СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Г. Выражаем свою позицию.
- Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами.
Получаем:
1группа: Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.
2группа: В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу».
Д. Приводим аргументы – доказываем свое мнение.
«Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (сердитое замечание из чата). - Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость
мнения автора и вашего мнения. - Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским? - Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (Реальные факты).
- Вернемся к тексту. Попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавление от одиночества. Находим примеры, подтверждающие это в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента.
Вот что может получиться.
1 группа.
1. Аргумент. Природа была источником вдохновения для многих поэтов, писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.
2. Аргумент. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому, пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.
2 группа.
1 Аргумент.
Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.
2. Аргумент.
Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой.
Е. Подводим итог - пишем заключение.
Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.
1 группа. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того, чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».
2группа.
Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.
Перечитаем получившийся текст.
Обратим внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста.
По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему! Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.
6. Этап обобщения и систематизации учебного материала.
«Рефлексия»
7 Этап. Итоговая творческая работа. Синквейн. (Коллективная работа)
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
8 Этап. Итог урока.
- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили основные понятия раздела «Текст», «Признаки текста», «Тема текста», отрабатывали методику написания сочинения по исходному тексту по разным проблемам, получились 2 совершенно разных текста. Другая проблема - это уже другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.
- А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
Домашнее задание.
Написать сочинение по исходному тексту, используя рабочие материалы, собранные на этом уроке.
|
Библиографический список
1. Павлова С.А. Русский язык: Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А,В,С) / С.А. Павлова.-М. : Дрофа, 2010
2. Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом/ Т,М, Пахнова, - М.: Дрофа, 2009, с.4-5
3. Тимошенко Т.Е. Русский язык.9 класс. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С/ Т.Е. Тимошенко.-М.: Дрофа, 2009 с138-140, с148-149, с154-155
4. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов/авт.-сост. Н.Я. Нелюбова и др.- Волгоград: Учитель,2010, с192-193
(1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
(6) Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (7) Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (8) Чувство природы врожденное. (9) И есть оно у каждого человека. (10) Но чувство это спит. (11) Кто разбудит его в раннем детстве? (12) Сможет ли это сделать школьный учебник? (13) Вряд ли. (14) Но может это сделать умный, чуткий учитель. (15) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. (16) Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (17) Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». (18) Я считаю ее своим «будильником».
(26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.
В. Песков, замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают полный подъем телесных и душевных сил. Почему такие моменты «радости жизни» становятся почти осязаемыми?
Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.
Публицист считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками» дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».
Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.
Во-первых, природа была источником вдохновения для многих поэтов, писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.
Во-вторых, каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому, пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.
Итак, я полагаю, нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того, чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».
Текст Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?
Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник».
В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу».
Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.
Например, великим даром воздействия на человека обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.
А вот я, к примеру, научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой.
Таким образом, разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.
Текст.
Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. Лев Толстой говорил: «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Если это не так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать, (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу. Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
© 2015, Подлинова Светлана Михайловна 2106