СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам.
(Ф. Нейман)
Понятие «проект» прочно вошло в школьную жизнь, но еще не осмыслено до конца. Однако ясно одно: проект как вид деятельности перспективен, многогранен, эффективен.
Математика - это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Перед учителем математики стоит, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний обучающихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Большой интерес у обучающихся вызывают задачи, посвящённые Великой Отечественной Войне: над проектом «Задачи, посвященные Великой Отечественной Войне», работали обучающиеся 6 класса.(приложение)
Одним из примеров патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности по математике в рамках историко-краеведческого направления является проект «Старинные русские меры длины». Сегодня старинные русские меры – это метафоры, накрепко «вросшие» в язык и потому не исчезнувшие вместе с модернизацией метрической системы. Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, углубить свою патриотическую память. Обучающиеся 7 класса (выполнили проект «Старинные русские меры длины».(приложение)
Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Во время проведения уроков я рассказываю о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблем защиты нашей Родины.
В 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” я предоставила школьникам информацию о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
Так же знакомила с таблицами для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии.
Большое значение в военно-патриотическом воспитании обучающихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Обучающиеся писали рефераты о деятельности Крылова. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике. Говоря о роли математики в развитии техники, необходимо подчеркнуть, что освоение космоса было бы невозможно без сложнейших математических расчетов. Обучающиеся должны хорошо знать, что с именем великого русского ученого К.Э. Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой, - многоступенчатые ракеты, использование жидкого топлива и др.
В последнее время большое внимание уделяют изучению обучающимися элементов теории вероятностей. В связи с этим я говорила о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. В этом году обучающиеся 9класса (три человека) работали над проектом, посвященном 115-летию со дня рождения Н.А.Колмогорова(приложение).
Еще один из проектов, общешкольных - неделя математики «Все знания – победе!». Школа малокомплектная, поэтому участие приняли все обучающиеся. Цель проекта: определить вклад ученых в победу русского народа в Великой Отечественной войне; способствовать воспитанию чувства гордости за страну, ее героев. Задачи: 1) изучить литературу с целью получения информации об ученых, способствовавших приближению победы русского народа в ВОВ; 2) изучить их биографию; 3) раскрыть роль научных изобретений и открытий в создании превосходства нашей страны над противником; 4) создать презентацию «Все знания – победе!» (работали над таким проектом в течение четверти),было собрано очень много материала и использовано при проведении итогового мероприятия.
В качестве защиты проекта проводилась игра по станциям предметного содержания («Математический фронт», «Биология в огненные годы войны», «Физика для фронта», «Химия во имя Победы»). Самый интересный материал об ученых был оформлен в виде газет и размещен в кабинетах математики и физики.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Остановлюсь на возможности использования краеведческого материала на уроках математики.
Перед праздником Победы надо стараться настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. В послевоенное время в нашей стране шло восстановление народного хозяйства. Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать эти далекие годы? Нужно и необходимо!
На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. На данный момент обучающиеся 8 класса работают над проектом, «Сычевский район в годы Великой Отечественной войны и в мирное время языком цифр».
В преддверии празднования Дня Победы, подбирая учебный материал и используя задачи с военным содержанием, я как бы подвела ребят к тому, что они предложили сами поработать над таким проектом. Первый этап работы над этим проектом они уже выполнили: поставили цель, задачи, составили план, распределили роли. Один из важных вопросов проекта - это осуществить поход,(родители некоторых детей тоже хотят принять участие) присоединиться к Вахте памяти, которая сейчас проходит в Сычевском районе, в свои выходные с 28апреля по2 мая в районе д.Хлепень. Там проходили ожесточенные бои, танковое сражение, находится братское захоронение (более 6 тыс, в д.Аристово). Вопросов связанных с математикой очень много: рассчитать сколько понадобится средств, питание, современные дети очень плохо сопоставляют вес и объем, (поэтому решая задачи, сколько хлеба выдавали в блокадном Ленинграде в граммах, они не представляют себе сколько это на самом деле и как это выглядит в реальности), масштаб и расстояние, стоимость и цена, и сколько это будет в наличии и т.д., ну и это ещё и тяжелая рутинная работа, и самое главное духовное и эмоциональное состояние. Ну а дальше работа по плану проекта. Это и встречи со свидетелями военных событий, работа с литературой, архивами, в интернете, оформление материалов, работа над презентацией, защита. Проект долгосрочный.
Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Обучающиеся должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. Большое воспитательное значение имеют: выпуск стенгазет, посвященных великим ученым-математикам, к установленным в стране праздникам военных профессий (День Защитников Отечества, День танкиста, День Воздушного флота и другие), встречи с представителями этих профессий. Такой подход поможет обучающимся познакомиться со многими военными профессиями и будет служить профориентационным целям.
Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
За девять или одиннадцать лет обучения в школе ребенок приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ обучающихся. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика - это лишь малая доля в океане патриотизма.
© 2018, Ковалева Татьяна Александровна 665