СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение ФГОС на уроках физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентируется на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

С 1 сентября 2012 года МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония» присвоен статус «Областной экспериментальной площадки» по проведению опытно - экспериментальной работы по теме: «Введение ФГОС основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях Великого Новгорода». Целью ОЭР является определение оптимальных условий и эффективных способов введения ФГОС ООО и перехода МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония» на новые образовательные программы в соответствие с его требованиями.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, используя современные технологии и методики:

  • системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Р.Мудрик, П.Я.Гальперин, А.Г.Асмолов и др.);
  • дифференцированный подход (И.Э.Унт, А.Белкин, В.В.Гузеев и др);
  • личностно-развивающего обучения (теория Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова);
  • с технологией личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской;
  • с теорией развивающего обучения ( Л.С.Выготского, Д.В.Занкова и др.);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ.

Реализация цели решает непростую задачу – развить и сформировать мобильную, самореализующуюся личность, способную к обучению на протяжении всей жизни. Данная задача актуальна, так как новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, при котором ученик становится субъектом в учебной и внеурочной деятельности.

В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего обучения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  • изменение позиции учащегося: превращение в субъекта деятельности.

Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Логика развития универсальных учебных действий (УУД), помогающая обучающемуся почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УУД, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Используя дифференцированный подход, я учитываю индивидуальные возможности и особенности каждого обучающегося. Для этого мною создан банк данных о физическом состоянии каждого ученика, в котором я фиксирую уровень усвоения учащимися учебных заданий. На уроках я уделяю внимание формированию регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимы обучающимся для осуществления самоконтроля своих действий и умений самостоятельно вносить изменения в свою работу. Осуществить эту задачу мне помогает использование уровневой дифференциации по группам:

- по медицинским группам;

- по половому отличию;

- по физическому развитию;

- по психическим качествам.

Все мои обучающиеся, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три медицинские группы (по данным медицинского обследования детской поликлиники):

- основную (практически здоровые дети);

- подготовительную (дети с незначительными отклонениями в здоровье);

- специальную (обучающиеся с серьезными заболеваниями или серьезными отклонениями в здоровье).

С обучающимися, отнесенными к основной и подготовительной группе, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, при изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, я снижаю требования к таким обучающимся (уменьшаю количество упражнений, объем выполнения упражнений).

Обучающиеся этой категории дети в свою очередь делятся на группы по половому отличию – девочкам и мальчикам, в силу их разных физиологических возможностей, особенностей, мною дается разная нагрузка (девочкам – меньшая); а так же при изучении разных разделов учебной программы. По результатам стартовой диагностики мной были разработаны и используются дифференцированные упражнения по разделу «Гимнастика» для 5-х классов, включающие четыре вида гимнастических упражнений: для мальчиков – на параллельных брусьях, на перекладине, опорный прыжок, акробатические упражнения; для девочек – упражнения на бревне в равновесии, опорный прыжок, упражнения на разновысоких брусьях, акробатические упражнения.

Раздаточный материал с различными упражнениями с набивным мячом для развития силовых качеств разработан и для мальчиков и для девочек. При изучении раздела «Спортивные игры» команды мальчиков и девочек играют отдельно, так как мальчики в игровых видах спорта наиболее подготовлены. Они более подвижны, координированы, испытывают больший интерес к данному разделу программы, чем девочки. Если по желанию класса в играх формируются смешанные команды, то для мальчиков правила игр усложняются. Девочкам легче даются и они с удовольствием выполняют любые акробатические, гимнастические упражнения, прыжки со скакалкой, а мальчикам данный раздел программы не очень интересен, так как эти упражнения не отличаются большой динамичностью, скоростью выполнения. Большинство мальчиков испытывают трудности при выполнении прыжков со скакалкой. Специально для таких обучающихся, которым трудно дается это упражнение, я разработала и использую на уроках дидактические материалы, которые помогут им быстро научиться этому упражнению.

Для развития основных групп мышц мною разработаны упражнения и комплексы упражнений с использованием гимнастической скамейки. Из большого количества мною предложенных заданий обучающиеся сами выбирают те упражнения, которые считают для себя наиболее нужными и полезными. Юноши акцентируют свое внимание на упражнения для развития силовых качеств (мышц рук, ног, брюшного пресса, спины), а девушки, в основном, выбирают упражнения для развития мышц брюшного пресса, ягодичных мышц.

Помимо деления обучающихся по медицинским группам, по половому отличию, разделяю обучающихся на группы по физическому развитию (физической подготовленности), который заключается в том, что детям с разным уровнем здоровья, физической подготовленности даются разные задания: сильным – более сложные (в техническом плане), с большим объемом заданий, серией упражнений, с большей нагрузкой, меньшим интервалом отдыха между сериями упражнений, с большими весами при выполнении силовых упражнений.

Обучающимся со средним уровнем физической подготовленности снижаю уровень физической нагрузки, учитывая их способности и подготовку. Обучающимся, даже имеющим основную и подготовительную медицинские группы, но обладающим ослабленным здоровьем и уровнем физической подготовленности ниже среднего я даю щадящую нагрузку, чтобы у детей не случилось переутомления или травмы. Совместно с такими учащимися мы разрабатываем раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц» и т.д.)

Кроме того, учитываю свойства характера ребенка: например, одни обучающиеся не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей; у других наоборот, опускаются руки, если их вовремя не поддержать, не подсказать выхода из затруднения; иных надо подводить к освоению упражнения так, чтобы они постепенно преодолевали встречающиеся трудности, и они не были бы для них чрезмерными. Применяю дифференцированный подход не только при организации учебного процесса, но и при оценивании индивидуальных результатов обучающихся, учитываю прогресс каждого ребенка в собственном физическом развитии.

Работая в системе развивающего обучения в классах, занимающихся по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, обучающиеся являются субъектом образовательного процесса. На уроке я формирую у обучающихся умение анализировать свою деятельность и корректировать ее. Работу организую в малых группах, в которых самостоятельно обучающиеся анализируют материал предыдущих занятий, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д.

Для организации самостоятельной деятельности обучающихся мной разработаны методические рекомендации как правильно организовать самостоятельные занятия, какие правила необходимо соблюдать, как контролировать свое физическое состояние, нагрузку, самочувствие, деятельность систем организма.

Система работы по использованию личностно- ориентированного подхода на уроках физкультуры состоит в комбинировании элементов личностно- ориентированных и здоровьесберегающих технологий, создании системы использования всех сторон методики урока: организации урока; подбора средств; использования методов обучения и методов физического воспитания. В своей педагогической деятельности я не только формирую жизненно важные двигательные умения и навыки, но и воспитываю потребность в самоорганизации и умении самостоятельно выполнять физические упражнения. Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

В рамках реализации ИКТ, на уроках при освоении теоретического материала, ознакомлением с новыми темами и разделами учебной программы использую CD-диски с фильмами о знаменитых спортсменах и тренерах, фрагментами выступлений выдающихся спортсменов на Чемпионатах мира, Олимпийских играх с целью знания истории советского и российского спорта, имен знаменитых спортсменов, так как многим обучающимся это поможет добиться успеха в своей спортивной деятельности. Просмотр таких фильмов не только обеспечивает обучающихся новыми знаниями, интересными сведениями о спорте и спортсменах, особенностях подготовки к важным соревнованиям, но и воспитывает в детях чувство патриотизма, гордости за свою страну. ческие см. ться этому упражнению (ческие материалы,нении прыжков со скакалкой.Специально для обучающихся, которым трудно дается

В работе с детьми, имеющими такие распространенные заболевания как плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки также использую CD-диски с выступлениями врачей-специалистов, рассказывающих о причинах возникновения болезней, способах лечения (комплексы упражнений, лечебный массаж) и профилактики заболеваний.

С целью развития творческого потенциала детей, я даю задания – создать презентацию, видеоролик о спорте, о здоровом образе жизни и др. Дети с удовольствием используют информационные технологии – снимают репортажи, фильмы о спортивной жизни класса, об участии одноклассников в спортивно-массовых мероприятиях, об участии школьных команд в городских соревнованиях, берут интервью у учащихся.

В результате использования данных технологий и методик в обучении повышаются:

  • положительная мотивация к урокам физической культуры;
  • результативность учебного процесса;
  • творческая активность обучающихся на уроках;
  • интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Эффективность применения данных технологий и методик, эффективность совместной деятельности (моей и моих обучающихся) подтверждается высокими показателями качества обученности и позитивной динамикой. Среди обучающихся основной и подготовительной группы нет неуспевающих по предмету, результатами выпускных экзаменов, а так же данными психолого – педагогической диагностики (используя работы Фридмана Л.М.). При применении методов диагностики предпочтение отдаю как неэкспериментальным методам (анкетирование, наблюдение, беседа), так и диагностическим (тестирование, составление индивидуальных карт). Результаты анкетирования показывают высокий уровень удовлетворенности обучающихся и родителей совместной деятельностью педагога и обучающихся. Большинство школьников отмечают, что занятия физкультурой и спортом помогают укреплять здоровье, а знания и умения, полученные на уроках и во внеурочное время, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Данные психолого – педагогического наблюдения свидетельствуют о сохранении устойчивой динамики результатов тестирования, высокого уровня развития мотивации к занятиям физической культурой и значительного уровня компетенции самоорганизации обучающихся.

Организация учебного процесса и внедрения современных систем физического воспитания способствует положительной динамике уровня сформированности разносторонне физически развитой личности, что соответствует поставленной цели - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Категория: Физкультура
26.01.2017 18:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!