СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОКРУЖНОЙ СЕМИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ГОУ Г. МОСКВЫ ПРОГИМНАЗИИ № 1627»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОВЕДЕНИЕ ОКРУЖНОГО СЕМИНАРА

ГОУ Г. МОСКВЫ ПРОГИМНАЗИИ №1627

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В ГОУ Г. МОСКВЫ ПРОГИМНАЗИИ № 1627»

Цель: создание системы работы с одаренными детьми, обмен опытом по организации работы с одаренными детьми в условиях ГОУ г. Москвы Прогимназии №1627

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА
  2. Регистрация участников семинара.
  3. Сбор участников семинара в актовом зале.
  4. Открытие семинара - директор Громова Л.Н.
  5. Презентация плана проведения семинара «Организация работы с одаренными детьми в Прогимназии №1627».
  6. Распределение участников семинара по открытым урокам. – вручение маршрутных листов
  7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

2 УРОК – 9.25 – 10.00

УРОК МАТЕМАТИКИ 3 «Б» класс

Тема урока: «

Учитель Веденеева Ольга Анатольевна, учитель высшей категории

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 «А» класс

Тема урока: «

Учитель Бакашева Зоя Ивановна, учитель категории

3 УРОК – 10.15 – 10.50

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 класс

Тема урока: «

Учитель Новикова Галина Сергеевна, учитель высшей категории

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 3 «А» класс

Тема урока: «

Учитель Ширяева Нонна Сергеевна, учитель 2 категории

  1. КОФЕ – ПАУЗА
  2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА
  3. Презентация «Особенности работы ГОУ Г Москвы Прогимназии №1627 в период перехода на новые стандарты начального образования»

– директор Прогимназии Громова Лилия Николаевна.

  1. Докдад - презентация «Систематизация работы с одаренными детьми в Прогимназии №1627»

- заместитель директора по УВР Шипигузова Татьяна Николаевна.

СОДОКЛАДЧИКИ:

  1. Презентация «Психолого – педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми»

- педагог – психолог 2 категории Король Евгения Васильевна

  1. Презентация «Организация работы с одаренными детьми в внеурочное время»

- заместитель директора по ВР Федотова Любовь Николаевна.

  1. Презентация «Работа с одаренными детьми на уроках математики»

- учитель высшей категории Веденеева Ольга Анатольевна

  1. Презентация «Работа с одаренными детьми на уроках литературного чтения»

- учитель высшей категории Новикова Галина Сергеевна

  1. ЗАКЛДЮЧЕНИЕ СЕМИНАРА
  2. Подведение итогов семинара – руководитель лаборатории начальных классов Егорова Татьяна Романовна.
  3. Рекомендации по итогам семинара.
  4. Рефлексия

ДОКЛАД

Систематизация работы

с одаренными детьми

в Прогимназии №1627

города Москвы

Заместитель директора по УВР

Шипигузова Татьяна Николаевна

Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность.

Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души. А.А. Гин

Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам. А.А. Гин

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли итребующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость развития интеллектуальных, творческих и социальных возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

«Важная задача – забота об одаренных детях.» - говорила О.Н. Ларионовой на очередном заседании Правительства Москвы по вопросу "О развитии системы работы с одаренными детьми в городе Москве".

Модернизация российской системы начального образовании, требования к уровню подготовки к выпускников начальной школы в условиях компетентного подхода новых стандартов начального обучения, научно-технический прогресс современного общества и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которое под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари, различные познавательные энциклопедии и другую специальную литературу; пытливо они ищут ответы на свои всевозможные вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести младших школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои индивидуальные способности.

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной начальной школе. Это подтверждается и в Национальной стратегии «Наша новая школа», где наряду с важнейшими направлениями образовательной деятельности, вопросам развития одаренных и талантливых детей уделяется особое внимание, и в новых федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.

Выявление одаренных детей в нашей Прогимназии на основе наблюдения, изучения психолого – педагогических особенностей, речи, памяти, воображения, логического мышления. Такая целенаправленная работа с одаренными учащимися, их систематический поиск, выявление и развитие становятся для нашего педагогического коллектива одним из

Из приоритетных направлений Прогимназии.

Работа с одаренными детьми в прогимназии потребовала целенаправленной и систематической работы. В связи с этим в 2010 году творческой группой нашей прогимназии была создана программ работы с одаренными детьми «Наша гордость и надежда». В марте 2010 года на очередном педагогическом совете эта Прграмма была утверждена.

Основная цель программы:

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей и создание системы работы с одаренными детьми.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, администрации прогимназии, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей Проогимназии.

Задачи программы:

1.Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, марафонах, олимпиадах.

2.Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности детей младшего школьного возраста.

3.Обеспечить преемственность в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до высшего профессионального образования.

4.Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

Как уже говорилось ранее, развитие системы работы с одаренными учащимися - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики и нашей Прогимназии в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных направлений учебно –методической работы, внеклассных мероприятий, психолого – педагогической поддержки, работы с родителями, направленных на стимулирование как учебной,так и внеурочной активности учащихся в соответствия с требованиями новых федеральных государственных стандартов начального образования.

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Разрабатывая свою систему действий, мы исходим из следующего содержания понятия "одаренные дети". Итак, одаренные дети :

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

Программа работы с одаренными детьми «Наша гордость и надежда» Прогимназии №1627 направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

Перед педагогами нашей Прогимназии встала задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Сегодня в условиях перехода начальной школы на новые стандарты начального образования должна взять курс на развитие способностей всех детей. Ведущая цель обучения по системе развивающего обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка. И одним из принципов работы является принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Все другие принципы системы развивающего обучения Л.в. Занкова как никогда ранее сегодня актуальны и соответствует новым федеральным государственным образовательным стандартам начального образования : принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип изучения программного материала быстрым темпом, принцип осознания школьниками процесса учения.

Сегодня мы говорим о системе развивающего обучения Л. В. Занкова, которая как ни одна другая система позволяет работать с одаренными детьми в учебной деятельности. Как известно, системе развивающего обучения, по которой работают все педагоги начальной школы прогимназии, уже более 50 лет. Достаточно долгое время (до 1996 года) сама система развивающего обучения Леонида Владимировича ЗАНКОВА считалась по отношению к традиционной – инновационной практикой.

Ключом к проблеме развивающего обучения и к обучению в целом младших

школьников– является само содержание обучения. Обучение по системе Л.В. Занкова позволяет на педагогам Прогимназии получить качественно иные образовательные результаты, достаточно высокие результаты обучения, которые соответствуют современному заказу нашего общества новой информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями.

Обучаемость, как известно, — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их – это требования новых образовательных стандартов начального обучения и это соответствует программам развивающего обучения Л.в. Занкова, так как это уже заложено непосредственно в самих программах системы развивающего обучения Л.в. Занкова), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения - вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей Прогимназии имеет следующее содержание:

Выявление одаренных и талантливых детей

  • анализ особых успехов и достижений учащихся Прогимназии;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям конкретно по каждому классу и по Прогимназии в целом;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания единых системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе Прогимназии.

Принципы педагогической деятельности, на которых строится работа с одарёнными детьми:

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип развивающего обучения - система развивающего обучения Л.В. Занкова.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип создания для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  • Принцип работы учащихся Прогимназии на факультативных курсах по углубленному изучению предметов школьной программы- работа с одаренными детьми «Умники и умницы» (по русскому языку, математике, английскому языку, информатики);
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  • организация научно-исследовательской деятельности через проектную деятельность;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, марафонах, предметных олимпиадах и т.д.

I ступень – аналитический период ( присущ учащимся начальной школы) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива нашей Прогимназии и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации учащихся на уроках к учению.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми.

Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе.

Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Наши педагоги систематически работаю над своим повышением профессиональной подготовки. Ежегодно они обучаются на различных курсах повышения квалификации МИОО.

Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы.

Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;

  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность;
  • пособствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение и индивидуальность ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет, обладающий качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они не спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям.

Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают.

Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Учитель должен быть:

  • - увлечен своим делом;
  • - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • - интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • - проводником передовых педагогических технологий;
  • - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • - знатоком во всех областях человеческой жизни.
13.08.2015 09:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!