СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Триз – педагогика – учитесь мыслить смело

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Поль Торренс

Немного найдется учителей, которым знакомо понятие «Триз – педагогика», не говоря уже о людях, далеких от образования. И это при том, что впервые о ТРИЗ заговорили в середине ХХ века. Возникает закономерный вопрос: «Почему»? Идеи ТРИЗ бесперспективны и не имеют будущего, тогда почему эта система существует и будоражит умы людей, вот уже более 60 лет? Или данная педагогическая модель настолько прогрессивна, что только сейчас пришло её время? А может быть, методы Триз – педагогики настолько уникальны, что определенному кругу людей совсем не выгодно было распространение её в широкие массы, однако, это предположение оставим на суд историков.

История основания ТРИЗ педагогики.

ТРИЗ – теория решения исследовательских задач, основоположником которой является изобретатель, писатель - фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер. Впервые ТРИЗ была апробирована в 60-е годы ХХ столетия в кружках технического творчества, где проводилось обучение инженерами и педагогами, прошедшими подготовку на семинарах Г. С. Альтшуллера. На этих занятиях детей учили творческому процессу: придумывать новые, до тех пор невиданные самолёты, машины, корабли, а затем изготавливать их модели. Эти творения участвовали во всевозможных конкурсах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. При этом они очень часто становились победителями выставок и получали патенты на изобретение. Именно тогда впервые было поставлено под сомнение утверждение, что творческий потенциал – это врожденный талант. ТРИЗ – педагоги утверждали, что любого ребенка можно научить творческому процессу. Сегодня ТРИЗ включают не только в школьный компонент учебных планов многих лицеев и гимназий, но и используется как метод обучения на отдельных предметах в общеобразовательных школах. Такая популярность ТРИЗ – педагогики обусловлена необходимостью становления нового типа личности, который бы соответствовал современной информационной эпохе, чего классическая система образования не может обеспечить.

Сущность теории решения исследовательских задач

ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образовании. Несмотря на солидный возраст, ТРИЗ – педагогику смело можно назвать инновационной педагогической моделью, первоочередной задачей которой является формирование творческой, смело мыслящей личности. Сегодня, наверное, только ТРИЗ – движение может похвастаться столь широким спектром своих слушателей, начиная от дошкольников и заканчивая специалистами узких отраслей. «Учись мыслить смело!» - вот основная идея данной педагогической системы. Те, кто один раз столкнулись с ТРИЗ, не только начинают иначе мыслить и решать поставленные задачи, но и значительно меняют отношение к миру.Кроме обучения творческой деятельности, в задачи триз – педагогики входит ознакомление учащихся с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач.

Триз – технологии базируются на следующих компонентах:

1. Решение открытых задач. В школе учат решать задачи, в которых четко сформулировано условие, есть неизвестное и конкретный способ решения. В жизни, зачастую, все не так однозначно: приходится сталкиваться с информацией, которая может совсем не пригодиться для решения задачи, вариантов нахождения неизвестного может быть несколько и нужно выбрать самый подходящий, а ответ может быть совершенно не прогнозированный. Решению таких «открытых задач» не учат в школе, этим занимается триз – педагогика.

2. Формирование творческого воображения. Сегодня ТРИЗ с уверенностью заявляет, что изобретателем может стать любой человек, начиная от программиста и заканчивая домохозяйкой. И это не пустые слова. Триз – педагоги обладают конкретными приемами, помогающими развивать творческое, креативное мышление. Познакомиться с ними можно прочитав книгу П. Р. Амнуэля «РТВ – это очень просто!»

3. Преодоление психической инерции. Приступая к решению поставленной задачи, наша услужливая память сразу навязывает нам привычные отработанные стереотипы нахождения ответа. Именно это и принято называть психической инерцией, преодолеть которую помогают методы развития творческого воображения, используемые в работе триз – педагогами.

4. Развитие ассоциативного и системного мышления. Как это ни парадоксально, но именно ассоциации помогают делать открытия. Для развития ассоциативного мышления, в первую очередь, нужно освободиться от стереотипов и клише в сознании, далее необходимо расширять сферу ассоциаций и на последнем этапе нужно работать над построением необходимых ассоциаций. Интересную методику развития ассоциативного мышления предлагает рижский автор А. А. Неретниекс в одноименной книге.

Применение триз – технологий на практике.

Вас заинтересовала ТРИЗ, и вы решили попробовать применить её на своём занятии, тогда начните с введения определенных правила, без которых невозможно создать творческую атмосферу в группе, а именно:

1. Равенство ученика и учителя на уроке

2. Уважение педагога к личности ребенка

3. Право на ошибку, которое имеет каждый человек

4. Учитель и ученик рука об руку идут по дороге знания и творчества

5. Пример учителя – главный воспитатель для ребенка

Очень важно преодолеть стереотип отношений в классе между педагогом и учеником, на это может уйти некоторое время. Следует быть терпеливым и толерантным по отношению к тем детям, которые медленно мыслят и ваши задачи для них, по – началу, будут не до конца понятны. Ребенок должен понять, что на этом уроке вы решаете поставленные задачи вместе с ним. Не бойтесь сказать, что вы не знаете ответа на вопрос задачи, объясните, что существуют вопросы, на которые никто не знает ответа, и знать всего невозможно. Не стыдно чего – то не знать, стыдно не учиться.

На первых порах, по – возможности, поделите класс на группы по 10 – 15 человек, и работайте с каждой по – отдельности. Такая работа будет более продуктивной, и поможет создать доверительную, творческую атмосферу на занятии.

Начинайте урок с небольших головоломок, которые помогут сосредоточить внимание и активизировать мышление учеников, например: «Три черепахи ползут по прямой. Первая говорит: я ползу, а за мной ползут две другие. Вторая: я ползу, передо мной одна и позади меня одна. Третья говорит: я ползу, и за мной две. Как такое может быть?» Учителю необходимо иметь богатый арсенал таких задачек, потому как второй раз ее можно будет использовать только в другом классе и через определенный промежуток времени.

Для подготовки к основной части занятия, вам потребуется написание отдельного календарного плана, который нужен будет не для администрации, а лично для вас. Материал вы сможете найти в интернете, задав в поисковике «триз – технологии».

Итак, решившись использовать в своей работе триз – методы, вы должны быть готовы, в первую очередь, к работе над собой. К тому, что через определенное время вы сами станете другим человеком, иначе будете подходить к решению задач и не только педагогических, но и собственных, жизненных. Будьте готовы изменить свое мировоззрение и взгляд на других людей. И поверьте, этот «новый человек» будет гораздо увереннее в своих силах и в самом себе. А первым толчком к самосовершенствованию пусть станут для вас слова Ричарда Баха: «Сколько жизней мы должны прожить, прежде чем появиться первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизней. А потом еще сто жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы убеждаемся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим».

05.02.2017 17:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!