СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
О содержании профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида в сельской местности
Концепция модернизации российского образования и условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается детям с нормальным развитием, и тем более сложно идет процесс социализации у детей с недостатками интеллектуального развития. Поэтому школа-интернат должна создать условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей культуры и предоставить возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями.
К созданию системы профессиональной подготовки школа пришла через осознание и анализ противоречий:
1. Между процессом формирования личности на современном этапе и пониженной степенью трудности при обучении учащихся в коррекционной школе VIII вида. Нам представляется, что заниженная степень трудности тормозит процесс формирования личности учащихся.
2. Между существующей системой профессиональной подготовки и материальными возможностями родителей данной категории детей. Приходится учитывать и то, что прием в ПТУ проводится на конкурсной основе, которую не могут выдержать наши выпускники. Следовательно, наиболее благоприятными условиями для профессиональной подготовки детей располагает коррекционное учреждение.
3. Между ограниченными возможностями детей-олигофренов при трудоустройстве в сельской местности и их желаниями при профессиональном самоопределении.
С 1997 по 2000 год наша школа имела статус областной опытно-экспериментальной площадки по теме «Создание системы профессиональной подготовки как средство социальной адаптации учащихся в условиях сельской коррекционной школы-интерната». Эксперимент признан состоявшимся. Образовательное учреждение имеет лицензию на профессиональную подготовку по специальностям: тракторист категории «С», мастер животноводства, плодоовощевод, каменщик 3-го разряда. С 1998 года образовательное учреждение работает по первому варианту учебного плана с 10-летним сроком обучения. Считаем, что создание классов с повышенной профессиональной подготовкой для умственно отсталых детей при образовательном учреждении имеет несколько преимуществ:
а) обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей, что, как правило, неосуществимо в рамках ПТУ;
б) наполняемость классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 12 человек, тогда как в ПТУ норма наполняемости группы — 25 человек;
в) в профтехучилище трудно создать условия, соответствующие возможностям учащихся с отклонениями в развитии.
Давно ушло в прошлое то время, когда выпускник сельской коррекционной
школы устраивал личную жизнь по четко действующей схеме: ПТУ - трудоустройство на базовом предприятии с получением места в общежитии или школа — прямое производство (в сельской местности чаще всего это была ферма). Хотя и тогда часть детей из-за особенностей психофизического развития не могла адаптироваться в обществе. Но данная ситуация в условиях рыночной экономики переросла в социальную драму. Возникла потребность в обновлении содержания профессионально-трудового обучения, в изменении его целей и задач. Основной акцент следует сделать на углубление общетрудовых умений с адресным профориентированием, допрофессиональной и профессиональной подготовкой. В ходе работы над обновлением содержания профессионально-трудового обучения мы получили алгоритм профессиональной подготовки учащихся:
1. Выбор специальности.
2. Обсуждение правильности выбора и утверждение на школьном МППК.
3. Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего максимальному общему развитию учащихся.
4. Тестирование учащихся и проверка уровня сформированности практических умений и навыков.
5. Трудовая практика в коллективах бригад колхозов, совхозе, ТОО и в образовательном учреждении.
6. Сдача экзаменов государственной квалификационной комиссии.
Рассмотрим данный алгоритм.
Выбор специальности.
В этом плане для ребенка в школе создана образовательная среда, оптимально помогающая сделать правильный выбор. Введен сельскохозяйственный профиль труда как наиболее приемлемый для ученика, проживающего в сельской местности с определенным ритмом и жизненным укладом. Изменился взгляд на воспитание: мы имеем собственную воспитательную систему и видим модель выпускника-труженика, семьянина, гражданина, конкурентоспособного на рынке труда, социально активного и законопослушного, знающего и уважающего права и свободы человека, умеющего защищать свои права, осознающего и принимающего ценности человеческого общества, способного участвовать в преобразовании социальной действительности.
В выборе специальности ребенком большую роль играют родители. На родительских собраниях проводится большая разъяснительная работа о преимуществах получения специальности в стенах школы. В марте каждого года проводится День открытых дверей для родителей. В результате проделанной работы ученик принимает решение о выборе специальности.
Обсуждение правильности выбора профессии и утверждение состава профессионального класса на школьном МППК.
На школьном МППК обсуждается правильность выбора учеником профессии. Медицинский работник сообщает о его состоянии здоровья по результатам углубленного медицинского осмотра. Психолог - о способностях и возможностях ребенка, классный руководитель - о желании родителей, ученик высказывает собственное мнение. Результатом этой работы является комплектование профессионального класса.
Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего максимальному общему развитию учащихся.
Без общего развития ребенка не может быть и речи об обновлении содержания профессионально-трудового обучения, так как для решения данной проблемы необходим ряд мер, первоочередной из которых является организация такого обучения, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практической деятельности. Следовательно, трудовую подготовку учащихся необходимо рассматривать как систему учебно-воспитательной работы, направленной на общее развитие учащихся. Структурными составляющими обновления системы служат следующие основные направления педагогической работы:
- изучение индивидуальных особенностей ребенка и выявление его возможностей в трудовом обучении;
- отслеживание и фиксация «прироста» развития ребенка;
- определение эффективности и подбор адекватных состоянию ребенка педагогических технологий.
С этой целью на каждого ребенка имеется карта развития, которая состоит из трех разделов: I - учебная деятельность; II - трудовая деятельность; III - карта воспитанности. В каждом разделе рассматриваются определенные показатели. Так, в первом — это отношение к учебной деятельности и обобщенная оценка итогов. Во втором — участие в ОПТ, бережное отношение к результатам труда, профессиональная направленность. В карте воспитанности отслеживается 14 показателей: отношение к родной природе, гордость за свою страну, забота о своей школе, уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, дисциплинированность, аккуратность, вежливость и культура поведения, социальные пороки, положение в коллективе, состояние «Я-концепции», самостоятельность, правовая культура. У каждого показателя свои критерии. По показателю профессиональной направленности в 2002-2003 учебном году мы получили следующие данные.
Высокий уровень — 25%. То есть 25% учащихся определились в выборе профессии и стремятся получить знания по данной профессии.
Средний уровень — 36%. Это означает, что 36% учащихся определились в выборе профессии, но равнодушны к получению знаний.
Умеренный уровень — 34%. То есть у данных учащихся наблюдается колебание в выборе профессии.
Низкий уровень — 5%. Эти дети пока еще не определились в выборе профессии.
По многим показателям наблюдается положительная динамика. Этому способствует то, что все направление воспитательной системы продуманы и спланированы. Организована работа факультативов: «Этикет», «У порога семейной жизни», «Умеем ли мы общаться», «ОБЖ», «Экономика и труд».
Получение профессионального образования предполагает усвоение учащимися определенного объема знаний, что потребовало внесения изменений в содержание государственных программ по профессионально-трудовой подготовке и составления собственных программ подготовки учащихся сельской коррекционной школы по специальностям: тракторист категории «С», животновод, плодоовощевод, каменщик. Предлагаемые нами программы прорецензированы специалистами ПОИПКРО и апробированы.
Тестирование учащихся и проверка уровня сформированность практических умений и навыков.
Проверка результатов обученности и воспитанности осуществляется на основе собственных разработанных тестов по профессиональной подготовке и по всем направлениям воспитательной системы по итогам каждой четверти по всем классам. Итоги тестирования являются предметом обсуждения на педагогических советах. У выпускников дополнительно проверяется уровень сформированности практических навыков по двум показателям: а) уровень сформированности практических навыков; б) состояние скоростных навыков, обеспечивающих выполнение производственных норм.
Уровень сформированности практических навыков по специализации тракторист категории «С» мы определяем по следующим показателям:
а) навыки контроля;
б) навыки управления;
в) навыки техобслуживания;
г) ремонтные работы;
д) измерительные навыки;
е) навыки счета.
Результаты оказались обнадеживающими: высокий уровень ремонтных навыков, контроля имеют 100% выпускников. Затруднения у учащихся возникают тогда, когда они сталкиваются с проблемами, для решения которых необходимо произвести мыслительные операции, проявить умения интеллектуального порядка.
Анализируя результаты проверки уровня сформированности практических навыков, мы увидели низкий показатель измерительных навыков. Эта проблема стала предметом обсуждения на заседании методического объединения учителей труда. Было принято решение изменить содержание задач на уроках математики, включать задачи, содержание которых предполагает практическое определение выполнения норм, выработок, площади, расхода топлива.
Проверив сформированность практических умений и состояние скоростных навыков по сельскохозяйственному труду (специализация «животноводство»), мы увидели, что учащиеся самостоятельно могут выполнять все работы, производимые на животноводческой ферме. При этом половина ребят имеют высокий темп работы, а другая половина - средний. На выполнение этого же объема работы они затрачивают больше времени и не совсем уверены в своих действиях. Тогда учащегося со средним темпом выполнения практических работ мы включили в группу с высоким темпом. Его результаты заметно улучшились. Это значит, что выпускник коррекционной школы может работать в составе бригады.
До недавнего времени следующей позицией нашего алгоритма являлась трудовая практика в коллективах бригад колхозов и ТОО. Но изменения, происходящие в обществе, заставили нас организовать трудовую практику на базе собственного подсобного хозяйства, которое включает 39 га пашни, 9 коров, 0,6 га огорода. Подсобное хозяйство помогает на практике реализовать изменения, которые внесены в содержание профессионально-трудовой подготовки по разделам «Животноводство» и «Плодоовощеводство». На собственной мини ферме найти ученики знакомятся с болезнями крупного рогатого скота и мерами по их профилактике, способами реализации животноводческой продукции, учатся на практике определять молочность коров, выявлять больных животных. Освоение содержания программы по плодоовощеводству помогает не только обеспечить на 100% потребность школы в картофеле, овощах, но и увереннее чувствовать себя на своем рабочем месте и готовит ребенка с недостатком интеллектуального развития к ведению собственного хозяйства и дальнейшей самостоятельной жизни. Работы, которые проводятся на 17 га пашни, помогают будущим трактористам освоить весь цикл сельскохозяйственных работ от пахоты и боронования до уборки урожая.
Сдача экзаменов государственной квалификационной комиссии.
Для учащихся нашей школы итоговая аттестация проводится в два этапа.
Первый — ученики 9 класса сдают базовый экзамен по сельскохозяйственному труду и получают свидетельства.
Второй - выпускники 10 класса сдают профессиональный экзамен комиссии, в которую входят представители Госсельтехнадзора, Госинспектор, заместитель директора по учебной работе и мастера производственного обучения ПУ № 69. ГТУ № 86 и других предприятий.
Сегодня можно говорить и о результативности нашей работы. Все дети, допущенные к итоговой аттестации в 2001—2003 годах, получили водительское удостоверение тракториста категории «С», квалификации мастер животноводства, плодоовощевод и каменщик III разряда. Ученики регулярно занимают призовые места в районных и областных конкурсах профессионального мастерства. В 2001 - 2002 годах было трудоустроено 92% выпускников.
© 2017, Сокольникова Светлана Ильинична 941