СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ "Заповеди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 11 курса «Основы Православной культуры».

Класс 4

Учитель: Маслова Светлана Ивановна

Тема урока: «Заповеди».

Цель урока: дать учащимся представление о 10 Библейских заповедях.

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Обучающие:

- Познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значениями.

Воспитательные:

– формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали.

- понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло.

Развивающие :

-способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями.

-расширять кругозор учащихся;

-способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

Предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «Заповеди», «Скрижали»; научатся понимать важнейшие правила отношений людей между собой, на которых основана православная культура; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока.

Метапредметные: учащиеся учатся формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, умение работать с текстом учебника и осуществлять поиск информации из материалов учебника; УУД обобщения.

Личностные: 1.положительное отношение к учению, развитие учебно-познавательного интереса, готовность преодолевать трудности;

2. Осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.понимать,принимать и сохранять учебную задачу;

2.адекватно оценивать свои достижения;

3.контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Основные термины и понятия урока: «Заповеди», «скрижали».

Оборудование: мультимедиа, презентация, аудиозапись песни «Дорога добра», карточки с пословицами.

Межпредметные связи: литературное чтение, история

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Кураев А.В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, учебник для общеобраз.учреждений с прил. на электронном носителе, 2012 г.
  2. Кураев А.В « Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.» М., 2009.
  3. Интернет-ресурсы: сайт Православие. Ru

Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний.

Содержание урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Слушание песни.Т.Мухаметшина «Песня о доброте»

В мире столько всяческого зла.

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед ни натворил,

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьезно

В том, что ты когда - то совершил. ( Э. Асадов)

- Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

2.Актуализация знаний учащихся. Словарная работа

  1. Сообщение темы занятия.

- Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа.

-У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? (Да, есть свои правила и законы.)

- Какие? (Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца, мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие.)

- А что будет, если эти законы нарушатся и не будут соблюдаться? (Ученики высказывают предположения о том, какие могут быть последствия. Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа.)

- Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)

- Где записаны правила для людей, чтобы организовать их совместную жизнь, чтобы в обществе был порядок?,. ( в Конституции Российской Федерации.)

- Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу.

- А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.)

- Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие?

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди получили от Бога, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

- У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

3.Постановка учебной задачи ( просмотр презентации по ходу урока)

- Как вы понимаете слово «заповедь»? (Ответы детей)

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Выделите главные слова в этом определении (религиозное предписание, моральная норма).

4.Работа по теме урока

1) Рассказ учителя о Моисее

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о правилах и законах, которые нам помогают в жизни, различать добро и зло. Отправимся в путешествие в древний Египет, на три тысячи с лишним лет назад. И узнаем, откуда появились первые правила, которые « живы» по сей день.

И так мы отправляемся в древность. (Можно использовать карту с определение маршрута, ставить флажки отмечая путь путешествия).

В давние времена еврейский народ, жил в Египте в плену, испытывал жестокое обращение. Люди мечтали уйти в ту страну, где они будут свободны и счастливы. И вот однажды появился на свет такой человек, когда вырос стал их вождём. Он повёл народ трудным путём, через безводную пустыню. Их путешествие длилось 40 лет.

Я сейчас вам расскажу об этом человеке. В одной семье родился сын, которого мать прятала три месяца, потому что если в израильской семье рождались мальчики, то фараон приказывал их убивать. А когда она не смогла скрывать взяла тростниковую корзинку, положила в неё мальчика и спрятала на берег Нила. Дочь фараона, пришла на берег, увидела корзинку и мальчика, сжалилась над ним, взяла его к себе во дворец и дала ему имя Моисей ( что значит « найденный в воде»).

Показ картины итальянского художник Паоло Веронезе «Нахождение Моисея».

Моисей вырос добрым и отзывчивым мальчиком, но однажды его обвинили в убийстве и изгнали из страны.

Моисей поселился в соседней стране, где пас овец. И явился ему Акил Господень в пламени огня. Исходящим из тернового куста. И воззвал к нему Бог « Я увидел страдания народа Моего в Египте. Хочу избавить его и ввести в землю. Где течёт молоко и мёд. Ты должен вывести народ Мой из Египта. Я буду с тобой»

Показ картины Доменико Фетти « Моисей перед пылающим кустом».

Моисей отправился в Египет исполнять повеление Божие. Народ послушал его и пошёл за ним. Во время исхода евреев Моисей по воле Бога не раз творил чудеса.

Люди много дней и ночей шли через пустыню, и стали роптать на Моисея. Но однажды утром увидели они на кустах серебристый иней. Отчаявшиеся люди, внезапно были избавлены от голодной смерти божественным провидением. Стали собирать его и назвали « манной небесной».

Чудо свершившееся было неожиданным. Но Моисей будто знал о нём. Он указывает на небо, показывая кому, люди обязаны за столь щедрый подарок.

Дети высказываю свое отношение к Моисею.

2)Просмотр мультфильма «Как Моисей получил от бога заповеди»

3) Работа с новыми терминами.

Скрижали-две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.

Земля Обетованная- место, куда кто-либо страстно мечтает и стремится попасть, страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания

Манна небесная- блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба», согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после Исхода из Египта.

Заповедь- религиозно-нравственное предписание.

5. Закрепление изученного материала. Творческая работа уч-ся

Учитель: - О чем мы сегодня с вами говорили? ( О правилах и законах)

- Для чего существуют законы и правила? ( Для того, чтобы знать как нужно поступать в жизни)

- Что такое заповедь? ( Правило, наказ)

- Нужны ли заповеди людям? ( Да, потому что по ним мы понимаем, как отличить добро и зло, зная их, каждый человек, должен задуматься, какой путь нужно выбрать для себя).

Посмотрите на свои руки –у вас 10 пальцев помните эти заповеди.

- Сейчас вы возьмёте лист бумаги, на котором нарисованы две ладони. На каждый пальчик вы наклеите заповеди, которые будут сопровождать вас в течении всей вашей жизни.

(самостоятельная работа уч-ся)

6. Исследовательская работа с текстом. Работа в группах.

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника стр. 40-41. Найти ответы на вопросы и заполнить таблицу.

- Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице. (Таблица лежит на каждом столе)

Далее идет защита своих работ.

Заповедь

От чего предостерегает заповедь?

Как советует поступить любящее сердце?

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

От убийства, от ненависти к другим людям

Нужно быть милосердным, не агрессивным, «не рубить с плеча»

«Не кради»

От воровства;

и убийца, и вор бесчеловечны

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

«Не лги»

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

Бога не обманешь

«Не завидуй»

От зависти, зависть мешает радости

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

7. Итог урока. Рефлексия. Вывод:

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

Десять заповедей – это основные принципы человеческой морали, которых держится весь мир. Они универсальны и подходят для всех обществ и времен; для всех людей, независимо от их национальности, возраста и других особенностей.

- Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

Мы пришли прожить на этом свете,

Что б законы Божьи выполнять,

Мы за все, что сделаем в ответе,

И за все придется отвечать.

Заповедей десять не нарушить,

Жизни испытания принять,

Голос совести стараться слушать,

И людей вокруг себя понять.

Проживите жизнь свою достойно,

Заповеди Господа храня,

И тогда душа будет спокойна,

В свете угасающего дня.

- Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

8. Домашнее задание. Рассказать родственникам притчи о Моисее.

14.02.2021 19:19


© 2021, id78819512 1666

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!