудового обучения являются поощрение и наказание, которые принято называть методами стимулирования. В качестве поощрения учащимся можно поручить изготовить более сложное изделие; привлечь к участию в контроле за качеством выполняемых работ другими учащимися; наградить грамотой, благодарственным письмом.

Хорошие результаты дают конкурсы на лучшее изделие, олимпиады и творческие проекты.

17.02.2024 18:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!