СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль юмора в педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагоги, философы, психологи с древнейших времен и до настоящего времени отмечают значительную роль юмора в жизни людей. Именно юмор помогает людям выжить в полной тревог и неприятностей жизни. Поскольку юмор составляет неотъемлемую черту сущности и существования человека, использование юмора в педагогической практике хорошо согласуется с процессами демократизации и гуманизации воспитания и образования в сегодняшней школе.

Исследователями, в частности, отмечалась важность развития смеховой формы проявления человеческой сущности, необходимость применения юмора, иронии и других форм смешного в учебно-познавательном и воспитательном процессах в современной школе в связи с тем, что смеющийся человек скорее способен усмотреть сущность происходящего и адекватно на него отреагировать.

Многие проблемы современности, так остро обсуждаемые в настоящее время: нужды цивилизации, политические и нравственные вопросы, грядущие климатические катаклизмы, болезни века, ускорение научно-технического прогресса, углубление экологического кризиса – предстоит решать сегодняшним школьникам. Становится очевидным, что талантливая молодежь является ценным капиталом – своеобразной инвестицией в будущее. В формировании у школьников понимания значимости человеческой личности и духовных ценностей важную роль может сыграть использование юмора в педагогических целях.

Как отмечает современная философия просвещения, основное противоречие педагогического процесса в школе определяется как соотношение в нем таких двух сторон: требования к удовлетворению общественных потребностей (интересов, ценностей), которые выделяются данной официальной системой образования (общественное «необходимо»); с индивидуальными потребностями (интересами, ценностями) отдельных учеников или некоторых групп (ученическое «хочу»).

Школа должна учить мыслить. Необходимо соединить процесс овладения прочными основами современной науки с процессами воспитания ума, способности мыслить (то есть самостоятельно эти основы развивать, исправлять, корректировать), приводить в соответствие с новыми данными, с изменяющимися условиями реальной жизни, с окружающим нас (и вовсе не мертвым и застывшим, а изменяющимся) миром. Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь, а именно, чтобы учащиеся постоянно были бы вынуждены тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельного суждения. Именно это требует привлечь к арсеналу педагогических методов юмор и смех как природные первоосновы создания лучших взаимоотношений между людьми.

Обучение непременно охватывает эмоциональную сферу ученика. А эмоции тесно связаны с мотивами учеников и выражают возможность реализации ими намеченных мотивов и поставленной цели. Мотив выступает внутренним побуждением личности к тому или иному виду активности. Мотивами, как известно, могут выступать идеалы, интересы личности, ее убеждения, социальные установки, ценностные ориентации. В соответствии с современными представлениями в психологии категория мотивация – это система мотивов, которая обозначает конкретные формы деятельности или поведения человека. И, как установлено психологией, чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности [3, c.12].

Внутренними факторами формирования той или иной мотивации являются потребности. Потребность – это необходимость в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность. «…Мышление ориентирует человека в объективной действительности, чувства оценивают его отношение к нашему «Я», воля перерабатывает его соответственно нашим потребностям» [2, c.11]. Именно потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, который чувствует и осознает свое «недовольство», «дискомфорт», как отображение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности выступают, по сути, источником деятельности.

В зависимости от разных критериев существуют разные классификации потребностей. Можно выделить пять уровней структуры потребностей:

1)физиологические потребности – необходимы для выживания (еда, вода, жилище, отдых, голод и т.д.);

2)потребности в безопасности и защищенности от физических и психических угроз со стороны окружающего мира (защита от страданий, боли, неустроенности и т.д.);

3)социальные потребности – чувство принадлежности кому – то, чувство социального взаимодействия (с коллективом, формальною или не формальною группой, государством, обществом); это могут быть и сугубо личные чувства принадлежности и поддержки (потребность в сексуальном партнере, семье, друзьях, соседях);

4)потребности в уважении – обеспечивают признание, самоуважение и уважение со стороны других, достойную оценку достижений, компетентности, статуса, престижа;

5) потребности в самоактуализации, т.е. в реализации своих потенциальных возможностей – необходимость познания, деятельности, творчества, создания нового понимания и осмысления собственного пути, реализация себя как личности, профессионала.

Психологи последнюю группу потребностей называют потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают только тогда, когда удовлетворены более низкие потребности.

Считается, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания и воспринимаются человеком как не главные, менее актуальные. Удовлетворение потребностей в самоуважении и самореализации, как правило, дает счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но и развитие личности.

Люди, достигшие уровня самоактуализации, полностью реализовали свои способности и потенциальные возможности, являются зрелыми личностями и отличаются такими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий; юмор; спонтанность; терпеливость; демократичность принципов и отношений; идентификация себя со всем человечеством; конформизм (независимость в мыслях и поступках); интуитивное и четкое различение добра и зла; творческие способности [3, c.13].

Отмеченный специалистами ряд черт зрелой личности включает в качестве обязательного признака юмор, позволяющий уму ориентироваться в многообразных ситуациях жизни, оценивать соотношение сущего и должного и выносить суд всему сущему с позиций нравственных и эстетических идеалов. Формирование и развитие личности требует, таким образом, воспитания чувства юмора. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя, понимать юмор закладывается в детстве.

Страшно, когда система воспитания детей не ориентирована на формирование чувства юмора. В качестве примера можно привести историю создания чистопородного арийца (белокурой бестии) в гитлеровской Германии. После Второй мировой войны немецкий профессор Теодор Хельбрюгге обследовал этих детей (их около 8 тыс.) и сделал вывод, что все они были симпатичными, голубоглазыми, светловолосыми, но с безразличными лицами и не умели смеяться.

Способность смеяться означает, кроме всего прочего, способность быть небезразличным к миру, к другим людям, ко всему сущему. Развитое чувство юмора становится фактором формирования острого ума, способного схватывать сущность, признаком нравственного совершенства, когда человек становится способным смеяться не только над другими, но и над самим собой.

Чувство юмора совсем не означает, что ребенок только этим и занимается, что шутит, рассказывает анекдоты. Чувство юмора – это набор определенных специфических навыков, которыми необходимо и нужно владеть, и которые необходимо развить в учениках. Воспитание чувства юмора у учащихся связано с развитием у них способности не бояться быть смешным, смеяться над собой, видеть абсурдность ситуации, которая пугает, и контролировать ее, подходить с усмешкой к трудностям. Когда-то Великий Чарли Чаплин сказал: «Если не смеяться в тяжелые минуты жизни, то можно сойти с ума».

Ребенок с развитым чувством юмора обладает нестандартным, гибким мышлением, способностью понимания серьезности и шутливости разговора. Ведь цель шутки – не просто вызвать смех в классе, группе, юмор – это способ влияния на любую аудиторию. С помощью юмора можно руководить групповыми интересами, создавать условия для коллективных действий и, что очень важно, формировать коллектив учащихся. Ведь в народе говорят, что смех действует даже на того, на кого уже вообще ничего не действует и не влияет.

Психологи считают, что юмор – это показатель морального здоровья коллектива и личности. И задача преподавателя научить детей им пользоваться, что является очень сложным и тонким делом. Ведь шутка в одних случаях имеет позитивное значение, а в других (другая группа детей, другая ситуация) дает отрицательный результат, т.е. учитель, когда шутит, должен всегда учитывать особенности группы детей, отношения с ними, окружающую атмосферу. Следует отметить, что шутить с детьми следует очень осторожно. И учителя (да и родители тоже) должны хорошо разбираться, о чем с учениками можно говорить в шутливой форме, а о чем невозможно.

Следует помнить, что нельзя высмеивать, шутить над личностью учащегося, его невольным промахом. Можно посмеяться над какой-то чертой характера, конкретным поступком ученика, но не высмеивать самого человека. Недопустимы и грубые, глумливые шутки, кривляния и т.п. Такой юмор может вызвать конфликт с учителем, с одноклассниками.

Сила смеха именно и состоит в том, что он, зародившись в глубинах подсознания, становится той эмоциональная сфера, которая, как известно, объединяет людей, причем, не всегда в положительных устремлениях. «Смех перебрасывает мостик между действительностью и видимостью и этим самым отвергает напыщенную официозность, преувеличение способностей и т.д.» [6. с.51]. То есть использовать в учебно-воспитательных целях юмор необходимо осторожно. Именно учитель должен уметь всегда находить в самых сложных и напряженных ситуациях, поведении и репликах ученика комическое.

Однако это не означает, что занятия должны только развлекать, смешить, забавлять. Юмор должен быть реализован, прежде всего, как способ педагогического влияния на группу. Именно с помощью юмора преподаватель может руководить настроением группы, класса, создавать условия для совместной деятельности, что будет способствовать лучшему усвоению изучаемого материала. Представляется, что искусство комического должно ставить перед собой задачу многообразия комического, соответствующего реальным эмоциональным возможностям ученика.

Известное определение комического как несоответствия между старым, отжившим содержанием явления и формой, которая претендует на значимость, между высокой целью и никуда не годными средствами охватывает узкую сферу комического. В качестве примера можно отметить, что элементарное комическое нельзя подвести под это определение, а без него не обходится ни один сложный жанр искусства. Несоответствие или нелепость в одежде, большинство цирковых приемов, относящихся к элементарному комическому, комическое детей и для детей – все это, как представляется, основано на столкновении простых представлений.

Объектом комического, как известно, может быть все, что имеет для человека смысл и допускает игру со смыслом, которое вызывает удовольствие и соответствующую эмоциональную реакцию. Действие и смысл опосредуют отношения между субъектом и объектом. И, если действие касается комической техники, то смысл – это восприятие комического.

Комическая техника предназначена для ведения игры смыслов, наглядных и понятийных, так, чтобы у воспринимающего человека вызвать эмоциональную положительную реакцию – смех. Смех, юмор повышают эффективность педагогической деятельности, помогая бороться со скукой, однообразностью учебного процесса. Само понимание потребности, необходимости учебной деятельности делает ее в глазах ученика важной и интересной. Интерес к получению знаний будет тем больше, чем глубже ученик будет понимать значение своей учебной работы.

Одной из возможностей показать необходимость знаний, и является использование комического эффекта незнания, т.е. поставить учеников в такие условия, когда они «на собственной шкуре» убеждаются в необходимости получения тех или иных знаний. Особенно четко осознают ученики значение полученных ими знаний и умений, когда они чувствуют, что в результате обучения развиваются их умственные способности. Все это требует от педагога быть всегда оптимистически настроенным, так как его настроение передается детям. Общеизвестно, что состояние несчастного человека убивает всякую радость к жизни, отравляет существование окружающим.

Приемы формирования чувства юмора (фольклорные жанры, комиксы, юморески, остроты и др.) должны использоваться в педагогической деятельности довольно широко. Так уже сегодня в школе широко используют комиксы при изучении, например, таких серьезных тем как: основы радиобезопасности, Конституции Украины (это уже третье издание для младших школьников) и др. [3, c. 69-70]. Подобный метод особенно важен при закреплении материала. Замечено, что при изучении химии, например, для развития навыков быстрого и точного запоминания сложных процессов, явлений и просто формул способствует использование пословиц, поговорок, образных выражений. Многие пословицы и поговорки учащиеся сочиняют сами. Может быть, они с поэтической точки зрения не очень правильны, но они помогают учащимся осмыслить учебный материал. Когда учащиеся растворяют кислоту (любую), то они могут повторять поговорку: «Сначала – вода, потом кислота, иначе случится большая беда» [5. c.246]. Это помогает детям в неформальной, нескучной обстановке надолго запомнить правила растворения кислоты. А эти строчки-перевертыши хорошо и понятно раскрывают всю суть окислительно-восстановительных реакций: Окислитель – он всегда восстанавливается, Восстановитель – он всегда окисляется. Сущность окислителя, который всегда принимает электроны во время химических реакций, может звучать кратко и очень точно: Окислитель – грабитель [5, c.247 – 248]. Все эти приемы способствуют не только повышению уровня чувства юмора, но и повышению культуры интеллектуальных и эстетических возможностей школьника. У них накапливаются знания, формируются навыки использования юмора, шутки.

Известно, что дети довольно часто ведут себя жестоко по отношению к другим детям с физическими недостатками, или чем-то другим, что отличает их от других детей. Формы установления личного контакта в этих ситуациях довольно разные: усмешка, просьба, доброе слово. Очень помогают в этих случаях шутливые высказывания, которые предстают в виде комплимента или замечания, подсказки или предупреждения. Очень хорошо, если учитель способен обратить внимание детей на их смешные поступки. Естественно, очень тяжело постоянно использовать в общении юмор. Но шутка, юмореска, удачный анекдот, яркий смешной пример из жизненной ситуации усиливают экспрессивность, подчеркивая непринужденность и свободу преподавателя, что, в свою очередь, влияет на ученика, делая его свободным. Преподаватель может использовать приемы, так называемой, психологической защиты, которые оберегают ребенка от низкой самооценки и негативного отношения к окружающему его миру. При плохом почерке у ученика его можно защитить довольно известной фразой: «Все великие люди не обращали внимания на почерк, их интересовало содержание написанного». Естественно, одним преподавателям легче использовать в работе юмор, комическое, а другим тяжелее. Но всем это необходимо, как мы видим, делать и делать, естественно, профессионально. И, пожалуй, следует обратить внимание еще на одну сторону этого процесса. Рассказывая смешные случаи, преподаватель должен оставаться нейтральным, так как иначе он будет демонстрировать явно позитивное отношение к собственной шутке, рекламировать ее как что-то остроумное. А это может вызвать реакцию, совсем противоположную ожидаемой.

Следует обратить внимание и на особую роль иронии, как разновидности смеха. Именно ирония характеризует различие намерения и результата, того, что задумано, и того, что вышло, а также означает – говорить противоположное тому, что думаешь. И чем глубже спрятана истинная суть иронии, тем она более действенна. Поэтому в общении, например, с младшими школьниками уместно использовать легкую и добрую иронию. Так, если преподаватель заметил, что кто-то из детей использует, например, плач как, своего рода, оружие для удовлетворения своих интересов, потребностей, то можно безадресно и по-доброму отметить, что одни плачут с горя, другие – от радости, а третьи – с утра. Это вызовет смех у детей и ребенок забывает, что он требовал, используя плач.

Применение различных приемов юмора с целью предупреждения детей от негативных поступков можно рассматривать как педагогическую технологию, высшее проявление педагогического мастерства.

Выводом, можно считать утверждение, что юмор, шутка, ирония, смех являются необходимыми составляющими элементами учебного и воспитательного процесса в школе, которые помогают не только приобретать знания, но воспитывать человека, умеющего воспринимать радости жизни.

Категория: Психологу
08.12.2019 14:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!