СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система организации социально-значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие волонтерского движения и систему театральных представлений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4

Основная часть

Система организации социально значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие волонтерского движения и систему театральных представлений.................5-6

Схема взаимодействия классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса……………………………………………………6

Классный руководитель – учитель-предметник…………………………….7 Классный руководитель – педагог – психолог…………………………….8

Классный руководитель – детские объединения по интересам………….8

Классный руководитель – семья…………………………………………….9

Классный руководитель – дети………………………………………………9-11

Заключение………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………….13

Приложение

Введение

В пятом классе, когда принимаешь детей из начальной школы, помогаешь им адаптироваться к новым условиям школьной жизни, идёшь с ними по дорогам школьных лет, вкладываешь в это много сил, стараний и душевного тепла. Необходимо узнать о каждом ребёнке как можно больше: его индивидуальные особенности развития, здоровья, обстановку в семье; правильно определить на что способен ученик в данный момент, как помочь развить его способности. Считаю, что самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его успехам, всегда помнить, что уровень возможностей у всех разный, а значит и уровень достижений у каждого свой. Учитывая всё это, создаю в своей работе ситуации, когда каждый ученик начинает активно, самостоятельно мыслить, продвигаться в своих успехах. Учёба, воспитание и развитие учеников – это совместный труд педагогов, родителей и самих детей, и успех его определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между учителем и детьми, учителем и родителями.

В.А.Сухомлинский считал азбукой педагогической культуры - доброжелательность. И для меня важно создать в классе атмосферу творчества и психологического комфорта. В своих учениках стараюсь воспитывать доброжелательность по отношению к своим одноклассникам, умение сопереживать неудачам другого и радоваться его успехам.

Воспитание не может быть успешным без системы работы. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный способ в воспитании.

В нашем образовательном учреждении сформирована система преемственности классного руководства между начальной школой и средним звеном. В 2010 году я посещала уроки, внеклассные мероприятия в 4А классе, общалась с классным руководителем – Черновой Ниной Васильевной, которая рассказала об особенностях классах и каждого ребенка. Поэтому, в 2010-2011 году, став классным руководителем 5А, я выстроила работу с детьми, учитывая их интересы, возможности и потребности.

В 5А классе коллектив состоял из 7 девочек и 13 мальчиков, так как по окончании начальной школы некоторые дети перешли в другие учебные заведения.

Ребята не отличались крепким здоровьем, только 7 учеников относились к первой физкультурной группе. В то же время большинство ребят увлекались физкультурой и спортом. 10 человек регулярно посещали занятия спортивных секций и кружков. Многие обучающиеся класса, в том числе и девочки, являлись хоккейными болельщиками.

Другие интересы детей не были ярко выражены и не пользовались популярностью у большей части одноклассников. Но, практически у всех учеников существовала потребность в проявлении общественной активности, они охотно откликались на предложения принять участие в классных и школьных мероприятиях.

В трудовой деятельности ребята активны, хорошо выполняли порученную работу на пришкольном участке, добросовестно дежурили по классу и школе.

Классный коллектив не отличался высокими достижениями в учебной деятельности: только 5 ребят учились на «4» и «5». В целом класс оценивался педагогами как слабый.

В классе были «трудные» и «проблемные» дети, имеющие отклонения в поведении, неуспевающие по нескольким предметам, пропускающие уроки без уважительной причины.

Обучающиеся класса достаточно самокритичны и непосредственны, открыто высказывали своё мнение.

Перечисленные факторы были учтены при моделировании и построении воспитательной системы класса.

Система организации социально значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие волонтерского движения и систему театральных представлений

Сегодня, в связи с процессом гуманизации сферы образования, уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы. На наш взгляд, успех воспитания в семье, школе, классе зависит не только от четко поставленных цели и задач, но и от комплексного, системного подхода в воспитании, единства требований.

Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.

По определению Л. Н. Новиковой, воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Цель воспитательной системы: совершенствование потенциала ОУ для формирования и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. формирование личностной, социальной, семейной культуры обучающихся;
  2. формирование у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни;
  3. развитие ученического самоуправления, как первоочередного условия формирования активной гражданской и социальной позиции ученика; совершенствование системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
  4. совершенствование системы ранней профилактики асоциального поведения школьников;
  5. формирование внутренней и внешней среды социального благополучия, способствующей нравственному и эмоциональному становлению личности ребёнка;
  6. содействие воспитательной деятельности семьи.

Ключевыми понятиями предложенной воспитательной системы являются: • творчество; • культура - система ценностей, совокупность наилучших образцов человеческой деятельности; • личность - социально-психологические качества человека, составляющие его индивидуальность; • духовное развитие, осмысление своего предназначения в жизни; • гуманизм - система взглядов, утверждающая высокое общественное признание человека как личность, право на свободу, счастье, развитие всех своих способностей; • толерантность - уважительное, терпимое отношение к людям других верований и национальностей. Принципы воспитательной системы:

Принцип развития. Развитие личности учащегося, его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

Принцип творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности.

Принцип сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и преподавателей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

Принцип выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, подросток учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

Принцип открытости. Взаимодействия школы, семьи, общественных организаций, представителей ближайшего социума.

Схема взаимодействия классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса

  1. Классный руководитель – педагог - психолог

Взаимодействие классного руководителя и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Существует ряд проблем, которые классный руководитель решает вместе со специалистами:

  • организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого – педагогических особенностей личности ее микросферы, условий жизни ребенка;
  • выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой стороны;
  • своевременное решение конфликтных ситуаций,
  • оказание социальной помощи и поддержки обучающихся;
  • способствование реализации прав и свобод детей, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей;
  • развитие демократических основ жизни детских коллективов;
  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
  • взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, а так же, попавшими в экстремальные ситуации.
  1. Классный руководитель – детские объединения по интересам

Процесс воспитания не может эффективно реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность клубных объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка, для удовлетворения его потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников.

Досуговая деятельность способствует развитию творческого потенциала учащихся; наклонностей, призвания, одаренности.

Классный руководитель помогает определить школьнику свое место в коллективе, предоставляет ему поле деятельности для самоутверждения, для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников.

Классный руководитель – семья

Огромное значение в работе родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для его индивидуальности в общем доме «школа-семья».

Необходимость и важность сотрудничества с семьей никогда не ставились под сомнение. Воспитание будет успешным лишь в том случае, если просвещение семьи опережает просвещение ребенка, то есть используется предваряющая реакция.

Все яснее становится понимание роли семьи в поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями. Если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, адаптироваться и реализовать социальные по­требности.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отно­шений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше вре­мени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребенок.

Работа, направленная на развитие личности, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающихся. Поэтому один из приоритетов в работе с классом - это работа с родителями школьников.

  1. Классный руководитель – дети

.

Внеклассная деятельность обучающихся должна строиться на следу­ющих принципах.

Принцип открытости. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен чутко прислушиваться к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководи­тель должен увлекать обучающихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности. Обучающимся хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учи­теля и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, сорев­нования, театрализации и т. д., поэтому классный руководитель должен предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия.

Принцип свободы участий. Предлагая ребятам участие во внеклас­сном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой под­ход классного руководителя учит ребенка к ответственности за выполнение порученного дела.

Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, боль­шое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагогу самому необходимо участвовать в мероприятиях. Это положительно сказывается на отношениях учащихся с классным руководителем.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два способа сотрудничество и творчество. Работая со школьниками, педагог должен предоставлять обучающимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует ее успешность.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка внеклассной работе и по достоинству ее оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в после­дующем он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Классному руководителю при организации процесса воспитания необходимо выполнять следующие условия:

Во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую, де­мократическую и правовую, нравственную и экологическую, худо­жественную и физическую, культуру семейных отношений.

Во-вторых, совместно с обучающимися необходимо заниматься поис­ком нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, форми­рующих активную личную позицию школьника.

В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспи­тание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

В-пятых, воспитание должно строиться на добровольности участия обучающихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный вос­питательный процесс ведет к моральной деградации ребенка. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

Заключение

Самым важным своим профессиональным достижением считаю общий позитивный настрой класса по отношению к учебному процессу. Равнодушие и пассивность учеников сменились явной заинтересованностью и увлеченностью в отдельных областях знания, что нашло отражение в повышении успеваемости по предметам.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей превратилось в естественный и увлекательный процесс. Участие в волонтерском движении способствует формированию активной гражданской позиции, развитию гуманистических принципов моих учеников.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психологического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом.

Многое удалось в процессе воспитательной работы, многое предстоит сделать. Но, теперь я с уверенностью могу сказать, что наш класс – это семья, в которой тепло и уютно всем.

Список литературы

  1. Андреева В.А. Педагогический совет. - «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно – ориентированного воспитания» \\ Классный руководитель. 2005. №4
  2. Андреев А. А. - Методика для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей. \\ Классный руководитель. 2000. № 2
  3. Баке Е. Л., Баке А. А. Исследование жизненных ценностей старшеклассников. \\ ЗДВ: научно – методический журнал. 2005. №1
  4. Воспитательная система школы \\ Классный руководитель. 2001. №3
  5. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2009
  6. Диагностика и анализ воспитательной работы \\ Классный руководитель. 2001. № 2
  7. Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2000
  8. Фалькович Т. А. Нестандартные формы работы с родителями. – М.: 5 за знание, 2005
07.11.2015 12:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!