СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие + презентация к уроку по теме «Математика рядом» (5 класс, математики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок с применением информационно коммуникативных технологий проводится после изучений темы «Натуральные числа» в виде «Устного журнала», каждая страничка которого содержит иллюстрированную информацию, изобретательские и исследовательские задачи от представителей различных профессий, ненавязчиво убеждает учащихся в необходимости изучения математики и создает платформу для использования проектного метода обучения, применяемого в дальнейшей работе.

Методы и приёмы обучения: эвристический, проблемный, практический, объяснительно – иллюстративный.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук.

Цели урока:

Задачи:

образовательные: продолжить формирование умения нестандартно мыслить, находить интересные решения задач, осознание необходимости математики в жизни человека. Установить степень овладения и умение применять законы сложения, вычитания и умножения при выполнении самостоятельной работы. Ознакомить с оригинальными способами решения задач повышенной сложности;

развивающие: в целях развития мышления учащихся научить выделять главное, сравнивать, находить общее, пользоваться законами математики. Развитие речи, самостоятельности, аккуратности, наблюдательности, вдумчивости и критическое отношение к тому, что изучается, умение преодолевать трудности в учении, закалять волю. Прививать навыки правильного мышления, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;

воспитательные: в целях решения задач нравственного воспитания, зачитать в ходе урока стихотворение С.Маршака «Математика», познакомить с великими математиками и людьми, стоящими у истоков возникновения знаков математических действий, что содействует воспитанию патриотизма и интернационализма. В целях решения задач эстетического воспитания обеспечить красочное и наглядное оформление «Устного журнала», воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.

Планируемые результаты:

предметные: сформировать умение складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

метапредметные:

- регулятивные:

  • самостоятельно составлять план решения проблемы (задачи);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- коммуникативные:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывая свою точку зрения и пытаясь ее обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи;
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

- познавательные:

  • анализировать (выделять главное),
  • обобщать (делать выводы),
  • понимать информацию;

- личностные:

  • самоопределение,
  • осознание ответственности за общее дело.

личностные:

  • проявлять познавательный интерес к предмету,
  • давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности,
  • грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Тип урока: урок-соревнование творческого применения знаний.

Оборудование: презентация Power Point к данному уроку, лучшие сочинения учащихся на тему: «Может ли современный человек обойтись без математики?», счетные палочки (вместо спичек), жетоны.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Мы проведем урок-соревнование в виде «Устного журнала». Класс разбит на три команды. Путешествуя по страницам нашего журнала, мы попытаемся ответить на вопрос: «Может ли современный человек обойтись без математики?» Окунемся в историю возникновения математических знаков действия. Решим простыми способами, на первый взгляд, сложную задачу и задачи предложенные нам людьми разных профессий. За каждую правильно решенную задачу команда получает жетон. Побеждает команда собравшая больше всего жетонов(Слайд №1).

Литературная страничка. (Слайд №2)

Не так давно вы получили задание написать сочинение на тему: «Может ли современный человек обойтись без математики?» Я бы хотела, чтобы вы прослушали одно наиболее удачное сочинение (каждая команда зачитывается сочинение) (Слайд №3). Жюри подводит итоги.

Да, с математикой любая работа спорится и об этом написал

С.Маршак в стихотворении «Гимн математике» (зачитывается стихотворение). (Слайды №№4- 6)

Историческая страничка. (Слайд №7)

Без математики невозможно стать хорошим специалистом, а математика невозможна без математических действий. Какие матема­тические действия вы знаете? (записать обозначения). А всегда ли их обозначали именно так? Об этом расскажет историческая страничка нашего журнала и я даю слово командам. (Слайд № 8)

1 команда. Современные знаки «+» и « - » стали общеизвестными, начиная с ХVII века. Впервые эти знаки появились в работе немецкого профессора Видмана Йогана. Считается, что знаки «+» и « - » возникли из торговой практики. Знак « - » для обозначения недостачи, убытка, а знак «+» для обозначения прибыли.

2 команда. О происхождении знака «+» существует и другое объяснение,Вместо (а + в) писали по латыни «а еt в». Слово «еt» приходилось писать очень часто, и его стали сокращать, сначала писали t. которая затем выродилась в знак «+».

Знак равенства ввел в 1557г. английский врач Роберт Рекорд. Этот знак высечен на могильном камне Рекорда.

3 команда. В 1631 г. английский математик Оутред для обозначения действия умножения ввел косой крестик «х». Знак умножения «•» точку предложил немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. В ХVIII в. Этот знак стал общепринятым.

В разные времена действие деление записывали по-разному. Долгое Время вместо знака деления записывали скобочки. Арабы, а позднее и европейцы для обозначения деления писали горизонтальную черточку. Фламандский математик Симон Стевин как знак деления употреблял букву Р. Две точки, как знак деления предложил Готфрид Вильгельм Лейбниц в 1684 г. Изобретение математических знаков способствовало дальнейшему развитию науки.

Жюри подводит итоги.

«Ситуации в жизни такие. либо сложные, либо простые »(Слайд №9)

Именно так называется следующая страничка нашего «Устного журнала». Эта страница предлагает командам решить такую задачу: Найти сумму натураль­ных чисел от 1 до 100. Кажется, что она легко не решается. Но на самом деле решение простое и способ решения не один, а два. (Слайд № 10).

Интересный факт из истории. II способом решил эту задачу в 10-летнем возрасте Карл Гаусс - будущий немецкий король математики. (Слайд №11).

В гостях у цирка. (Слайд № 12)

А журнал приглашает нас в цирк. Не менее интересную задачу- фокус нам предлагает факир (Ф.И. ученика) (Слайд № 13).

Задача: Поднять одной спичкой данную конструкцию, (см. слайд)

Жюри подводит итоги.

Задача от акробата(Слайд №14)

Цирк нас не отпускает и акробат предлагает нам решить следующую задачу: «Акробат и собачонка весят два пустых бочонка, шустрый пес без акробата, весит два мотка шпагата, а с одним мотком ягненок весит, видите - бочонок. Сколько весит акробат в пересчете на ягнят?» Жюри подводит итоги.

Задачи от клоуна (Слайд №15)

  1. Когда небо бывает ниже земли?
  2. Что находится между рекой и берегом?
  3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя ребятами, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
  4. Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей?
  5. На что похожа половина яблока?
  6. Какой красный мяч в Черном море?
  7. В комнате горело семь свечей. Проходил мимо человек погасил две свечи. Сколько свечей осталось?

Жюри подводит итоги.

Звуковой ребус от оркестра (Слайд №16)

Какое слово закодировали музыканты?

Не обладая логическим мышлением и умением нестандартно подходить к решению проблемы, могли ли музыканты составить такой ребус? А что лучше всего развивает логическое мышление и учит нас быть наблюдательными? (дети отвечают: математика).

Жюри подводит итоги.

В гостях у биологов. (Слайд №17)

Журнал приглашает нас к биологам, которые предлагаю! такие задачи:

  1. Летели голуби и сели на дубки: если сядут по одному на дубки, то одного дубка не хватит, а если сядут по двое - один дубок свободный. Сколько было голубей и сколько дубков?
  2. У Володи 5 братьев. Каждый брат имеет сестру. Сколько у него всего братьев и сестер?
  3. Какое число нужно умножить само на себя, чтобы оно увеличилось в 4 раза?

Жюри подводит итоги.

В швейной мастерской (Слайд №18)

В мастерской по пошиву верхней одежды портные задали нам следующую задачу: От рулона ткани, в которой было 80 метров, ежедневно отрезали по 10 метров. Через сколько дней отрезали последний кусок ткани?

Жюри подводит итоги.

Метеорологи (Слайд № 19)

У нас просят помощи российские метеорологи, которым нужно уточнить график работы самолетов.

  1. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
  2. Если в 12 часов дня идет дождь, можно ли надеяться, что через 36 часов будет солнечная погода?

Жюри подводит итоги.

Задача от бабушки (Слайд№20).

После долгого путешествия мы возвратились домой, А там бабушка испекла пирог. Бабушка у нас не простая, а с выдумкой. Разделите бабушкин пирог на 4 части так, чтобы на каждом куске оказались клубничка и два грибочка и чтобы кусочки были одинаковой формы.

Жюри подводит итоги.

Итог урока.

Вы сегодня были очень организованны и активны. Ответьте же мне:

  1. Без изучения какой науки не может обойтись современный человек?
  2. Чему равна сумма натуральных чисел от 1 до 100?
  3. Что еще нового вы узнали сегодня на уроке?
  4. Зачем нам нужен этот урок?

Награждение команд.

А теперь открывается возможность получить 5 баллов всем. Но смотри не ошибись, так и называется последняя страничка нашего журнала.

Смотри не ошибись (Слайд № 21).

Дети пишут математический диктант под кальку. После чего самостоятельно проверяют диктант и выставляют себе оценку, сдав первый экземпляр учителю. Ответы на слайде № 22.

1 вариант 2 вариант

  1. 147+79-47
  2. 93─39 ─ 31
  3. 414 ─ (98+114)
  4. (243+589) ─ 489
  5. 38 ∙ 4 ∙ 25
  6. 125 ∙ 79 ∙ 8
  7. 125 ∙ 16 ∙ 40
  8. 50 ∙ 13 ∙ 6
  9. 59 ∙ 47 – 49 ∙ 47
  10. 4 (7 ─ у)
  11. 4³ ─ 7²
  1. 239 + 89 – 39
  2. 109 – 42 – 38
  3. 716 –(87 +216)
  4. (327 + 745) – 645
  5. 49 ∙ 4 ∙ 25
  6. 125 ∙ 63 ∙ 8
  7. 125 ∙ 70 ∙ 16
  8. 50 ∙ 12 ∙ 4
  9. 68 ∙ 59 + 32 ∙ 59
  10. 5 (10 ─ а)
  11. 5³ ─ 6²

Домашнее задание.

Оставить математический кроссворд, ребус, веселую задачу или стихотворение о математике.

Литература

  1. Карты-программы для настольной электронной игры экзаменатора «Эрудит» по математике для детей 7-12 лет.
  2. Кордемский Б.А., Ахадов A.A. - Удивительный мир чисел. М., 1986.
  3. Нагибин Ф. Ф„ Канин Е.С. Математическая шкатулка. N4., 1984.

Категория: Математика
12.02.2018 20:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!