Не секрет, что многие родители представляют себе подготовку ребенка к ежедневному умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счете.
Готовить ребенка к школе – значит сформировать качественные мыслительные способности, психологическую готовность к обучению (интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям).
Главное – научить ребенка получать удовольствие от занятий и тех открытий, которые, преодолевая трудности, сделает сам ребенок.
Не торопитесь раньше времени «втискивать» в ребенка школьную премудрость. Для него важно стать сообразительным, раскрепощенным, активным. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитые внимание, память, мышление, речь – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Не забывайте хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трех случаях:
- Когда дошкольник не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
- Когда дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
- Когда, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи ребенка в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Поэтому необходимо вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем!»
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:
- Восприятие (цвета, величины, пространства, звуков и т.д.).
- Внимание (объем внимания для детей младшего школьного возраста – 3-4 фигуры, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут, т.е. в течение 5-7 минут будущий ученик должен заниматься каким-нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только произвольное внимание, т.е. если интересно- ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать.
- Память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. запомнить материал путем многократного повторения; научите ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью образов, о которых идет речь; группировки материала по смысловым частям; выделения главных и второстепенных деталей и т.д.).
- Мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг; ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов и фантазий).
- Запас собственно знаний (прежде всего знаний из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из взрослых книг и учебников. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов. Главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений).
В понятие готовности к школьному обучению входит развитие мелкой моторики и крупной моторики.
- Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
- Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие. Ребенок должен уметь видеть строку, «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок.
ПОМНИТЕ! Никакого насилия!Все упражнения должны лишь немного приносить усталость (каждый день Вы будете видеть продвижение). Самая оптимальная для ребенка форма занятий – ИГРА!