СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свобода учителя как педагогическая необходимость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свобода учителя как педагогическая необходимость*

Однажды немецкий писатель и журналист Маттиас Клаудиус обозначил проблему свободы человека следующим образом: «Свобода состоит в праве делать то, что не вредит другим». Это означает, что свобода есть возможность выбора. Но возможность распоряжения своей свободой совершенно не означает её наличие. Абсолютная свобода недопустима по причине несовершенства человеческой сущности, которая приведёт общество к вседозволенности. Нам ни в коем случае не представляется возможным поставить знак равенства между философскими категориями свободы и вседозволенности. Как говорил выдающийся русский мыслитель Михаил Бакунин: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Исходя из этого, мы понимаем, что наша свобода всегда будет чем-нибудь ограничена – моралью, нравственностью, религией, правом и многим другим.

По своей сути человек не является свободным. Находясь в окружении, мы несём ответственность за все наши поступки, действия в отношении окружающей действительности. Все её объекты находятся в тесной взаимосвязи между собой. Один не верный шаг может привести к самым неблагополучным результатам.

О свободе, как о социальной ценности, человечество размышляет уже не первое тысячелетие. И философы, и социологи, и писатели, и педагоги… Так, в одной из книг советский психолог Даниил Эльконин пишет о том, что отношение ребёнка к вещам есть отношение, осуществляемое с помощью или через другого человека. На сколько ребёнок является свободным? А учитель? Идя от порога дома до порога школьного кабинета, границы свободы ребёнка уменьшаются пропорционально увеличивающейся обязанности и ответственности. Когда мы, будучи педагогом, заходим в класс – свободны ли мы в выборе своих действий? Нас окружают

инструкции, положения, техника безопасности, санитарные нормы, регламенты, рабочие программы и пр.

Ни педагог, ни ребёнок, в своей сущности не свободны.

Но всё же, что такое свобода для учителя? Это наличие возможности расти профессионально, подниматься по карьерной лестнице, выбирать методики преподавания, заниматься самореализацией и доводить до совершенства своё мастерство и свои идеи. Наша педагогическая свобода есть осознанная необходимость. Настоящий учитель должен быть свободен от стереотипов и догматов. Только внутренне свободный учитель сможет воспитать свободного ученика. Перед нами встаёт сложная нравственная дилемма – соотношение свободы личной и профессиональной.

Профессиональное самосовершенствование даёт свободу действий. Но невозможность реализации этих действий накладывает ограничение на свободу.

В современных условиях сформированности невысокого статуса учительства, педагогам часто приходится отстаивать свою свободу, обосновывать свои методы и взгляды, выстраивать позитивный диалог с родительским сообществом и представителями сферы образования.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что подготовить свободного человека могут только свободные люди. Современному российскому педагогическому сообществу архи как нужны высокопрофессиональные и подлинно свободные учителя.

Свобода живёт внутри каждого из нас. И мы отвечаем за то, будет эта свобода реальной или мнимой.

* Данная статья была опубликована в марте 2018 года школьного альманаха МАОУ СОШ 163,

Категория: Всем учителям
07.07.2018 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!