СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс русский язык

Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Цели: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинения в стиля рассуждения на тему «Кто главнее в жизни: мужчина или женщина?»

3. Объяснение новой темы.

Эвристическая беседа.

На доске записаны слова:

Черепашка летать купаться

Бассейн попугай зарываться

Песок носорог

вольера

- Давайте посмотрим, можно ли связать данные пары слов в словосочетания? (Нет, так как эти слова не связаны по смыслу.)

Черепашка летать

Бассейн попугай

- Какой вывод мы можем сделать? (Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу.)

- Давайте выберем слова, обозначающие действия, и запишем их столбиком.

летать

зарываться

купаться

- К данным глаголам прибавим слова, обозначающие место, где могут совершаться эти действия.

Летать вольера

Зарываться песок

Купаться бассейн

- Теперь мы с вами подобрали пары слов, связанных между собой по смыслу, но получились ли у нас словосочетания? (Нет.)

- Почему не получились? (Слова не связаны между собой грамматически.)

- Как построить из этих пар слов словосочетания? Что нужно сделать для этого? (Нужно связать эти слова между собой грамматически при помощи окончаний и предлогов.)

- Давайте подведем итог. Окончания слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются

в одном из важнейших разделов науки о языке - в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончаний и предлогов мы будем называть грамматической.Значит, зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически при помощи окончаний или окончаний и предлогов.

- Теперь вы знаете, по каким правилам образуются словосочетания. Образуйте словосочетания из приведенных пар слов.

летать в вольере

купаться в бассейне

зарываться в песок

- Мы построили словосочетания. Это первая работа, которую выполняет синтаксис. А теперь давайте подберем к каждому словосочетанию слова, указывающие, кто совершает данное действие. Только перед записью оставьте в тетради свободной одну строчку.

Попугай летает в вольере.

Носорог купается в бассейне.

Черепашка зарывается в песок.

- Мы построили предложения. Это вторая работа, которую выполняет синтаксис.

- Где можно увидеть то, о чем говорится в предложениях? (В зоопарке.)

- Запишем это в тетради на пропущенной строке. Что у нас получилось? (Заголовок.)

- Письменно ответьте на вопрос: интересно ли наблюдать за животными? Запишите ответ после предложения о черепашке. (Наблюдать за животными интересно.)

- Посмотрим, что у нас получилось.

В зоопарке.

Попугай летает в вольере.

Носорог купается в бассейне.

Черепашка зарывается в песок.

Наблюдать за животными интересно.

- Итак, мы с вами построили текст. Это третья работа, которую выполняет синтаксис.

- Давайте сформулируем правило. Синтаксис учит строить:

1) словосочетание;

2) предложение;

3) текст.

Словарная работа.

Запись в словарь трудных слов:

синтаксис — составление, порядок;

словосочетание - чет, четное число.

Тренировочные упражнения.

Учащиеся выполняют упр. 44 на стр. 17 Рабочей тетради.

Составь и запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначь, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.

Образец: дня, солнечный - солнечного дня

беседовать, друг - беседовать с другом

Родина, любить

чествовать, герой

честный, ответа

горный, вершина

альпийский, луга

гулять, аллея

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

Работа с учебником.

Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу - не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел не являются словосочетаниями.

Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым - это грамматическая основа предложения.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 36 учебника.

Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют упр. 47 на ср. 18 Рабочей тетради.

Подчеркните слова, не являющиеся словосочетаниями.

Оглушительные раскаты грома раздались в вышине и понеслись под черными тучами вдаль.

а)оглушительные раскаты, д) раздались и понеслись,

б)раскаты грома, е) под тучами,

в)раскаты раздались, ж) черными тучами,

г)раздались в вышине, з) понеслись вдаль.

Домашнее задание

1. §§ 17,18. 2. Упражнение 118 на стр. 35.

Составь и запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначь, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.

Образец: дня, солнечный - солнечного дня

беседовать, друг - беседовать с другом

Родина, любить

чествовать, герой

честный, ответа

горный, вершина

альпийский, луга

гулять, аллея

Подчеркните слова, не являющиеся словосочетаниями.

Оглушительные раскаты грома раздались в вышине и понеслись под черными тучами вдаль.

а)оглушительные раскаты, д) раздались и понеслись,

б)раскаты грома, е) под тучами,

в)раскаты раздались, ж) черными тучами,

г)раздались в вышине, з) понеслись вдаль.

Словосочетание.

1.Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.

Главное слово + зависимое слово.

Смысловая связь, грамматическое значение

Примеры

Предмет и его признак

Действие и предмет

Признак и его степень

Действие и его признак

Грамматическая связь

Примеры

При помощи окончаний

При помощи окончания и предлога

2.К данным словосочетаниям подберите синонимичные, заменяя глаголы существительными, существительные – глаголами или прилагательными.

Лестница из мрамора -

Обдумать план- ,след зайца

К данным словосочетаниям подберите синонимичные, заменяя глаголы существительными, существительные – глаголами или прилагательными.

сравнение с образцом –

начать работу –

серебряная ваза –

К данным словосочетаниям подберите синонимичные, заменяя глаголы существительными, существительные – глаголами или прилагательными.

изучить литературу –

стремление к правде –

воротник из лисы -.

3.Выписать словосочетания, в которых главное слово стоит перед зависимым.

1.Истина в словах. 2.Истинный друг. 3.Копия подлинника. 4.Подлинный героизм. 5.Движимый состраданием. 6.Третий в ряду. 7.Третий глаз.

4.Выписать словосочетания, в которых зависимое слово стоит перед главным.

1.мои мечты 2.мечты о море 3.трудное задание

4.остановленный завод 5 составленный по приказу 6.танцы для отдыхающих

7.лучшая оценка 8.лучший в классе 9.лучше узнать

5.Найди ошибку в следующем утверждении.

Главное слово – основное в словосочетании. Зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного. Поэтому зависимое слово всегда стоит после главного.

6.Найдите «лишнее» словосочетание.

1.Преследовал преступника 2.Преследуем преступника

3.Будем преследовать преступника 4.Преследование преступника

Категория: Русский язык
02.11.2015 14:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!