СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценности старшеклассников в семейной сфере жизнедеятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Чистова Т.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области

Ценности старшеклассников в семейной сфере жизнедеятельности

         В стремительно изменяющихся условиях социального бытия современный молодой человек зачастую находится в состоянии ценностной дезориентации, которая грозит не только ему утратой жизненной устойчивости, но и существенно влияет на перспективы развития российского общества. Между тем, современная система воспитания не обеспечивает позитивного ценностного самоопределения школьников, способствующего его успешной социализации. Проблемы молодежи, с которыми российское общество сталкивается в последние десятилетия своего существования, являются проблемами не только социально-экономическими, но также психолого-педагогическими. Они порождены во многом традиционной установкой воспитания на трансляцию растущему человеку определенной системы ценностей и норм, в то время как его становление в современных условиях невозможно вне собственного ценностного самоопределения, от которого зависит его отношение к происходящему вокруг него, способность осуществлять выбор в различных сферах жизнедеятельности и в конкретных ситуациях жизни.

Несмотря на пристальное внимание таких наук, как философия, социология, социальная психология и педагогика к различным аспектам ценностного самоопределения в ранней юности, данная проблема практически не решалась на уровне интеграции подходов социогуманитарных исследований в социально-педагогическом контексте.

            В семье формируются жизненные устремления, фундаментальные ценностные ориентации человека  в различных сферах отношений: духовно-практической, гражданской, межэтнической, профессиональной, собственно семейной.

            Под ценностным самоопределением в семейной сфере мы понимаем процесс осознания, осмысления старшеклассниками общепризнанных общественных ценностей в отношении семьи, соотнесение их с ценностями, доминирующими в семье как уникальном микросоциуме, процесс выбора  и построения школьником с учетом собственных смысложизненных ориентаций своей неповторимой гармоничной внутренне связанной системы ценностей, регулирующей его поведение в актуальной семейной жизни и осознаваемой им в качестве стратегически важных жизненных целей.

            Процесс ценностного самоопределения в семейной сфере предполагает осмысление старшеклассниками того, ради каких целей живет сейчас его семья, что актуально и значимо для него в семье, в отношениях с членами семьи, в чем он находит в данный момент смысл своего существования, и ради реализации каких своих ценностных устремлений он будет жить в будущем, ориентируясь на какие ценности будет выстраивать свою будущую семейную жизнь.

            Содержательную основу ценностного самоопределения в семейной сфере жизнедеятельности определяет система ведущих ценностей старшеклассников в отношении семьи и семейной жизни. В системе ценностей школьников в семейной сфере можно выделить четыре подсистемы ценностных отношений:

            - подсистема ценностей по отношение к семье как объективно существующему

социальному феномену, основанная на системе знаний о семье, культуре семейных отношений, освоении в той или иной степени культуры семьи (сфера "Я - Семья");

            - подсистема сложившихся ценностей по отношению к своей семье, обусловленная ценностной направленностью семьи,  характером межличностных отношений в семье, микроклиматом семьи (сфера "Я - Моя семья");

            - подсистема ценностей по отношению к субъектам семейного взаимодействия (к себе, к родителям), сформированная под влиянием сложившихся отношений с родителями, родительской позиции по отношению к детям, типа семейного воспитания (сфера "Я - Родители");

            - подсистема ценностей по отношению к своей будущей семье, сложившаяся у старшеклассника под влиянием всех перечисленных выше факторов в результате осознания, осмысления, принятия и непринятия ценностей с учетом своей индивидуальности (сфера "Я - Моя будущая семья").

            Каждая из этих подсистем ценностей, в свою очередь, может быть рассмотрена как система, включающая в себя разные классы ценностей: ценности-цели (терминальные), ценности-средства (инструментальные), по направленности - эгоцентрические, группоцентрические, социоцентрические, духовные, по содержанию - прагматические, гедонистические, глористические, гуманистические.

            Диагностика исходного уровня сформированности ценностных ориентаций старшеклассников в семейной сфере жизнедеятельности проводилась с использование разработанного опросника «Ценностные ориентации старшеклассников» (ЦОС). В опросе приняли участие учащиеся МБОУ МПЛ г. Димитровграда, учащиеся 10 и 11 профильных классов средних общеобразовательных школ 13 и 76 г. Ульяновска. Старшеклассникам предлагалось выделить наиболее значимые ценности в каждой из приведенных выше подсистем ценностей в сфере семейной жизнедеятельности.

            Среди наиболее важных для себя жизненных ценностей старшеклассники отмечают, прежде всего, семью и семейную жизнь. Из 124 опрошенных школьников 59,7 % в числе приоритетных жизненных ценностей назвали «хорошая и крепкая семья». Вместе с тем, при, несомненно, приоритетном ценностном значении семьи, возникают вопросы: какой видят свою семью старшеклассники? какие стороны семейной жизни, какие функции семьи являются для старшеклассников наиболее осознаваемыми, значимыми и ценными?

            Анализ ответов школьников, определяющих их ценностное отношение  к семейной сфере как таковой («Я – Семья»), позволил выявить, что в семье и семейной жизни для старшеклассников, прежде всего, значимой является духовная общность членов семьи, предполагающая духовное общение, духовный взаимообмен и взаимообогащение членов семьи. Следует отметить, что ценность духовного общения как наиболее значимую отметили больше девушек (38,7 %), чем юношей (24,6 %).

            Ценность семьи как среды воспитания и развития личности ребенка в иерархии ценностей  в семейной сфере занимает второе место. В то же время, юноши, как показал опрос, в большей степени, чем девушки, склонны рассматривать семью как необходимое условие воспитания детей и видеть ценность семьи, прежде всего, в создании условий для развития и социализации ребенка. Так, 24,6 % опрошенных юношей и 16 % девушек отметили в своих ответах, что «семья необходима для воспитания детей».

            Третьим по количеству выборов является ответ «семья обеспечивает эмоциональное благополучие человека». И для девушек и для юношей ценностно значимой является такая функция семьи как эмоциональная поддержка и принятие, обеспечивающая эмоциональное взаимопонимание, сочувствие и сопереживание членов семьи.

            Следующими по выраженности для респондентов ценностями определились ценности прагматичной направленности: рассмотрение семьи как условия обеспечивающего возможность получения детьми образования, видение семьи как источника помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях.

            Следует отметить, что достаточно много школьников в своих ответах указывали, что «семья ограничивает свободу человека» (10,5 %), «семья мешает карьере», «можно прожить и без семьи» (по 4 % от числа участников опроса).

            Таким образом, приоритетными ценностями в семейной сфере по результатам опроса определились ценности позитивного характера и гуманистического содержания («семья - духовная общность», «семья - эмоциональная общность», «семья - основная среда воспитания детей»), в то же время, в качестве ценностных ориентиров старшеклассниками были выбраны положения негативного характера, отрицающие либо значимость семьи для человека вообще, либо указывающие на те ограничения, которые накладывает семья и семейные отношения на выстраивание человеком своей жизненной перспективы (это составляет 16 % от общего числа ценностных выборов).

            Вопрос «Что ты более всего ценишь в своей семье?» позволил нам определить ценностные предпочтения и выборы старшеклассников как субъектов семейной жизни, проживаемой ими в родительской семье (сфера «Я - Моя семья»).

            Результаты опроса позволяют констатировать, что в качестве ведущих ценностей старшеклассников по отношению к основным субъектам семейного взаимодействия - родителям можно рассматривать ценности гуманистического содержания. Так, наибольшее число старшеклассников выбрали такие ценности как «любовь и забота со стороны родителей» (75,8 %) (в то же время это ценность эгоцентрической направленности), «общение и взаимопонимание с родителями» (51,6 %). Однако, такая ценность как «духовная общность» с собственными родителями отмечена небольшим числом школьников (11,3 %), находится на восьмом месте в рейтинговом ряду, несмотря на то, что, выбирая ценности по отношению к семейной сфере в целом, старшеклассники видели семью, прежде всего как самую близкую духовную общность человека.

            Достаточно высокое место в ряду ценностей по отношению к своей семье занимают ценности глористического содержания, ценности свободы и независимости. Семья, по мнению старшеклассников, значима для них тем, что предоставляет им возможность быть самим собой (29,8 %), обеспечивает свободу и независимость каждого члена семьи (21,8 %). Прагматические ценности, такие как хорошие бытовые условия, материальный достаток семьи, ее положение в социальной иерархии, лежащие в экономической, хозяйственно - бытовой, социально - статусной сферах семейной деятельности оценивались старшеклассниками достаточно невысоко (эти ценности отметили соответственно 20,2 %, 16,9 % и 8 % старшеклассников). По отношению к семье «вообще» лишь 4 % школьников отметили значимость налаженного быта, но в отношении собственной семьи, собственной жизни их число увеличилось в пять раз (20,2 %), в то же время лишь для 2,4 % школьников ценность будущей профессии определяется возможностью обеспечить семью (7 место в ранговом ряду из 8 позиций). Следует отметить, что, если такие ценности как «любовь родителей», «общение с родителями» в качестве приоритетных были равно отмечены и юношами и девушками, то 24 % юношей и лишь 10,6 % девушек отметили как значимую ценность материальное благосостояние семьи, «налаженный быт» выделили 27,6 % юношей и почти в два раза меньше девушек (13,6 % от общего числа участвующих в опросе девушек).

            Не видят значимости для себя родительской семьи, ничего не ценят в собственной семье 7,3 % опрошенных старшеклассников.

            Отношения детей и родителей являются важнейшей составляющей всей совокупности семейных отношений. В исследовании была предпринята попытка выяснить, какие качества родителей, как субъектов семейной жизни, оцениваются самими школьниками как предпочтительные, с одной стороны, а с другой, какие качества самих школьников так же как субъектов семейной жизни и деятельности,  видятся ими  как наиболее значимые (сфера «Я - Родители»). Школьникам предлагался перечень качеств, состоящий из шестнадцати позиций, необходимо было выделить те качества родителей, которые им представляются наиболее ценными. Как наиболее значимая ценность была выделена «любовь и уважение к детям». Ее назвали 67,7 % опрошенных школьников (ценность гуманистического содержания, но эгоцентрической направленности). На втором месте в ценностном ряду «понимание родителями проблем своих детей» (отметили 36,3 % школьников), на третьем – «ответственность за семью» (отметили 30,6 % учащихся). Далее по убывающей следуют «предоставление детям самостоятельности», «любовь и взаимопонимание между родителями», «жизненный опыт, мудрость родителей», «уровень образования и культуры» и «современность взглядов родителей». На другом полюсе – «общественное признание родителей», «социальный статус родителей», «высокий заработок родителей».

            Достаточно высоко оценивая значение ответственности собственных родителей за семью (третья позиция), вместе с тем, старшеклассники при оценивании качеств будущего супруга (супруги) ответственность за семью помещают на шестую позицию. В своем будущем избраннике  и юношами и девушками ценится, прежде всего, «любовь ко мне» (60,5 %) и «внешняя привлекательность и обаятельность» (37,9 %).

            Что же ценят старшеклассники в себе как членах семьи? Прежде всего, в себе старшеклассники ценят «самостоятельность», что характерно для юношеского возраста. Из предложенного ряда ценностей «самостоятельность» выделили 43,5 % школьников, при чем из них 50 % девушек и 36,2 % юношей. Глористические ценности в целом (самостоятельность, независимость, свобода) составляют пятую часть от общего числа выбранных ценностей.

            Самостоятельность и свобода действий человека предполагают и определенную его ответственность за выбор действий и их последствия, что вполне осознается старшеклассниками: ответственность перед родителями отметили как свое достоинство 33,9 % учащихся. В то же время «послушание», «исполнительность» как позитивные ценности, как норму своего поведения в семье отметили 13,7 % школьников.        На втором месте по значимости в данной подсистеме, согласно ответам учащихся, располагаются ценности гуманистического содержания, а именно «любовь», «уважение», «понимание родителей», «внимание к родителям», «забота о родителях».

            С целью выяснения ценностных ориентаций по отношению к будущей семейной жизни, школьникам было предложено ответить на вопрос «Что я ценю в своем будущем избраннике (муже или жене)?» (сфера «Я - Моя будущая семья»). Мы уже отмечали выше, что, выбирая предпочтительные свойства своего будущего избранника, более половины юношей и девушек продемонстрировали эгоцентрическую направленность - 60,5 % старшеклассников отметили «любовь ко мне» среди значимых ценностей. «Любовь к детям» была названа 10,5 % старшеклассников (10 место), хотя ценность семьи как среды и условия полноценного воспитания детей была выведена на второе место в последовательности ценностей по отношению к сфере семейной жизни.

            Достаточно показателен и тот факт, что по отношению к семейной сфере в целом высоко оценили значимость материального благополучия 1,6 % школьников, по отношению к своей настоящей семье - 16,9 % школьников, высокий заработок родителей значим для 4 % учащихся, а видеть материально обеспеченным своего будущего избранника желали бы 21 % опрошенных школьников. В то же время для старшеклассников являются значимыми при выборе будущего супруга и ценности гуманистического содержания «доверие», «взаимопонимание».

            «Предоставление мне свободы действий» будущим мужем и женой было оценено достаточно низко (3,2 %), в то же время 25,8 % учащихся хотели бы видеть со стороны родителей  предоставление самостоятельности детям, а собственная самостоятельность как сына или дочери была отмечена 43,5 % старшеклассниками (наиболее значимая ценность).

            Таким образом, в ценностном пространстве современного старшеклассника выражены ориентации как на ценности духовной направленности, гуманистического содержания, ценности свободы и независимости, так и ценности эгоцентрической направленности и прагматического содержания при предпочтительном отношении школьников к первым.

            Нельзя не отметить, что почти каждый десятый старшеклассник не видит ценности родительской семьи и своего проживания в ней, и почти пятую часть (16 %) от общего числа значимых для учащихся ценностей семейной жизни составляют ценности негативного характера: отрицание семьи, видение в семье помехи для реализации своих карьерных устремлений, отношение к семье как ограничителю личной свободы и помехе в личностном росте.

            Существует определенное рассогласование в оценке значимых ценностей для школьников в семейной жизни в настоящий момент и в их ориентациях на будущую семейную жизнь и на качества будущего спутника  жизни. Если в собственной семье ценят любовь и взаимопонимание с родителями, возможность быть собой, совместный отдых, то в ориентации  на будущую семейную жизнь преобладают эгоцентрические и прагматические устремления.

Список используемой литературы

  1. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973.
  2. Аза Л.А., Поддубный В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации работающей молодежи. Киев, 1978.
  3. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  6.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  7. В. И. Лещинский. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003.
  8. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. СПб., 1993.
  9. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
  10. Воликова М., Шустров А. Любимый герой у старшеклассников // Воспитание школьников 1999 №3 (май-июнь) .
  11. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В.С.Мухиной. М., Мысль 1989.
  12. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников 1993 №2
  13. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6
  14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976.
  15. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е.В. М., 1987.
  16. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
  17. Формирование личности в переходный период от школьникового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.
  18. Формирование личности старшеклассника. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1989.
  19. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. – М.: КСП+, 1997.
  20. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для школьников и их педагогов. М.; Рига, 1995.
  21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

 

 

Категория: Психологу
02.01.2015 12:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!