СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление школой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управленческие компетенции современного руководителя школы. К современному руководителю предъявляется ряд требований: он должен быть профессионально грамотным, обладать сформированными ключевыми и управленческими компетенциями, оперативно принимать оптимальные решения, грамотно разрабатывать стратегию развития организации, способен обеспечить ее инновационное развитие, быстро и гибко реагировать на перемены, эффективно работать в системе постиндустриального общества, уметь организовать профессиональную команду единомышленников и успешно управлять ее деятельностью. Данные требования в полной мере применимы и для руководителей учреждений общего среднего образования. Под управленческой компетенцией современного руководителя школы понимается его готовность и способность к реализации управленческих функций и эффективному решению управленческих задач на основе знания теории менеджмента, сформированных умений и навыков. В настоящее время актуальны правовая, юридическая, экономическая и информационная грамотность директора школы, умение организовать финансово-хозяйственное обеспечение образовательного процесса, аналитические способности. Отсюда вытекает актуальность формирования управленческих компетенций руководителя школы. Требования к директору школы в области содержания управленческой деятельности - это требования к пониманию главных управленческих действий и конкретных функций управления. Для лучшего понимания того, каким желательно быть руководителю учреждения общего среднего образования, необходимо выделить самые важные ключевые компетенции, характеризующие его управленческую деятельность (а затем и личность). Это: • Организационно-деятельностная компетентность - обладание способностью осуществлять управление разнообразными видами деятельности, которые развиваются в школьной организации; принятия управленческих решений; умения выбирать наиболее эффективные средства повышения качества управления учреждением образования. Современный руководитель школы - это человек, умеющий не только работать с целями, но и сам обладающий четкими и осознанными целями. Речь идет и о понимании целей функционирования и развития учебного заведения в целом, и целей его подразделений, и о целях системы внутришкольного управления, и о целях личной, индивидуальной, управленческой деятельности. • Социокультурная компетентность - это комплекс знаний о личной, деловой и профессиональной этике, деловом имидже; понимание того, как функционирует школа и общество в целом; восприятие собственной роли и роли других в своем учреждении. Эти знания и соответствующие умения являются показателем уровня коммуникативной, личной и управленческой культуры руководителя, которая проявляется в разных жизненных ситуациях и может считаться гарантом успеха в решении личностно и профессионально значимых вопросов управления школой. • Социальная компетентность - это умение устанавливать и развивать партнерские отношения с социальными институтами, общественными организациями; укреплять связи с органами управления образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, разными типами учреждений образования; активно участвовать в мероприятиях городского, регионального, межрегионального и международного уровней; развивать деловые связи со средствами массовой информации. Особого внимания требуют функции, нацеленные на обеспечение развития учебного заведения, прогнозирование социальных требований к нему, программирование развития, экспертизу конкретных инновационных и экспериментальных проектов, координацию всех учебных инноваций. Руководитель должен чувствовать происходящее, основные тенденции в развитии школы и педагогического коллектива, своевременно улавливать настроение людей, их нужды, потребности, уважать мнение других (имея свое собственное) и быть готовым к изменениям. Одним из важных профессиональных качеств руководителя является способность взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего конфликта и при этом не только решать практические задачи, но и осуществлять определенные действия для устранения и сглаживания конфликта. В связи с этим особое место занимает умение руководителя принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях. • Личностная компетентность проявляется в том, что руководитель школы обладает интеллектуальным, креативным, критическим мышлением, широтой кругозора; новейшими научными знаниями; умениями решать проблемы и разрешать конфликтные ситуации, опираясь на научные познания в области психологии, этики делового общения и положительный практический опыт межличностного взаимодействия; знаниями методов поощрения и награждения педагогов за творческие достижения. Для развития личностной компетенции директору школы необходимо владеть такими качествами, как достоинство и ответственность. Исследования показывают, что есть руководители, которые предоставляют составление программы развития учебного заведения своим заместителям и даже рядовым членам коллектива. Такая тактика, как показывает практика, ведет не только к провалу нововведений, но и к профессиональному краху самих руководителей. Для руководителя школы необходимы также высокая работоспособность и контроль. Работоспособность – этот не только способность долго и качественно работать. Это умение оптимально организовать свой труд, что измеряется количеством решаемых важных вопросов в единицу времени. Это и терпение, без которого невозможна длительная напряженная работа. В области контрольных функций руководитель учреждения общего среднего образования должен овладеть технологией экспертной деятельности, контроля по четко заданным целям (результатам), технологиями опережающего контроля. • Методическая компетентность – это обладание знаниями о новых достижениях в менеджменте, социологии управления, экономике образования, праве, педагогике и психологии; инновационных открытиях в разных сферах деятельности; учебно-методическими, научно-исследовательскими умениями; навыками распространять педагогический опыт и оказывать научно-методическую поддержку педагогам, которые вовлечены в экспериментальную инновационную деятельность. • Организационно-коммуникативная компетентность – это умение взаимодействовать в коллективе, выстраивать внешние и внутренние отношения на гуманно-личностной основе; способность к сотрудничеству, межкультурной коммуникации; потребность в овладении иностранным языком для развития международных контактов. Осуществление управленческой деятельности требует помимо владения ее содержанием и технологией определенного исполнительного мастерства, того, что иногда называют управленческой техникой: можно прекрасно понимать, что и как надо делать, но не уметь общаться с людьми; произносить в нужный момент зажигательные речи, но не уметь добиться большой отдачи от «мозгового штурма». Между тем профессионализм работника в первую очередь проявляется именно в его реальном владении необходимыми способами управленческой деятельности, в наличии не только правильных устремлений и целей, но и конкретных эффективных способов, методов работы. • Аналитическая компетентность – это высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которой руководитель школы в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты образования. Это готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться влиять на развитие школы; способность планировать аналитические исследования для анализа состояния качества образования и организации внутришкольного контроля. • Инновационная компетентность. Одним из ключевых качеств компетентностного руководителя является такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Чувство нового развивается в результате постоянного изменения, улучшения способов выполнения старых, стандартных задач. Чувство нового – это устойчивый результат постоянного желания изменить ситуацию, избавиться от стереотипов мышления, сформулировать инновационные цели развития и искать современные методы их достижения. Инновационная компетентность направлена на развитие творческих способностей, раскрепощенное видение новых горизонтов решения проблемы, открытие новых возможностей. • Экономическая и правовая компетентность – это знание и понимание общих экономических законов, изменений в законодательстве. Современный руководитель школы должен иметь представление о том, что такое доход, прибыль, как формируется фонд заработной платы, внебюджетный фонд, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает тенденции развития экономики образования. К этой компетенции относится также готовность к поиску источников дополнительного финансирования в условиях дефицита финансирования системы образования и расширяющихся возможностей использования внебюджетных средств. Этот перечень показывает: руководителю учреждения общего среднего образования необходимо многое изменить в своей деятельности и, что еще сложнее, в своем менталитете, профессиональном сознании и мышлении. Самосовершенствование и саморазвитие руководителя учреждения образования – требование профессии менеджера-управленца. Достижение целей саморазвития требует специальной осмысленной деятельности руководителя по профессиональному и личностному самосовершенствованию, работы над собой. Ныне действующий и будущий руководитель учреждения общего среднего образования должен стремиться к переосмыслению своего профессионального бытия, уточнению и выбору своей позиции по отношению к процессам развития школы, к новому профессиональному самоопределению. Современный руководитель не может не осознавать: без постоянной готовности к постоянному самообновлению и саморазвитию невозможно рассчитывать на успех и развитие педагогического коллектива школы, лицея, гимназии – как организации. Управленческие компетенции современного руководителя школы. К современному руководителю предъявляется ряд требований: он должен быть профессионально грамотным, обладать сформированными ключевыми и управленческими компетенциями, оперативно принимать оптимальные решения, грамотно разрабатывать стратегию развития организации, способен обеспечить ее инновационное развитие, быстро и гибко реагировать на перемены, эффективно работать в системе постиндустриального общества, уметь организовать профессиональную команду единомышленников и успешно управлять ее деятельностью. Данные требования в полной мере применимы и для руководителей учреждений общего среднего образования. Под управленческой компетенцией современного руководителя школы понимается его готовность и способность к реализации управленческих функций и эффективному решению управленческих задач на основе знания теории менеджмента, сформированных умений и навыков. В настоящее время актуальны правовая, юридическая, экономическая и информационная грамотность директора школы, умение организовать финансово-хозяйственное обеспечение образовательного процесса, аналитические способности. Отсюда вытекает актуальность формирования управленческих компетенций руководителя школы. Требования к директору школы в области содержания управленческой деятельности - это требования к пониманию главных управленческих действий и конкретных функций управления. Для лучшего понимания того, каким желательно быть руководителю учреждения общего среднего образования, необходимо выделить самые важные ключевые компетенции, характеризующие его управленческую деятельность (а затем и личность). Это: • Организационно-деятельностная компетентность - обладание способностью осуществлять управление разнообразными видами деятельности, которые развиваются в школьной организации; принятия управленческих решений; умения выбирать наиболее эффективные средства повышения качества управления учреждением образования. Современный руководитель школы - это человек, умеющий не только работать с целями, но и сам обладающий четкими и осознанными целями. Речь идет и о понимании целей функционирования и развития учебного заведения в целом, и целей его подразделений, и о целях системы внутришкольного управления, и о целях личной, индивидуальной, управленческой деятельности. • Социокультурная компетентность - это комплекс знаний о личной, деловой и профессиональной этике, деловом имидже; понимание того, как функционирует школа и общество в целом; восприятие собственной роли и роли других в своем учреждении. Эти знания и соответствующие умения являются показателем уровня коммуникативной, личной и управленческой культуры руководителя, которая проявляется в разных жизненных ситуациях и может считаться гарантом успеха в решении личностно и профессионально значимых вопросов управления школой. • Социальная компетентность - это умение устанавливать и развивать партнерские отношения с социальными институтами, общественными организациями; укреплять связи с органами управления образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, разными типами учреждений образования; активно участвовать в мероприятиях городского, регионального, межрегионального и международного уровней; развивать деловые связи со средствами массовой информации. Особого внимания требуют функции, нацеленные на обеспечение развития учебного заведения, прогнозирование социальных требований к нему, программирование развития, экспертизу конкретных инновационных и экспериментальных проектов, координацию всех учебных инноваций. Руководитель должен чувствовать происходящее, основные тенденции в развитии школы и педагогического коллектива, своевременно улавливать настроение людей, их нужды, потребности, уважать мнение других (имея свое собственное) и быть готовым к изменениям. Одним из важных профессиональных качеств руководителя является способность взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего конфликта и при этом не только решать практические задачи, но и осуществлять определенные действия для устранения и сглаживания конфликта. В связи с этим особое место занимает умение руководителя принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях. • Личностная компетентность проявляется в том, что руководитель школы обладает интеллектуальным, креативным, критическим мышлением, широтой кругозора; новейшими научными знаниями; умениями решать проблемы и разрешать конфликтные ситуации, опираясь на научные познания в области психологии, этики делового общения и положительный практический опыт межличностного взаимодействия; знаниями методов поощрения и награждения педагогов за творческие достижения. Для развития личностной компетенции директору школы необходимо владеть такими качествами, как достоинство и ответственность. Исследования показывают, что есть руководители, которые предоставляют составление программы развития учебного заведения своим заместителям и даже рядовым членам коллектива. Такая тактика, как показывает практика, ведет не только к провалу нововведений, но и к профессиональному краху самих руководителей. Для руководителя школы необходимы также высокая работоспособность и контроль. Работоспособность – этот не только способность долго и качественно работать. Это умение оптимально организовать свой труд, что измеряется количеством решаемых важных вопросов в единицу времени. Это и терпение, без которого невозможна длительная напряженная работа. В области контрольных функций руководитель учреждения общего среднего образования должен овладеть технологией экспертной деятельности, контроля по четко заданным целям (результатам), технологиями опережающего контроля. • Методическая компетентность – это обладание знаниями о новых достижениях в менеджменте, социологии управления, экономике образования, праве, педагогике и психологии; инновационных открытиях в разных сферах деятельности; учебно-методическими, научно-исследовательскими умениями; навыками распространять педагогический опыт и оказывать научно-методическую поддержку педагогам, которые вовлечены в экспериментальную инновационную деятельность. • Организационно-коммуникативная компетентность – это умение взаимодействовать в коллективе, выстраивать внешние и внутренние отношения на гуманно-личностной основе; способность к сотрудничеству, межкультурной коммуникации; потребность в овладении иностранным языком для развития международных контактов. Осуществление управленческой деятельности требует помимо владения ее содержанием и технологией определенного исполнительного мастерства, того, что иногда называют управленческой техникой: можно прекрасно понимать, что и как надо делать, но не уметь общаться с людьми; произносить в нужный момент зажигательные речи, но не уметь добиться большой отдачи от «мозгового штурма». Между тем профессионализм работника в первую очередь проявляется именно в его реальном владении необходимыми способами управленческой деятельности, в наличии не только правильных устремлений и целей, но и конкретных эффективных способов, методов работы. • Аналитическая компетентность – это высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которой руководитель школы в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты образования. Это готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться влиять на развитие школы; способность планировать аналитические исследования для анализа состояния качества образования и организации внутришкольного контроля. • Инновационная компетентность. Одним из ключевых качеств компетентностного руководителя является такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Чувство нового развивается в результате постоянного изменения, улучшения способов выполнения старых, стандартных задач. Чувство нового – это устойчивый результат постоянного желания изменить ситуацию, избавиться от стереотипов мышления, сформулировать инновационные цели развития и искать современные методы их достижения. Инновационная компетентность направлена на развитие творческих способностей, раскрепощенное видение новых горизонтов решения проблемы, открытие новых возможностей. • Экономическая и правовая компетентность – это знание и понимание общих экономических законов, изменений в законодательстве. Современный руководитель школы должен иметь представление о том, что такое доход, прибыль, как формируется фонд заработной платы, внебюджетный фонд, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает тенденции развития экономики образования. К этой компетенции относится также готовность к поиску источников дополнительного финансирования в условиях дефицита финансирования системы образования и расширяющихся возможностей использования внебюджетных средств. Этот перечень показывает: руководителю учреждения общего среднего образования необходимо многое изменить в своей деятельности и, что еще сложнее, в своем менталитете, профессиональном сознании и мышлении. Самосовершенствование и саморазвитие руководителя учреждения образования – требование профессии менеджера-управленца. Достижение целей саморазвития требует специальной осмысленной деятельности руководителя по профессиональному и личностному самосовершенствованию, работы над собой. Ныне действующий и будущий руководитель учреждения общего среднего образования должен стремиться к переосмыслению своего профессионального бытия, уточнению и выбору своей позиции по отношению к процессам развития школы, к новому профессиональному самоопределению. Современный руководитель не может не осознавать: без постоянной готовности к постоянному самообновлению и саморазвитию невозможно рассчитывать на успех и развитие педагогического коллектива школы, лицея, гимназии – как организации. Современный руководитель не может не осознавать: без постоянной готовности к постоянному самообновлению и саморазвитию невозможно рассчитывать на успех и развитие педагогического коллектива школы, лицея, гимназии – как организации.
Категория: Завучу
08.01.2015 17:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!