СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание школьников посредством организации проектной работы по математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам.

(Ф. Нейман)

Понятие «проект» прочно вошло в школьную жизнь, но еще не осмыслено до конца. Однако ясно одно: проект как вид деятельности перспективен, многогранен, эффективен.

Математика - это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Перед учителем математики стоит, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

  1. через содержание образования;
  2. через методы и формы обучения;
  3. через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
  4. через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний обучающихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Большой интерес у обучающихся вызывают задачи, посвящённые Великой Отечественной Войне: над проектом «Задачи, посвященные Великой Отечественной Войне», работали обучающиеся 6 класса.(приложение)

Одним из примеров патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности по математике в рамках историко-краеведческого направления является проект «Старинные русские меры длины». Сегодня старинные русские меры – это метафоры, накрепко «вросшие» в язык и потому не исчезнувшие вместе с модернизацией метрической системы. Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, углубить свою патриотическую память. Обучающиеся 7 класса (выполнили проект «Старинные русские меры длины».(приложение)

Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Во время проведения уроков я рассказываю о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблем защиты нашей Родины.

В 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” я предоставила школьникам информацию о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Так же знакомила с таблицами для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии.

Большое значение в военно-патриотическом воспитании обучающихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Обучающиеся писали рефераты о деятельности Крылова. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике. Говоря о роли математики в развитии техники, необходимо подчеркнуть, что освоение космоса было бы невозможно без сложнейших математических расчетов. Обучающиеся должны хорошо знать, что с именем великого русского ученого К.Э. Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой, - многоступенчатые ракеты, использование жидкого топлива и др.

В последнее время большое внимание уделяют изучению обучающимися элементов теории вероятностей. В связи с этим я говорила о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. В этом году обучающиеся 9класса (три человека) работали над проектом, посвященном 115-летию со дня рождения Н.А.Колмогорова(приложение).

Еще один из проектов, общешкольных - неделя математики «Все знания – победе!». Школа малокомплектная, поэтому участие приняли все обучающиеся. Цель проекта: определить вклад ученых в победу русского народа в Великой Отечественной войне; способствовать воспитанию чувства гордости за страну, ее героев. Задачи: 1) изучить литературу с целью получения информации об ученых, способствовавших приближению победы русского народа в ВОВ; 2) изучить их биографию; 3) раскрыть роль научных изобретений и открытий в создании превосходства нашей страны над противником; 4) создать презентацию «Все знания – победе!» (работали над таким проектом в течение четверти),было собрано очень много материала и использовано при проведении итогового мероприятия.

В качестве защиты проекта проводилась игра по станциям предметного содержания («Математический фронт», «Биология в огненные годы войны», «Физика для фронта», «Химия во имя Победы»). Самый интересный материал об ученых был оформлен в виде газет и размещен в кабинетах математики и физики.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Остановлюсь на возможности использования краеведческого материала на уроках математики.

Перед праздником Победы надо стараться настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. В послевоенное время в нашей стране шло восстановление народного хозяйства. Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать эти далекие годы? Нужно и необходимо!

На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. На данный момент обучающиеся 8 класса работают над проектом, «Сычевский район в годы Великой Отечественной вой­ны и в мирное время языком цифр».

В преддверии празднования Дня Победы, подбирая учебный материал и используя задачи с военным содержанием, я как бы подвела ребят к тому, что они предложили сами поработать над таким проектом. Первый этап работы над этим проектом они уже выполнили: поставили цель, задачи, составили план, распределили роли. Один из важных вопросов проекта - это осуществить поход,(родители некоторых детей тоже хотят принять участие) присоединиться к Вахте памяти, которая сейчас проходит в Сычевском районе, в свои выходные с 28апреля по2 мая в районе д.Хлепень. Там проходили ожесточенные бои, танковое сражение, находится братское захоронение (более 6 тыс, в д.Аристово). Вопросов связанных с математикой очень много: рассчитать сколько понадобится средств, питание, современные дети очень плохо сопоставляют вес и объем, (поэтому решая задачи, сколько хлеба выдавали в блокадном Ленинграде в граммах, они не представляют себе сколько это на самом деле и как это выглядит в реальности), масштаб и расстояние, стоимость и цена, и сколько это будет в наличии и т.д., ну и это ещё и тяжелая рутинная работа, и самое главное духовное и эмоциональное состояние. Ну а дальше работа по плану проекта. Это и встречи со свидетелями военных событий, работа с литературой, архивами, в интернете, оформление материалов, работа над презентацией, защита. Проект долгосрочный.

Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Обучающиеся должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. Большое воспитательное значение имеют: выпуск стенгазет, посвященных великим ученым-математикам, к установленным в стране праздникам военных профессий (День Защитников Отечества, День танкиста, День Воздушного флота и другие), встречи с представителями этих профессий. Такой подход поможет обучающимся познакомиться со многими военными профессиями и будет служить профориентационным целям.

Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

За девять или одиннадцать лет обучения в школе ребенок приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ обучающихся. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика - это лишь малая доля в океане патриотизма.

Категория: Математика
26.08.2018 10:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!