СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе

Повторение по теме:

«Имя существительное»

Цель:

Повторить изученный материал по теме: «Имя существительное»

  •  
  1. Закрепить известные учащимся знания об имени существительном из курса начальной школы и  новые понятия о части речи. Формировать умения: 1) различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; 2)разграничивать имена собственные и нарицательные, умение правильно писать их; 3) определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

 Проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е-и в окончаниях существительных.

  1. Развивать умение применять знания на практике, умение слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
  2. Воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в коллективе.

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Словарный диктант

Фарфор, хлопок, необъятный, республика, офицеры, апельсин, небольшой, сжать, безвкусный, сгиб, шоколад, богатый, мандарин, здоровье.

 

 

 

  1. Ход урока:

Сегодня, ребята, к нам на урок пришел гость из сказки «Золотой ключик», его зовут Буратино. Он решил посмотреть, как мы учимся. Буратино  решил узнать, какую часть речи мы изучаем.(слайд №2)

- Какую же часть речи изучаем?

- Назовите из слов словарного диктанта имена существительные.

-Что мы называем именем существительным?

(Слайд№3, слайд№4)

Для начала вспомните всё, что узнали об этой замечательной части речи. А Буратино со своими друзьями приготовил для вас несколько заданий!!! (Слайд №5)

Цель урока:

Повторить изученный материал по теме: «Имя существительное»

 

Задание №1 (слайд№7)

Найти существительные и обозначить над ними падеж

Опушка

Есть какая – то сила, влекущая и человека, и зверя к лесным опушкам. Идешь полем- глаз дразнит неровная синяя линия леса.. Подходишь ближе -  тянет идти вдоль опущенной кустами стены деревьев. И в траве у опушки обязательно обнаружишь торную тропинку -  не ты первый заворожен границей леса и поля, многих опушка вела куда – то извилистым краем.

Задание №2 (Слайд№8)

Обозначить существительные одушевленные и неодушевленные

Какие св…тлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко зам…чаешь след санной дорог… Далеко уходит у…кая тропинка. С неба струит..ся белесоватый свет луны. Искрит..ся белая п…роша, и на ее с…неющей снежной б…лизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев. Вся снежная р…внина и л…сные п…ляны светятся, как один огромный, бе…звучный з…ркальный зал. Очаровательны эти ночи!

Задание №3 (Слайд №9)

Обозначьте имена существительные собственные и нарицательные

Когда приходит Новый год

Много разных народов живет на нашей земле, и у всех свой новогодний волшебник. Когда в Россию шагает из Америки в семимильных валенках Дед Мороз, в Америку из северной Лапландии спешит Санта Клаус. Торопится с гостинцами к детям узбекский дедушка Карбобо в тюбетейке, молдавский Моше Жериле в каракулевой шапке. В южноамериканской стране Колумбии новогодним волшебником работает папа Паскуале, в Бразилии – папа Ноэль. А в Италии папе Боббо Натале помогает еще фея Бефана.

По нашей большой России Новый год шагает с востока на запад целых десять часов. И вместе с ним перемещаются елочные праздники, радость и веселье.

Задание №4 (Слайд №10)

Определите род имен существительных

  • Картофель (свариться)
  • Фамилия (называться)
  • Мышь (бегать)
  • Повидло (прокиснуть)
  • Госпиталь (открыться)
  • Яблоко (зреть)
  • Платье (висеть)

 

 

Физминутка

Определить склонение существительных

Осень, лес, тишь, шаг, лист, музыка, холод, дятел, дерево, струна, молоток радость, Маша, журнал, привычка, ребенок, село, ошибка, текст,  дерево.

Задание №5 (слайд №11) Выпишите сначала имена существительные, которые имеют оба числа, затем имена существительные, которые имеют форму ед.ч, форму мн.ч

Апельсин,  баскетбол, бинокль, велогонки, герой, героизм, здоровье, щи, коллекция, маршрут, почерк, республика, паркет, футбол, каникулы, отдых, хоккей, шоколад, молодежь, листва, Япония

Задание №6 (слайд№12)

 Подберите к данным словам синонимы -  имена существительные с основой на шипящую. Объясните написание (или отсутствие) ь на конце слова:

Доктор

Поддержка

Неправда

Родник

Сила

Друг

безветрие

Задание №7(слайд №13) Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

  • Бессониц…й, бич…м, Воронеж…м, смерч…м, водохранилищ..м, пятиклассниц…й, школьниц…й, горниц..й, гостиниц..й, престиж..м, добыч..й, задач..й, калач..м, ковш..м, колодц..м, куриц..й, лапш..й, лестниц..й, мираж..м, страж..й, мятеж..м, парч..й, перц..м, пословиц..й, пропаж..й, пшениц..й

Задание №8 (Слайд №14) Вставить пропущенные буквы:

Звонить Сереж…, познакомиться в театр…, при низкой температур…, доставать с верхней полк…, зацвел на акаци…, ложиться на террас…, извиниться за  опоздани.., варить в кастрюл…., висеть на спинк… кроват.., виднеется в долин…, кричать от бол…

Задание №9 (Слайд №15) самостоятельная работа (вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки)

Берегите лес!

 Полная крас..та  всякой местност.. cост..ит в соед..нении воды с лесом. Леса -  хранители вод: д…ревья закрывают землю от палящих луч..й летн..го со..нца, от иссушительных в..тров; пр…хлада и сыр..сть живут в их тен… и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаг… Убыль рек, в целой Росси… не замечаемая, прои…ходит, по общему мнению, от и…требления лесов.

И этот лес, эту красу з…мли, пр…хладу в  зной, ж..лище зв..рей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым гре..мся в долг…,жесток… зимы, - (не ) бережем мы в высочайшей степен.

 

5.Итог: (Слайд №16) Какую часть речи мы с вами повторяли?

           Что нового вы узнали об имени существительном?

Буратино остался доволен вами. Теперь ему совершенно ясно, что тему «Имя существительное» вы знаете отлично! (слайды №17,18)

 

 

 

Используемая литература:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс, 2012
  2. Григорян Л. Т./ Язык мой- друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус яз.: Пособие для учителя.- 2-е изд., испр. и доп.- м.: Просвещение, 1988.- 207с.
  3. Т.В. Шклярова /Как научить вашего ребенка писать без ошибок.(Пособие для родителей.) М.:»Грамотей», 2008г. 24с.
  4. Буйко В. И.,Таращенко Л.В./ Русский язык в кроссвордах.- Екатеринбург: Литур,2007.-80с.
  5. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. М. П. Филипченко. Волгоград. Учитель. 2008 г
  6. Русский язык 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал. CD-R Учитель. 2007 г.

 

23.01.2015 14:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!