СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Визуальные опоры как средство формирования коммуникативных умений монологического высказывания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время появляется все больше и больше желающих знать английский язык, и это не случайно. Изучение любого иностранного языка раскрывает перед нами новые возможности, делает богаче наш духовный мир.

Как известно, говорение как устно речевое общение имеет монологическую и диалогическую формы. На наш взгляд, обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных в методике обучения иностранному языку. Изучением данного аспекта занимались такие известные методисты как Е.И. Пассов, Е.И. Соловова, Г.В. Рогова, и другие.

Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

При обучении иноязычному монологическому высказыванию большое значение имеет наглядность, которая является не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи.

Применение наглядных методов обучения обусловлено дидактическим принципом наглядности, который обосновал в «Великой дидактике» Я.А. Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило дидактики»: «…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [9, с. 138].

Одной из разновидностей наглядности является опора. Известные методисты Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина утверждают, что обучение говорения в монологической форме должно протекать с помощью опор, которые могут быть связанны как с содержанием, так и с формой изложения, а так же и с тем и с другим.

Целью нашей работы является изучение особенностей использования зрительных опор при обучении иноязычному монологическому высказыванию.

Основное внимание в нашей работе сосредоточенно на решении следующих задач:

  1. Рассмотреть процесс обучения монологическому высказыванию как неотъемлемой части речевой коммуникативной компетенции;
  2. Раскрыть содержание понятия «зрительная опора» как одного из важных средств при обучении иноязычному монологическому высказыванию;
  3. Изучить классификации зрительных опор.

Объект исследования - процесс обучения иностранному языку на средней ступени обучения.

Предмет исследования – формирование навыков монологической речи посредством применения опор.

Методы исследования – изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ передового педагогического опыта.

В своей работе мы будем изучать особенности применения зрительных опор на примере одного из видов таких опор, а именно, «идейных сеток».

Метод Mind-Map («карта памяти»), разработанный Т. Бузан (3), является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Тема должна находиться непосредственно в центре листа бумаги и оказываться в любой момент в центре зрения. Таким образом, мы рассматриваем картину или ориентируемся в незнакомой местности, исходя из центра, осматриваясь во всех направлениях.

В ходе практического исследования нами был проанализирован УМК М.З.Биболетовой, Н.Н. Трубаневой «Enjoy English-7», на основе которого мы сделаем попытку предложить свои разработки тематических «идейных сеток».

Изучим данный УМК. В его состав входят: учебник, книга для учителя, книга для чтения, рабочая тетрадь, звуковое пособие.

По нашему мнению, данный УМК содержит недостаточное количество визуальных опор, способствующих развитию умений монологической речи. Поэтому мы сочли возможным предоставить разработанные нами тематически обусловленные «идейные сетки».

В данном УМК есть тема спорт, в которой как нам показалось не достаточно визуальных опор, поэтому мы решили предложить разработанную нами идейную сетку, которой и будет являться опор при монологическом высказывании.

Применять идейные сетки можно так же при изучении лексики, такой как фразовые глаголы, которые усваиваются с трудом.

Таким образом, мы пришли к выводу, что целенаправленная и систематическая работа по формированию умений монологической речи посредством «идейных сеток» способствует развитию умений правильно выражать свои мысли на иностранном языке. Более того, применение такого вида опор привносят необходимую индивидуализацию в учебный процесс, создает безграничное пространство для реализации своих творческих способностей.

Благодаря представившейся нам возможности во время прохождения преддипломной практики в МОУ №51, мы сумели провести диагностику по изучаемой теме (анкетирование, анализ полученных данных, шкалирование) и еще раз убедились в правильности выдвигаемой нами гипотезы: использование зрительных опор («идейных сеток») на уроке английского языка способствует эффективному обучению иноязычному монологическому высказыванию, а так же благоприятствует развитию творческих способностей учащихся. Очень важно правильно организовать работу с визуальными опорами, ведь адекватность их использования целям и задачам урока имеет существенное влияние на результат.

Таким образом, визуальные опоры будут незаменимыми помощниками при обучении монологическому высказыванию, так как именно они позволяют программировать речевой замысел, общее направление, а так же предметное содержание и план высказывания. Они способствуют логичному построению высказывания, обеспечивают его качественную и количественную полноту.

04.01.2016 22:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!