© 2021, id78819512 1666
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок № 11 курса «Основы Православной культуры».
Класс 4
Учитель: Маслова Светлана Ивановна
Тема урока: «Заповеди».
Цель урока: дать учащимся представление о 10 Библейских заповедях.
Задачи (относящиеся к деятельности учителя):
Обучающие:
- Познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значениями.
Воспитательные:
– формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали.
- понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло.
Развивающие :
-способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями.
-расширять кругозор учащихся;
-способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
Предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «Заповеди», «Скрижали»; научатся понимать важнейшие правила отношений людей между собой, на которых основана православная культура; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока.
Метапредметные: учащиеся учатся формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, умение работать с текстом учебника и осуществлять поиск информации из материалов учебника; УУД обобщения.
Личностные: 1.положительное отношение к учению, развитие учебно-познавательного интереса, готовность преодолевать трудности;
2. Осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.понимать,принимать и сохранять учебную задачу;
2.адекватно оценивать свои достижения;
3.контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Основные термины и понятия урока: «Заповеди», «скрижали».
Оборудование: мультимедиа, презентация, аудиозапись песни «Дорога добра», карточки с пословицами.
Межпредметные связи: литературное чтение, история
Используемые учебники и учебные пособия:
Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний.
Содержание урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Слушание песни.Т.Мухаметшина «Песня о доброте»
В мире столько всяческого зла.
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.
И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил,
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьезно
В том, что ты когда - то совершил. ( Э. Асадов)
- Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
2.Актуализация знаний учащихся. Словарная работа
- Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа.
-У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? (Да, есть свои правила и законы.)
- Какие? (Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца, мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие.)
- А что будет, если эти законы нарушатся и не будут соблюдаться? (Ученики высказывают предположения о том, какие могут быть последствия. Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа.)
- Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)
- Где записаны правила для людей, чтобы организовать их совместную жизнь, чтобы в обществе был порядок?,. ( в Конституции Российской Федерации.)
- Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу.
- А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.)
- Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие?
- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди получили от Бога, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.
- У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.
3.Постановка учебной задачи ( просмотр презентации по ходу урока)
- Как вы понимаете слово «заповедь»? (Ответы детей)
Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.
- Выделите главные слова в этом определении (религиозное предписание, моральная норма).
4.Работа по теме урока
1) Рассказ учителя о Моисее
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о правилах и законах, которые нам помогают в жизни, различать добро и зло. Отправимся в путешествие в древний Египет, на три тысячи с лишним лет назад. И узнаем, откуда появились первые правила, которые « живы» по сей день.
И так мы отправляемся в древность. (Можно использовать карту с определение маршрута, ставить флажки отмечая путь путешествия).
В давние времена еврейский народ, жил в Египте в плену, испытывал жестокое обращение. Люди мечтали уйти в ту страну, где они будут свободны и счастливы. И вот однажды появился на свет такой человек, когда вырос стал их вождём. Он повёл народ трудным путём, через безводную пустыню. Их путешествие длилось 40 лет.
Я сейчас вам расскажу об этом человеке. В одной семье родился сын, которого мать прятала три месяца, потому что если в израильской семье рождались мальчики, то фараон приказывал их убивать. А когда она не смогла скрывать взяла тростниковую корзинку, положила в неё мальчика и спрятала на берег Нила. Дочь фараона, пришла на берег, увидела корзинку и мальчика, сжалилась над ним, взяла его к себе во дворец и дала ему имя Моисей ( что значит « найденный в воде»).
Показ картины итальянского художник Паоло Веронезе «Нахождение Моисея».
Моисей вырос добрым и отзывчивым мальчиком, но однажды его обвинили в убийстве и изгнали из страны.
Моисей поселился в соседней стране, где пас овец. И явился ему Акил Господень в пламени огня. Исходящим из тернового куста. И воззвал к нему Бог « Я увидел страдания народа Моего в Египте. Хочу избавить его и ввести в землю. Где течёт молоко и мёд. Ты должен вывести народ Мой из Египта. Я буду с тобой»
Показ картины Доменико Фетти « Моисей перед пылающим кустом».
Моисей отправился в Египет исполнять повеление Божие. Народ послушал его и пошёл за ним. Во время исхода евреев Моисей по воле Бога не раз творил чудеса.
Люди много дней и ночей шли через пустыню, и стали роптать на Моисея. Но однажды утром увидели они на кустах серебристый иней. Отчаявшиеся люди, внезапно были избавлены от голодной смерти божественным провидением. Стали собирать его и назвали « манной небесной».
Чудо свершившееся было неожиданным. Но Моисей будто знал о нём. Он указывает на небо, показывая кому, люди обязаны за столь щедрый подарок.
Дети высказываю свое отношение к Моисею.
2)Просмотр мультфильма «Как Моисей получил от бога заповеди»
3) Работа с новыми терминами.
Скрижали-две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.
Земля Обетованная- место, куда кто-либо страстно мечтает и стремится попасть, страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания
Манна небесная- блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба», согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после Исхода из Египта.
Заповедь- религиозно-нравственное предписание.
5. Закрепление изученного материала. Творческая работа уч-ся
Учитель: - О чем мы сегодня с вами говорили? ( О правилах и законах)
- Для чего существуют законы и правила? ( Для того, чтобы знать как нужно поступать в жизни)
- Что такое заповедь? ( Правило, наказ)
- Нужны ли заповеди людям? ( Да, потому что по ним мы понимаем, как отличить добро и зло, зная их, каждый человек, должен задуматься, какой путь нужно выбрать для себя).
Посмотрите на свои руки –у вас 10 пальцев помните эти заповеди.
- Сейчас вы возьмёте лист бумаги, на котором нарисованы две ладони. На каждый пальчик вы наклеите заповеди, которые будут сопровождать вас в течении всей вашей жизни.
(самостоятельная работа уч-ся)
6. Исследовательская работа с текстом. Работа в группах.
Ученикам предлагается поработать с текстом учебника стр. 40-41. Найти ответы на вопросы и заполнить таблицу.
- Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице. (Таблица лежит на каждом столе)
Далее идет защита своих работ.
Заповедь |
От чего предостерегает заповедь? |
Как советует поступить любящее сердце? |
«Почитай отца твоего и мать твою» |
от неуважения к родителям и вообще к старшим |
слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
«Не убий» |
От убийства, от ненависти к другим людям |
Нужно быть милосердным, не агрессивным, «не рубить с плеча» |
«Не кради» |
От воровства; и убийца, и вор бесчеловечны |
прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть |
«Не лги»
|
от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека |
Бога не обманешь |
«Не завидуй» |
От зависти, зависть мешает радости |
не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью |
7. Итог урока. Рефлексия. Вывод:
- Какие заповеди вам были известны?
- О каких вы узнали на этом уроке?
- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?
Десять заповедей – это основные принципы человеческой морали, которых держится весь мир. Они универсальны и подходят для всех обществ и времен; для всех людей, независимо от их национальности, возраста и других особенностей.
- Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.
Мы пришли прожить на этом свете,
Что б законы Божьи выполнять,
Мы за все, что сделаем в ответе,
И за все придется отвечать.
Заповедей десять не нарушить,
Жизни испытания принять,
Голос совести стараться слушать,
И людей вокруг себя понять.
Проживите жизнь свою достойно,
Заповеди Господа храня,
И тогда душа будет спокойна,
В свете угасающего дня.
- Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
8. Домашнее задание. Рассказать родственникам притчи о Моисее.
© 2021, id78819512 1666