СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий.

 

                                                                            Учитель русского языка и литературы

                                                             первой квалификационной категории

              Орлова Е.Е.

          Развитие речи  школьников   я считаю  важнейшей задачей обучения русскому языку и литературе. Тема по самообразованию , над которой  я работаю второй год,  называется «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы».   Перед собой я поставила одну из важных  задач – это  работа не  только  над  обогащением  словаря  обучающихся,  но  и  над  увеличением  подвижности  того  запаса  слов,  которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связывать  воедино  грамматический  и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного  подхода.

   Поэтому   я  считаю  целью  моей  работы – развитие  письменной и  устной  речи  обучающихся  и  формирование их  лингвистической  компетенции.

   За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков русского языка и литературы.

      В своей деятельности я использую различные  формы работы по развитию речи школьников:

 Сочинения,  где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, описывает художественные памятники прошедших эпох ,  природу, различные её уголки;    сочинения по картине, сочинения публицистического характера;  сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей;   сочинения со сравнительной характеристикой персонажей,  сочинения с грамматическими заданиями ; творческое изложение, где обучающийся  не только излагает текст, но и рассуждает о нём, делает из него выводы.

    Для того, чтобы достичь хорошего результата, необходимо , в первую очередь, заинтересовать ребенка. 

    Я считаю, что одним  из необходимых условий повышения интереса к предмету является  использование на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения.         Например, в  свои уроки русского языка и литературы я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь обучающихся , внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько  вариантов дидактических игр-упражнений. Игра «Корректор:  найди ошибку в выборе слова; игра «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных слов) синонимами? и другие.   Дидактические игры помогают школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике, развивают речь и повышают её культуру.

    В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог,  т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники.

   Формой  равноправного  общения учителя и учеников является, на мой взгляд,  и дискуссия,  которая  воспитывает у школьников культуру речевого общения во время спора; формирует  умение дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента. В качестве тем уроков-дискуссий  использую следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное  предложение» (классификация сложных предложений в русском языке), «Сколько частей речи в русском языке?», «Своё и чужое в русском языке» (об отношении к заимствованиям), «Почему нужно учиться говорить правильно?», «Чистота речи – не однообразие ли это?», «Красноречие - для всех или для избранных?» и т.п. 

    Для  работы над развитием речи я использую  мини – изложения.  У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения, вместе с детьми  разбираем  то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. говорим  о художественных средствах языка.   Небольшие по объёму изложения  проверяю  в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.  За эту работу оценки не ставлю, по той причине, что ученики 5-6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей.

     Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме.  Поставила задачу для учеников - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем  сочинения   с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома.   Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.

       Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.

      В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы  позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

       Убеждена, что для внедрения данного подхода в жизнь, для решения поставленных  целей и задач в моей теме по самообразованию,  необходимо  в обучении детей  применять инновационные технологии.    Считаю, что самым эффективными  и интересными являются   уроки – исследования.     Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

      Уже в самом названии «урок-исследование» усматривается основная проблема - исследования языкового материала на основе текстов разных типов. На таких уроках  я  использую для анализа художественные тесты разных авторов, но объединенные одной общей темой.  В ходе исследования предлагаю план для анализа.  Работу осуществляю  или в группах, или индивидуально. С этой целью размноженный текст получает каждый ученик. Иногда  предполагаю  и такой вид работы, при котором ученики записывают индивидуально текст по памяти, предварительно выучив его наизусть. Такие уроки очень эффективны, так как каждый ребенок имеет возможность показать и применить свои  знания,  обучающиеся  приобретают навыки самостоятельной работы, вырабатывается привычный для исследования темп работы, что дает  мне возможность  контролировать работу поэтапно. Более сильные ученики получают дополнительные задание, а остальные заканчивают выполнять ранее полученное задание. На таком уроке перед учителем и учениками возникает задача: исследовать язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишать художественное произведения его поэтического очарования и целостности.  Уроки-исследования включают ребят в групповую исследовательскую работу, в которой происходит восстановление и закрепление знаний.

       Например, в 5 классе я провела урок – исследование  по литературе «Черты народной сказки в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

 Вид: урок усвоения новых знаний.

Тип: урок-исследование с использованием активных форм работы (организация индивидуальной деятельности).

Цели урока:

Обучающая: обучение работе с текстом; работа с понятием «эпитет».

Развивающая :развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать.

Воспитывающая:  формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.

План урока :

Обмен впечатлениями о сказке «Теплый хлеб».

Викторина по сказке.

Беседа по содержанию сказки.

 Индивидуальная работа.

Подведение итогов.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия 2 ч., иллюстрации к сказке, карточки с заданиями.

Словарная работа: эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.

Ход урока:

- Организационный момент.

- Проверка домашнего задания.

Обмен впечатлениями о прочитанном материале.

- Как бы вы назвали эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей сам автор?

2.   Проверка знания текста и внимательности.

(Работа проводится в форме викторины.)

                  ВОПРОСЫ                                                                          ОТВЕТЫ

1. Какой масти был раненый конь?                                                    Вороной

2. Кто взял себе коня?                                                                     Мельник

3. Какое прозвище имел Филька?                                                   Ну тебя

4. Что сделал Филька с куском хлеба после

    того, как ударил коня?                                                                 Кинул в снег

5. Что случилось в природе после этого?                                       Метель и сильный мороз

6. Сколько лет назад был такой же мороз?                                      Сто

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?                       От злобы

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета?                            К Панкрату

9. Что посоветовал Фильке Панкрат?                                                 Изобрести спасение от стужи

10. Сколько времени дал Фильке Панкрат?                                     Час с четвертью

11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата?                        Сорока

12. Что придумал Филька?                                                               Продолбить лед на реке

13. Что сделали люди для своего спасения?                                  Продолбили лед около мельницы                                                                                                    

14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока?                        Позвала теплый ветер

15. Что понес Филька раненому коню?                                            Буханку свежего хлеба

16. Что конь сделал после того, как съел хлеб?                                Положил голову на плечо Фильке                                                                                               

17. Почему сердилась сорока?                                                          Ее никто не слушал

         3. Беседа по содержанию сказки.

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?

- Как характеризует прозвище мальчика Фильку?

- В чем была жестокость Филькиного поступка? Прочитайте и прокомментируйте этот эпизод.

- Как с помощью пейзажа (изображение начавшейся метели) Паустовский выражает свое отношение к произошедшему событию ?

- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Найдите и прочитайте рассказ бабки о том, что произошло 100 лет назад.

- Как понять слова бабки об «охлаждении сердца»?

- Почему Филька отправился к Панкрату за советом?

- Почему Филька был уверен, что деревенские ребята поддержат его?

- Что, по-вашему, спасло людей?

- Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, чудесным?

- Почему все радовались примирению коня и Фильки?

Перескажите эпизод примирения коня и Фильки.

- Почему сказка так называется?

4. Работа с иллюстрациями.

           1. Беседа.

- Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)

- Перечислите приметы народной сказки, можете воспользоваться таблицей, составленной на уроке, когда изучали «Русские народные сказки». (Приметы : присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).

 

- Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы  читали? На основе чего они были созданы?

- Давайте займемся исследовательской работой и посмотрим, действительно ли произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» сказка.

2.Индивидуальная работа 

Задание  для исследования №1( для одного ученика)

 Что, по-твоему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определить черты народной и авторской сказки.

             Задание для исследования № 2.

В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?

              Задание для исследования № 3.

Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?

(Во время работы делается запись в тетрадь «Черты народной сказки в произведении»)

                Задание для исследования №4.

Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?

                Подведение итогов урока. Оценки.

Итак, черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении.

- А какова же мораль сказки? (Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.)

      Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюра «О чем заставляет задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?».

    Домашнее задание задала с целью решать поставленные задачи по развитию речи школьников.

В основе  данного  урока – организация практического  исследования проблемы и поставленной задачи.  Вопросы для изучения подбирала я,  а ученики  сами  вели  поиск решения проблемы, обменивались  мнениями, экспериментировали, вырабатывая правильный ответ.

           Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.  Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках русского языка и литературы,  важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  артистов и , конечно же,  речь  самого  учителя .        

ДВА ЯЗЫКА

Родной язык, ничем не заменимый,-

Он дорог всем. Всё отразилось в нём:

Земля и небо, осени и зимы,

Понятен вздох на языке родном.

Родной язык! В нём нежность, вечность, сила,

Я с ним росла: и не по букварю

Сладчайшие слова произносила –

Сначала «мама», а потом «люблю».

На языке родимом шепчут ели,

Журчит река и шелестит листва.

Как я внимала песне в колыбели –

Так мне внимают камни и трава.

Завещанное предками богатство

Мы сохраним навек в родном краю.

Язык отцов! С тобой нельзя расстаться.

Тобой живу и – как могу, пою.

Добра желаю людям и отчизне,

И если с речью разлучусь живой –

Лишусь всего. Тогда не нужно жизни,

Я лучше стану камнем и травой.

Но русский есть язык! И он навеки

Мне близок и понятен, как родной.

Две речи в моём сердце, будто реки,

Звучат, текут, становятся одной.

Забыв родной язык – я онемею.

Утратив русский – стану я глухой!.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Русский язык
02.01.2015 00:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!