СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология работы школы с одаренными детьми в условиях модернизации российского образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свою задачу педагоги ГБОУ лицей г. Сызрани видят в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Программой развития школы определено, что одним из приоритетов является создание условий для удовлетворения потребностей учащихся и родителей в качественном личностно-ориентированном обучении, максимальное расширение возможности выбора учащимися профиля обучения, подбора педагогических технологий; дальнейшее совершенствование содержания образования.

Школа имеет большой опыт работы с одаренными детьми. В рамках своих предметов учителя ведут исследования и прогнозируют интеллектуальные возможности школьников, создают условия для реализации потенциальных способностей и самовыражения личности. Актуальность работы с одаренными связана как с внешними факторами, среди которых новые параметры модели развития Российской системы образования, являющиеся ответом на вызовы времени, так и с внутренними, определяющими авторский замысел профессионального сообщества образовательного учреждения.

Актуальность заключается и в том, что опыт работы педагогов лицея по выявлению и сопровождению учащихся, имеющих повышенный уровень интеллектуального и творческого развития, позволит в определенной степени решить эту проблему и в других образовательных учреждениях подобного типа. Кроме того, сам поиск вариантов достижения новых образовательных результатов школьников является инновационным. Идеи, касающиеся развития системы поддержки талантливых детей, соответствуют Концепции модернизации российского образования, а также концептуальным положениям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.

Работу с мотивированными учащимися необходимо проводить с учетом знания уровней и особенностей одаренности личности ребенка. Существует общая (умственная) и специальная одаренность.

Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности. Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности.

Принципы работы с учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации (и одаренными детьми):

  • - индивидуализация, дифференциация обучения;
  • - создание условий для самостоятельной работы учащегося;
  • - максимальное разнообразие возможностей развития личности;
  • - возрастание роли внеурочной деятельности;
  • - свобода выбора дополнительных образовательных услуг.

В рамках выявления одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов: метода наблюдения детей в различных ситуациях; психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик; экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями; включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами; организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера; метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.

Анализ литературных данных показал, что понятие «технология обучения» соотносится с понятием «педагогическая технология». Мы определили педагогическую технологию как упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели.

В педагогической работе с одаренными детьми используется различные педагогические технологии. Их выбор и применение осуществлялись по следующим параметрам:

1. Определение основных целей, достигаемых при применении данной технологии.

2. Определение степени разработанности данной технологии.

3. Определение степени разработанности внедрения технологии.

4. Степень трудоемкости технологии.

5. Требуется ли особая подготовка педагогов для применения этой технологии.

6. Возможность негативных последствий от непрофессионального применения данной технологии.

Остановимся на описании лишь некоторых технологий личностно-ориентированного обучения, которые использовались нами в работе с одаренными детьми.

Технологии поддержки ребенка. Наиболее полно эти технологии представлены в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии (К. Роджерс). Согласно этим исследованиям, основная задача педагога состоит в оказании помощи ребенку в его личностном росте. Иначе говоря, педагогика должна быть сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

Таким образом, основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений и др.

Технология самоисследования. Педагог, организующий самопознание и самовоспитание детей, делает упор на их самосознание, проникновение самим ребенком в свой внутренний мир. Задача изучения личности решается в ходе этого процесса. Меняется педагогическая позиция: из наблюдателя педагог превращается в советника, консультанта, помощника.

Технология воспитания в педагогических ситуациях. Педагогическое воздействие имеет такие составные части, как цель и связанные с ней содержание, воспитательные средства, оценку конкретной ситуации, учебных условий.

Цель педагогического воздействия – это изменение личности в определенном плане в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Поэтому столь важна система педагогических воздействий, служащих определенной педагогической задаче в рамках общей цели образования и воспитания одаренного ребенка.

Технология учебного проектирования. Первые попытки внедрения технологии проектного обучения в отечественных школах уходят своими корнями в идеи Д. Дьюи об организации деятельности детей по разрешению практических задач, взятых из повседневной жизни.

На основе теоретических построений Д. Дьюи его последователями была разработана проектная система обучения (или метод проектов), суть которой заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с преподавателем проектировали решение какой-либо практической задачи. И хотя, как отмечают современники, энтузиазм учеников при таком обучении был весьма похвален, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа не могла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний.

Сегодня многие педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных потребностей и мотивов.

В работе цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов. Научно- исследовательская работа может быть организована:

• Прежде всего во время уроков. В качестве творческих домашних заданий на уроках ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.).

• Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.)и т.п.

Технология коллективной мыследеятельности. Она состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным. Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и учащимися совместно с учетом интересов и способностей последних.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

Коллектив выступает механизмом развития личности. Успех определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.

Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия. В педагогической практике развивающего обучения анализ учебной проблемы на третьем этапе прекращается, поскольку проблема решена.

Именно метод, понятый и освоенный детьми, становится тем социокультурным результатом, который и позволяет по-новому строить свою учебную деятельность.

В педагогической работе с одаренными детьми использовались и другие технологии личностно-ориентированного характера: технология уровневой дифференциации, технология дистанционного обучения, технология коммуникативного обучения, технология перспективно-опережающего обучения, технология коммуникативного обучения, технология саморазвивающего обучения и др. Каждая из них отличается своими особенностями содержания и методики. Выбор каждой был подчинен одной цели – обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности одаренного ребенка, который является не просто субъектом образовательного процесса, но субъектом приоритетным.

Методы обучения, как способы орга­низации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития позна­вательных способностей и личностных ка­честв. Применительно к обучению интел­лектуально одаренных учащихся, безуслов­но, ведущими и основными являются мето­ды творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследователь­ские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свобод­ное использование разнообразных источ­ников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потреб­ность в быстром получении больших объе­мов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение ком­пьютеризованных средств обучения. В целом, в обучении одаренных эффек­тивность использования средств обучения определяется главным образом содержани­ем и методами обучения, которые реализу­ются с их помощью.

Категория: Прочее
06.03.2015 14:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!