СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование УУД при изучении ОРКСЭ дисциплин духовно – нравственной направленности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Карпенко А.В. по проблеме:

«Формирование УУД при изучении ОРКСЭ дисциплин духовно – нравственной направленности»

ст. Кировская

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами курса являются:

*знакомство обучающихся с основами православной (выбор родителей) культуры, основами мировых религиозных культур и светской этики;

*развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

*развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческойи многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В рамках курса не предусматривается обучение религии, это могут делать только религиозные организации. Этот курс направлен на обеспечение духовно - нравственного развития и воспитание обучающегося, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.

Комплексный курс не является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматривается как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия непротиворечат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

Я считаю, что преподавание религиозной культуры в школе можно рассматривать как альтернативу безнравственности и духовного растления подрастающего поколения. Поэтому духовно - нравственному воспитанию в своей практике уделяю особое внимание. Уверена, что сегодня необходима новая парадигма, и педагогическим кредо должны стать слова: "Духовный человек есть живой человек". Нужна личность коммуникативно - свободная, творческая, способная на решение поставленных перед учительством задач.

В 2010году прошла курсы повышения квалификации и сначала во внеурочной деятельности, а в 4 классе еще и дополнительно в учебном плане изучаем Православную культуру и светскую этику. Работаю над проблемой: "Формирование УУД при изучении ОРКСЭ дисциплин духовно - нравственной направленности".

Самый первый шаг - это родительское собрание, на котором рассказываю об условиях полноценного преподавания основ православной культуры в школе. Все родители изъявили желание изучать православную культуру.

Многолетняя работа по приобщению к духовно - нравственному наследию привела к мнению, что дух веры и конкретных шагов в этой области необходимы нашим детям.

Все это время с 2010 по2014 годы проходила совместная работа семьи, школы, церкви в деле воспитания детей. Формирование личности как субъекта культурыстроилось на принципах систематичности (два раза в неделю - внеурочная деятельность и один урок ОРКСЭ), интегративности и деятельности.

Такие занятия носят форму небольшого иллюстрированного рассказа с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, чтением фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием, анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания, работаем с текстами, картами, составляем кроссворды. Пишем сочинения - миниатюры на слова сказанные Христом: "Даром приняли, даром отдайте", "Почему христиане благодарны Христу, и почему такая благодарность побуждает их к доброделанию".

Выбираем варианты ответов:

Христос пришел в мир чтобы…

*мир послужил ему; *самому послужить людям; *чтобы ученики его боялись.

Когда человек может испытывать душевную радость:

*когда у человека появляются земные блага; *когда человек гордится своими поступками; *когда человек живет для других, умеет жертвовать собой.

Три составляющих процесса становления духовно - нравственной личности (воспитательный, образный, мировоззренческий) объединяю в своей педагогической деятельности.

Воспитательный компонент ведется с учетом того, что жизнь христоцентрична, это заповеди, это ступенька к восхождениям к Добру, что проявлением зла в сердце надо сопротивляться, что морально - нравственные принципы "не лги", "не завидуй", "чти отца и матерь…" только тогда понятны, когда мы на деле, а не только словом будем их воспитывать.

Образовательный элемент дает понятие детям не только необходимости знаний, но и напоминает об ответственности их использования. Таланты в себе надо не только развивать, но и приучать быть внимательным, рассудительным, критичным к информативному полю, слову, видеть его Евангельский контекст гармоничности, проникновенности, спасительности.

Мировоззренческая ступень позволяет ребенку задуматься о своем месте в жизни, о желании помочь ближнему, возлюбить всей душой Господа; помогает раскрыть смысл нравственных высших ценностей Православия. В том, что проблема духовно - нравственного воспитания сегодня как никогда актуальна, думаю, нет необходимости убеждать.

Нравственность - это способность человека различать добро и зло, следовать добру и противостоять злу. В борьбе против зла мы должны использовать лучшее, что может предложить мир, и это лучшее связано, в том числе, и с православием.

Особое место в своей работе отвожу игре, инсценированию, рисованию, чтению, экскурсиям в Храм Трех Святителей, на праздники Воскресной школы, участию в праздничных литургиях, сотрудничеству в делах милосердия. Некоторые занятия приурочены к престольным торжествам, юбилейным датам, приобретают форму праздника.

Собираем пословицы о предметах веры, судьбе, счастье, богатстве и бедности, бережливости и мотовстве. Отвечаем на вопрос, почему они живут в речи многие века.

Знакомимся с иконописью, богословской терминологией, устройством храма, видами богослужения, православной этики, слушаем песнопения с церковным содержанием. Читаем детский православный журнал "Свечечка".

Провели интересный урок "Семья - школа любви".Просмотрели презентации "Пребывание царской семьи на Дону", "Семья - школа любви", дневниковые записи императрицы Александры Федоровны о браке и семейной жизни, читали ее письма к детям. На этом уроке старались раскрыть для детей понятие "семья" в христианском переосмысливании, определили духовно - нравственные принципы, на которых строиться семья, помочь осознать важность преемственности отеческих традиций в создании семьи.

Методы и приемы выбираю согласно возрастным особенностям младших школьников. Использую рассказы, вызывающие яркую эмоциональную реакцию

(жития святых, притчи); наглядные пособия (картины родной природы, иконы, фотографии храмов); зарисовки, творческие задания и игровые приемы. Эти формы работы способствуют повышению интереса к предмету, активизируют деятельность детей.

В основе моей работы как классно руководителя и предметника положен деятельный принцип формирования у учащихся патриотических чувств, изучения культурно - исторических традиций своей Родины, отечества.

03.11.2016 19:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!