СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
5 класс русский язык
Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Цели: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение сочинения в стиля рассуждения на тему «Кто главнее в жизни: мужчина или женщина?»
3. Объяснение новой темы.
Эвристическая беседа.
На доске записаны слова:
Черепашка летать купаться
Бассейн попугай зарываться
Песок носорог
вольера
- Давайте посмотрим, можно ли связать данные пары слов в словосочетания? (Нет, так как эти слова не связаны по смыслу.)
Черепашка летать
Бассейн попугай
- Какой вывод мы можем сделать? (Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу.)
- Давайте выберем слова, обозначающие действия, и запишем их столбиком.
летать
зарываться
купаться
- К данным глаголам прибавим слова, обозначающие место, где могут совершаться эти действия.
Летать вольера
Зарываться песок
Купаться бассейн
- Теперь мы с вами подобрали пары слов, связанных между собой по смыслу, но получились ли у нас словосочетания? (Нет.)
- Почему не получились? (Слова не связаны между собой грамматически.)
- Как построить из этих пар слов словосочетания? Что нужно сделать для этого? (Нужно связать эти слова между собой грамматически при помощи окончаний и предлогов.)
- Давайте подведем итог. Окончания слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются
в одном из важнейших разделов науки о языке - в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончаний и предлогов мы будем называть грамматической.Значит, зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически при помощи окончаний или окончаний и предлогов.
- Теперь вы знаете, по каким правилам образуются словосочетания. Образуйте словосочетания из приведенных пар слов.
летать в вольере
купаться в бассейне
зарываться в песок
- Мы построили словосочетания. Это первая работа, которую выполняет синтаксис. А теперь давайте подберем к каждому словосочетанию слова, указывающие, кто совершает данное действие. Только перед записью оставьте в тетради свободной одну строчку.
Попугай летает в вольере.
Носорог купается в бассейне.
Черепашка зарывается в песок.
- Мы построили предложения. Это вторая работа, которую выполняет синтаксис.
- Где можно увидеть то, о чем говорится в предложениях? (В зоопарке.)
- Запишем это в тетради на пропущенной строке. Что у нас получилось? (Заголовок.)
- Письменно ответьте на вопрос: интересно ли наблюдать за животными? Запишите ответ после предложения о черепашке. (Наблюдать за животными интересно.)
- Посмотрим, что у нас получилось.
В зоопарке.
Попугай летает в вольере.
Носорог купается в бассейне.
Черепашка зарывается в песок.
Наблюдать за животными интересно.
- Итак, мы с вами построили текст. Это третья работа, которую выполняет синтаксис.
- Давайте сформулируем правило. Синтаксис учит строить:
1) словосочетание;
2) предложение;
3) текст.
Словарная работа.
Запись в словарь трудных слов:
синтаксис — составление, порядок;
словосочетание - чет, четное число.
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 44 на стр. 17 Рабочей тетради.
Составь и запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначь, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.
Образец: дня, солнечный - солнечного дня
беседовать, друг - беседовать с другом
Родина, любить
чествовать, герой
честный, ответа
горный, вершина
альпийский, луга
гулять, аллея
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Работа с учебником.
Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу - не являются словосочетаниями. Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел не являются словосочетаниями. Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым - это грамматическая основа предложения. |
Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 36 учебника.
Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 47 на ср. 18 Рабочей тетради.
Подчеркните слова, не являющиеся словосочетаниями.
Оглушительные раскаты грома раздались в вышине и понеслись под черными тучами вдаль.
а)оглушительные раскаты, д) раздались и понеслись,
б)раскаты грома, е) под тучами,
в)раскаты раздались, ж) черными тучами,
г)раздались в вышине, з) понеслись вдаль.
Домашнее задание
1. §§ 17,18. 2. Упражнение 118 на стр. 35.
Составь и запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначь, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.
Образец: дня, солнечный - солнечного дня
беседовать, друг - беседовать с другом
Родина, любить
чествовать, герой
честный, ответа
горный, вершина
альпийский, луга
гулять, аллея
Подчеркните слова, не являющиеся словосочетаниями.
Оглушительные раскаты грома раздались в вышине и понеслись под черными тучами вдаль.
а)оглушительные раскаты, д) раздались и понеслись,
б)раскаты грома, е) под тучами,
в)раскаты раздались, ж) черными тучами,
г)раздались в вышине, з) понеслись вдаль.
Словосочетание.
1.Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.
Главное слово + зависимое слово.
Смысловая связь, грамматическое значение |
Примеры |
Предмет и его признак |
|
Действие и предмет |
|
Признак и его степень |
|
Действие и его признак |
Грамматическая связь |
Примеры |
При помощи окончаний |
|
При помощи окончания и предлога |
2.К данным словосочетаниям подберите синонимичные, заменяя глаголы существительными, существительные – глаголами или прилагательными.
Лестница из мрамора -
Обдумать план- ,след зайца
К данным словосочетаниям подберите синонимичные, заменяя глаголы существительными, существительные – глаголами или прилагательными.
сравнение с образцом –
начать работу –
серебряная ваза –
К данным словосочетаниям подберите синонимичные, заменяя глаголы существительными, существительные – глаголами или прилагательными.
изучить литературу –
стремление к правде –
воротник из лисы -.
3.Выписать словосочетания, в которых главное слово стоит перед зависимым.
1.Истина в словах. 2.Истинный друг. 3.Копия подлинника. 4.Подлинный героизм. 5.Движимый состраданием. 6.Третий в ряду. 7.Третий глаз.
4.Выписать словосочетания, в которых зависимое слово стоит перед главным.
1.мои мечты 2.мечты о море 3.трудное задание
4.остановленный завод 5 составленный по приказу 6.танцы для отдыхающих
7.лучшая оценка 8.лучший в классе 9.лучше узнать
5.Найди ошибку в следующем утверждении.
Главное слово – основное в словосочетании. Зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного. Поэтому зависимое слово всегда стоит после главного.
6.Найдите «лишнее» словосочетание.
1.Преследовал преступника 2.Преследуем преступника
3.Будем преследовать преступника 4.Преследование преступника
© 2015, Тулегенова Зивагуль Зулхарнаевна 2075