СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чистова Т.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области
Ценности старшеклассников в семейной сфере жизнедеятельности
В стремительно изменяющихся условиях социального бытия современный молодой человек зачастую находится в состоянии ценностной дезориентации, которая грозит не только ему утратой жизненной устойчивости, но и существенно влияет на перспективы развития российского общества. Между тем, современная система воспитания не обеспечивает позитивного ценностного самоопределения школьников, способствующего его успешной социализации. Проблемы молодежи, с которыми российское общество сталкивается в последние десятилетия своего существования, являются проблемами не только социально-экономическими, но также психолого-педагогическими. Они порождены во многом традиционной установкой воспитания на трансляцию растущему человеку определенной системы ценностей и норм, в то время как его становление в современных условиях невозможно вне собственного ценностного самоопределения, от которого зависит его отношение к происходящему вокруг него, способность осуществлять выбор в различных сферах жизнедеятельности и в конкретных ситуациях жизни.
Несмотря на пристальное внимание таких наук, как философия, социология, социальная психология и педагогика к различным аспектам ценностного самоопределения в ранней юности, данная проблема практически не решалась на уровне интеграции подходов социогуманитарных исследований в социально-педагогическом контексте.
В семье формируются жизненные устремления, фундаментальные ценностные ориентации человека в различных сферах отношений: духовно-практической, гражданской, межэтнической, профессиональной, собственно семейной.
Под ценностным самоопределением в семейной сфере мы понимаем процесс осознания, осмысления старшеклассниками общепризнанных общественных ценностей в отношении семьи, соотнесение их с ценностями, доминирующими в семье как уникальном микросоциуме, процесс выбора и построения школьником с учетом собственных смысложизненных ориентаций своей неповторимой гармоничной внутренне связанной системы ценностей, регулирующей его поведение в актуальной семейной жизни и осознаваемой им в качестве стратегически важных жизненных целей.
Процесс ценностного самоопределения в семейной сфере предполагает осмысление старшеклассниками того, ради каких целей живет сейчас его семья, что актуально и значимо для него в семье, в отношениях с членами семьи, в чем он находит в данный момент смысл своего существования, и ради реализации каких своих ценностных устремлений он будет жить в будущем, ориентируясь на какие ценности будет выстраивать свою будущую семейную жизнь.
Содержательную основу ценностного самоопределения в семейной сфере жизнедеятельности определяет система ведущих ценностей старшеклассников в отношении семьи и семейной жизни. В системе ценностей школьников в семейной сфере можно выделить четыре подсистемы ценностных отношений:
- подсистема ценностей по отношение к семье как объективно существующему
социальному феномену, основанная на системе знаний о семье, культуре семейных отношений, освоении в той или иной степени культуры семьи (сфера "Я - Семья");
- подсистема сложившихся ценностей по отношению к своей семье, обусловленная ценностной направленностью семьи, характером межличностных отношений в семье, микроклиматом семьи (сфера "Я - Моя семья");
- подсистема ценностей по отношению к субъектам семейного взаимодействия (к себе, к родителям), сформированная под влиянием сложившихся отношений с родителями, родительской позиции по отношению к детям, типа семейного воспитания (сфера "Я - Родители");
- подсистема ценностей по отношению к своей будущей семье, сложившаяся у старшеклассника под влиянием всех перечисленных выше факторов в результате осознания, осмысления, принятия и непринятия ценностей с учетом своей индивидуальности (сфера "Я - Моя будущая семья").
Каждая из этих подсистем ценностей, в свою очередь, может быть рассмотрена как система, включающая в себя разные классы ценностей: ценности-цели (терминальные), ценности-средства (инструментальные), по направленности - эгоцентрические, группоцентрические, социоцентрические, духовные, по содержанию - прагматические, гедонистические, глористические, гуманистические.
Диагностика исходного уровня сформированности ценностных ориентаций старшеклассников в семейной сфере жизнедеятельности проводилась с использование разработанного опросника «Ценностные ориентации старшеклассников» (ЦОС). В опросе приняли участие учащиеся МБОУ МПЛ г. Димитровграда, учащиеся 10 и 11 профильных классов средних общеобразовательных школ 13 и 76 г. Ульяновска. Старшеклассникам предлагалось выделить наиболее значимые ценности в каждой из приведенных выше подсистем ценностей в сфере семейной жизнедеятельности.
Среди наиболее важных для себя жизненных ценностей старшеклассники отмечают, прежде всего, семью и семейную жизнь. Из 124 опрошенных школьников 59,7 % в числе приоритетных жизненных ценностей назвали «хорошая и крепкая семья». Вместе с тем, при, несомненно, приоритетном ценностном значении семьи, возникают вопросы: какой видят свою семью старшеклассники? какие стороны семейной жизни, какие функции семьи являются для старшеклассников наиболее осознаваемыми, значимыми и ценными?
Анализ ответов школьников, определяющих их ценностное отношение к семейной сфере как таковой («Я – Семья»), позволил выявить, что в семье и семейной жизни для старшеклассников, прежде всего, значимой является духовная общность членов семьи, предполагающая духовное общение, духовный взаимообмен и взаимообогащение членов семьи. Следует отметить, что ценность духовного общения как наиболее значимую отметили больше девушек (38,7 %), чем юношей (24,6 %).
Ценность семьи как среды воспитания и развития личности ребенка в иерархии ценностей в семейной сфере занимает второе место. В то же время, юноши, как показал опрос, в большей степени, чем девушки, склонны рассматривать семью как необходимое условие воспитания детей и видеть ценность семьи, прежде всего, в создании условий для развития и социализации ребенка. Так, 24,6 % опрошенных юношей и 16 % девушек отметили в своих ответах, что «семья необходима для воспитания детей».
Третьим по количеству выборов является ответ «семья обеспечивает эмоциональное благополучие человека». И для девушек и для юношей ценностно значимой является такая функция семьи как эмоциональная поддержка и принятие, обеспечивающая эмоциональное взаимопонимание, сочувствие и сопереживание членов семьи.
Следующими по выраженности для респондентов ценностями определились ценности прагматичной направленности: рассмотрение семьи как условия обеспечивающего возможность получения детьми образования, видение семьи как источника помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях.
Следует отметить, что достаточно много школьников в своих ответах указывали, что «семья ограничивает свободу человека» (10,5 %), «семья мешает карьере», «можно прожить и без семьи» (по 4 % от числа участников опроса).
Таким образом, приоритетными ценностями в семейной сфере по результатам опроса определились ценности позитивного характера и гуманистического содержания («семья - духовная общность», «семья - эмоциональная общность», «семья - основная среда воспитания детей»), в то же время, в качестве ценностных ориентиров старшеклассниками были выбраны положения негативного характера, отрицающие либо значимость семьи для человека вообще, либо указывающие на те ограничения, которые накладывает семья и семейные отношения на выстраивание человеком своей жизненной перспективы (это составляет 16 % от общего числа ценностных выборов).
Вопрос «Что ты более всего ценишь в своей семье?» позволил нам определить ценностные предпочтения и выборы старшеклассников как субъектов семейной жизни, проживаемой ими в родительской семье (сфера «Я - Моя семья»).
Результаты опроса позволяют констатировать, что в качестве ведущих ценностей старшеклассников по отношению к основным субъектам семейного взаимодействия - родителям можно рассматривать ценности гуманистического содержания. Так, наибольшее число старшеклассников выбрали такие ценности как «любовь и забота со стороны родителей» (75,8 %) (в то же время это ценность эгоцентрической направленности), «общение и взаимопонимание с родителями» (51,6 %). Однако, такая ценность как «духовная общность» с собственными родителями отмечена небольшим числом школьников (11,3 %), находится на восьмом месте в рейтинговом ряду, несмотря на то, что, выбирая ценности по отношению к семейной сфере в целом, старшеклассники видели семью, прежде всего как самую близкую духовную общность человека.
Достаточно высокое место в ряду ценностей по отношению к своей семье занимают ценности глористического содержания, ценности свободы и независимости. Семья, по мнению старшеклассников, значима для них тем, что предоставляет им возможность быть самим собой (29,8 %), обеспечивает свободу и независимость каждого члена семьи (21,8 %). Прагматические ценности, такие как хорошие бытовые условия, материальный достаток семьи, ее положение в социальной иерархии, лежащие в экономической, хозяйственно - бытовой, социально - статусной сферах семейной деятельности оценивались старшеклассниками достаточно невысоко (эти ценности отметили соответственно 20,2 %, 16,9 % и 8 % старшеклассников). По отношению к семье «вообще» лишь 4 % школьников отметили значимость налаженного быта, но в отношении собственной семьи, собственной жизни их число увеличилось в пять раз (20,2 %), в то же время лишь для 2,4 % школьников ценность будущей профессии определяется возможностью обеспечить семью (7 место в ранговом ряду из 8 позиций). Следует отметить, что, если такие ценности как «любовь родителей», «общение с родителями» в качестве приоритетных были равно отмечены и юношами и девушками, то 24 % юношей и лишь 10,6 % девушек отметили как значимую ценность материальное благосостояние семьи, «налаженный быт» выделили 27,6 % юношей и почти в два раза меньше девушек (13,6 % от общего числа участвующих в опросе девушек).
Не видят значимости для себя родительской семьи, ничего не ценят в собственной семье 7,3 % опрошенных старшеклассников.
Отношения детей и родителей являются важнейшей составляющей всей совокупности семейных отношений. В исследовании была предпринята попытка выяснить, какие качества родителей, как субъектов семейной жизни, оцениваются самими школьниками как предпочтительные, с одной стороны, а с другой, какие качества самих школьников так же как субъектов семейной жизни и деятельности, видятся ими как наиболее значимые (сфера «Я - Родители»). Школьникам предлагался перечень качеств, состоящий из шестнадцати позиций, необходимо было выделить те качества родителей, которые им представляются наиболее ценными. Как наиболее значимая ценность была выделена «любовь и уважение к детям». Ее назвали 67,7 % опрошенных школьников (ценность гуманистического содержания, но эгоцентрической направленности). На втором месте в ценностном ряду «понимание родителями проблем своих детей» (отметили 36,3 % школьников), на третьем – «ответственность за семью» (отметили 30,6 % учащихся). Далее по убывающей следуют «предоставление детям самостоятельности», «любовь и взаимопонимание между родителями», «жизненный опыт, мудрость родителей», «уровень образования и культуры» и «современность взглядов родителей». На другом полюсе – «общественное признание родителей», «социальный статус родителей», «высокий заработок родителей».
Достаточно высоко оценивая значение ответственности собственных родителей за семью (третья позиция), вместе с тем, старшеклассники при оценивании качеств будущего супруга (супруги) ответственность за семью помещают на шестую позицию. В своем будущем избраннике и юношами и девушками ценится, прежде всего, «любовь ко мне» (60,5 %) и «внешняя привлекательность и обаятельность» (37,9 %).
Что же ценят старшеклассники в себе как членах семьи? Прежде всего, в себе старшеклассники ценят «самостоятельность», что характерно для юношеского возраста. Из предложенного ряда ценностей «самостоятельность» выделили 43,5 % школьников, при чем из них 50 % девушек и 36,2 % юношей. Глористические ценности в целом (самостоятельность, независимость, свобода) составляют пятую часть от общего числа выбранных ценностей.
Самостоятельность и свобода действий человека предполагают и определенную его ответственность за выбор действий и их последствия, что вполне осознается старшеклассниками: ответственность перед родителями отметили как свое достоинство 33,9 % учащихся. В то же время «послушание», «исполнительность» как позитивные ценности, как норму своего поведения в семье отметили 13,7 % школьников. На втором месте по значимости в данной подсистеме, согласно ответам учащихся, располагаются ценности гуманистического содержания, а именно «любовь», «уважение», «понимание родителей», «внимание к родителям», «забота о родителях».
С целью выяснения ценностных ориентаций по отношению к будущей семейной жизни, школьникам было предложено ответить на вопрос «Что я ценю в своем будущем избраннике (муже или жене)?» (сфера «Я - Моя будущая семья»). Мы уже отмечали выше, что, выбирая предпочтительные свойства своего будущего избранника, более половины юношей и девушек продемонстрировали эгоцентрическую направленность - 60,5 % старшеклассников отметили «любовь ко мне» среди значимых ценностей. «Любовь к детям» была названа 10,5 % старшеклассников (10 место), хотя ценность семьи как среды и условия полноценного воспитания детей была выведена на второе место в последовательности ценностей по отношению к сфере семейной жизни.
Достаточно показателен и тот факт, что по отношению к семейной сфере в целом высоко оценили значимость материального благополучия 1,6 % школьников, по отношению к своей настоящей семье - 16,9 % школьников, высокий заработок родителей значим для 4 % учащихся, а видеть материально обеспеченным своего будущего избранника желали бы 21 % опрошенных школьников. В то же время для старшеклассников являются значимыми при выборе будущего супруга и ценности гуманистического содержания «доверие», «взаимопонимание».
«Предоставление мне свободы действий» будущим мужем и женой было оценено достаточно низко (3,2 %), в то же время 25,8 % учащихся хотели бы видеть со стороны родителей предоставление самостоятельности детям, а собственная самостоятельность как сына или дочери была отмечена 43,5 % старшеклассниками (наиболее значимая ценность).
Таким образом, в ценностном пространстве современного старшеклассника выражены ориентации как на ценности духовной направленности, гуманистического содержания, ценности свободы и независимости, так и ценности эгоцентрической направленности и прагматического содержания при предпочтительном отношении школьников к первым.
Нельзя не отметить, что почти каждый десятый старшеклассник не видит ценности родительской семьи и своего проживания в ней, и почти пятую часть (16 %) от общего числа значимых для учащихся ценностей семейной жизни составляют ценности негативного характера: отрицание семьи, видение в семье помехи для реализации своих карьерных устремлений, отношение к семье как ограничителю личной свободы и помехе в личностном росте.
Существует определенное рассогласование в оценке значимых ценностей для школьников в семейной жизни в настоящий момент и в их ориентациях на будущую семейную жизнь и на качества будущего спутника жизни. Если в собственной семье ценят любовь и взаимопонимание с родителями, возможность быть собой, совместный отдых, то в ориентации на будущую семейную жизнь преобладают эгоцентрические и прагматические устремления.
Список используемой литературы
© 2015, Чистова Татьяна Викторовна 958